Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение о душе Аристотеля



2015-11-10 1362 Обсуждений (0)
Учение о душе Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок




Аристотеля (384—322 до н.э.) можно считать основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму ! тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. «Если бы у глаза была душа, то его душой было бы зрение», — говорил Аристотель. В книге «О Душе» Аристотель рассматривает душу как связанную с телом («Итак, душа неотделима от тела»). Аристотель предлагал свой вариант деления души на составляющие ее части. Он выделял душу разумную и неразумную. Неразумная душа разделялась им на растительную (вегетативную) и страстную (животную). Соответственно, только разумная часть души, по Аристотелю, может претендовать на бессмертие. Аристотель также ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца.

Аристотель - это строгая наука, хотя у него и были ранние диалоги. Аристотель исследует этот мир, отсюда его точность и энциклопедичность. Он говорит, что возможно резать червей – низменно, но для философии важно само созерцание. Все всем есть боги («Все полно богов» Фалес, «в походном костре столько же богов, как и в жертвенном огне» Гераклит). Его учение о душе содержится в З-х кн. «О душе» , а также «Малые труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э. Эти трактаты показывают, что Аристотель основатель психологии не меньше, чем основатель логики. Хотя самих слов «психология», «психолог» у него еще нет. Для него это часть физики.

Место психологии: если проводить градацию наук, то знания о душе нужно поставить на одно из первых мест. Т.к. душа есть начало все живых существ, которые были интересны ему биологически. Этим он предопределил связь психологии и естествознания.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. "Именно душа придаёт смысл и цель жизни". Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.

Энтелехия - Внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. Душа – функция тела. Если бы у глаза была душа, то это было бы зрение. Поэтомку нельзя говорить «душа грустит», а только «человек грустит душой». В этом его спор с Платоном, который утверждал сущностный, а не функциональный характер души. Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».

Градация души:

1). Душа растительная – смертна, питается, растет, размножается

2). Душа животного – ощущения, чувства, желания, удовольствие и страдания.

3). Душа разумная – м.б. бессмертна, так как не связана с телом.

Теория памяти Аристотеля:

Память связанна не только с душой, но и с телом, так что вне тела душа может жить, но не может ничего помнить. Вспоминать можно только то, что было – 1). Память связана с временем 2). Память не равна рассуждению, связанному с настоящим. Значит, память есть приобретенное свойств, появляющееся с течением времени. Она работает с образами, оставшимися после прекращения вербального контакта. Чтобы не было несколько образов от разных чувств, есть общее чувство (в сердце, видении единого мира, постигаемого в различных модальностях). Но и о умопостигаемом мы тоже помним общим чувством, так как ум способе познавать только то, чем может стать сам. Мы должны знать о собаке, чтобы узнать ее на улице.

Телесный субстрат памяти – сердце. В молодости сердце подвижно и не может удержать образы. У стариков оно твердое и не воспринимает образы. То причина плохой памяти. Припоминание по Аристотелю есть возвращение памяти. Запоминание – приобретение памяти. Если Платон считал, что обучение есть припоминание мира идей, учитель должен задавать наводящие вопросы, то Аристотель говорил, что нужно припоминать без вопросов. Животные припоминать не могут, разум припоминает.

6. Трактат Аристотеля "О памяти и припоминании". Аристотеля (384—322 до н.э.) можно считать основателем функционального подхода к психике. Часть 1. ПамятьЧасть 2. ПрипоминаниеЧасть 1 "Память" начинает исследование с понятия памяти. С самого начала говорит о том, что память не принадлежит душе. Память - это совместная деятельность души и тела. Предметом является только прошлое. Память: 1. время 2. не тождественно 3.------ Синтез различных модальностей - ощущения. Речь идет о движении данного предмета, модификации органа. Память помогает восстанавливать образ уже увиденного. Всякое постигаемое не может быть постигнуто без опоры на наглядное. Образ можно воспринимать как картину. Образы предметов могут восприниматься как то, что виделось ранее. Часть 2. При припоминании есть развитие памяти. Припоминание воспринимается как возвращение частично утраченного знания. Припоминание с помощью частичной информации происходит восстановление утраченного знания или образа. За припоминанием следует память. Нельзя назвать помнящим того, кто припоминает. В следствии сходства предмета или события, которое есть сейчас и то, что было, можно вспомнить то прошедшее, что уже было. Процесс припоминания может быть произвольным. Связь памяти с дествительным временем Теория памяти Аристотеля:Память связанна не только с душой, но и с телом, так что вне тела душа может жить, но не может ничего помнить. Вспоминать можно только то, что было – 1). Память связана с временем 2). Память не равна рассуждению, связанному с настоящим. Значит, память есть приобретенное свойств, появляющееся с течением времени. Она работает с образами, оставшимися после прекращения вербального контакта. Чтобы не было несколько образов от разных чувств, есть общее чувство (в сердце, видении единого мира, постигаемого в различных модальностях). Об умопостигаемом мы тоже помним общим чувством, так как ум способен познавать только то, чем может стать сам. Мы должны знать о собаке, чтобы узнать ее на улице. Телесный субстрат памяти – сердце. В молодости сердце подвижно и не может удержать образы. У стариков оно твердое и не воспринимает образы. Это есть причина плохой памяти. Припоминание по Аристотелю есть возвращение памяти. Запоминание – приобретение памяти. Если Платон считал, что обучение есть припоминание мира идей, учитель должен задавать наводящие вопросы, то Аристотель говорил, что нужно припоминать без вопросов. Животные припоминать не могут, разум припоминает.


2015-11-10 1362 Обсуждений (0)
Учение о душе Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение о душе Аристотеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)