Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманистическая психология



2015-11-10 903 Обсуждений (0)
Гуманистическая психология 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1960-х гг. в. сформировалось новое течение психологической мысли, ориентированное на описание психологически здоровых, зрелых, творчески активных представителей человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Основные принципы этого направления, получившего название «гуманистической» психологии, заключались в:

I) убежденности в целостном характере природы человека (в этом они противостояли стремлению представить человека как результирующую разнонаправленных сил, свойственному и бихевиоризму, и психоанализу);

2) подчеркивании роли сознательного опыта (в этом заключался пункт основной полемики с господствовавшими в то время направлениями) и

3) априорном признании свободы воли, спонтанности, ответственности (принцип активности и самодетерминации) и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни. Ярчайшим выразителем идей гуманистической психологии стал А. Маслоу (1908-1970). Маслоу сконцентрировал свое внимание на описании и изучении людей, достигших, по его мнению, наивысших достижений, адекватных природе человека. Этих людей он назвал «самоактуализирующимися личностями». Самоактуализация — это «полное использование и раскрытие талантов и способностей человека». Маслоу предположил, что в каждом человеке заложена потребность в самоактулизации, которая, как правило, начинает функционировать тогда, когда удовлетворены все потребности более низкого порядка (см. раздел 4.3). При самоактуализации личность испытывает особый класс эмоциональных состояний — высшие переживания (peak-experience), за которыми стоит реализация бытийных ценностей (красота, истина, справедливость, добро и т.д.).

Другим признанным представителем гуманистической психологии был К. Роджерс (1902—1987) — автор концепции «психотерапии, центрированной на клиенте». Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации, считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у человека новый, более адекватный образ самого себя и, во-вторых, сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале. Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье — это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.

Несколько иначе выступает сущность личности в концепции В. Франкла (1905—1997), назвавшего свой подход логотерапией (от греч. logos — смысл). Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотранс-цендироватъся» (от лат. transcendens — выходящий за пределы). Это стремление человека может быть названо волей к смыслу. Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума») и поиску смысла в безнадежных ситуациях (сам во время Второй мировой войны был узником Освенцима). Франкл приходит к выводу о том, что «страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого».

Заслуга гуманистической психологии заключается в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни. Гуманистически ориентированная психотерапия дерзнула взяться за такие проблемы в жизни реального человека и обратилась к таким аспектам его переживаний, которые не поднимались традиционным психоанализом или бихевиоральной терапией.

2.7. Когнитивная психология.Бихевиоризм пытался реализовать идеал позитивной науки, изгоняя из своей проблематики внутреннюю составляющую поведения человека, презрительно именуя ее «промежуточной переменной». Не стоит поэтому удивляться, что появилась группа ученых, которые желали сохранить строгость экспериментальных процедур и при этом проникнуть в суть внутренней жизни человека. Эти авторы сконцентрировались прежде всего на познавательной активности человека. Отсюда название — «когнитивная психология» (от лат. cognitio — познание). Надо отметить, что и до возникновения этого направления проводились исследования когнитивных структур. Ж. Пиаже (1896-1980), например, разработал детальную концепцию развития и смены психологических схем познания в различных возрастах. На становление когнитивной психологи оказало влияние и развитие компьютерных наук, в недрах которых родилось понятие «искусственного интеллекта», сравнивающего деятельность мозга человека и переработку информации компьютерными программами.Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер (род. 1920), Д. Брунер (род. 1915) и У. Найссер (род. 1928). Когнитивные психологи работают над созданием моделей различных функций психики человека (ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи). Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии», — пишет У. Найссер в своей фундаментальной работе «Познание и реальность» (1976). Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964). Во-первых, это представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований. Во-вторых, это допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи. И, в-третьих, вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции. Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.Современное состояние психологической науки может быть охарактеризовано как сосуществование различных исследовательских парадигм, по-своему открывающих предмет психологии. Вильгельм Максимилиан Вундт — немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии . Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.Лейпцигская школаОбособление психологии в 1879 году на кафедре философии. Возникает сообщество профессиональных психологов, Бехтерев и Челпанов учились у него, даже из Китая. Возникает спор о кафедрах – может ли философ возглавлять кафедру психологии? Разделял сознание на 2 уровня: мышление (не делимо, т.к. Н2О не содержит свойств Н и О) и восприятие (яблоко – некий предмет, цвет и т.д. не целостное). Восприятие воспринимается первоощущениями, а потом происходи их синтез, формируется образ, мышление на него опирается. Это восходит к Аристотелю. Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке. Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты. Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами. Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.2.8. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского.Классическая: Противопоставления внешнего объективного и внутреннего субъективно, сознание замкнуто в самом себе и изучаемо интроспекцией, и их критика (Фрейд, бизхиови.)Неклассичсенская: Выготский первый заговорил о объективном изучении психики. Не отождествлял психики со внутренним поведением. Психика принадлежит субъекту, но и при этом он и несет в себе отражение реального мира. Психология должна изучать связь внешнего мира. Леонтьев говорил, что нужно изучать психику как вид связи субъекта и объекта. Выготский был евреем, по тогдашним законам он мог учиться лишь на юрфаке и медфаке. Параллельно учился в свободном университете Шанявского на историко-филологическом, его первая работа «Трагедия о Гамлете, принце датском» - непсихологическая, литературоведческая, употребляет герменевтический подход, в одном месте обращает внимание на различие между тайной и загадкой. Загадку можно разгадать и получить знание. Тайну нельзя разгадать, ее нельзя понять, она не утрачивает таинственности и при толковании, которое скорее раскрывает область человека и тайны, толкование лишь глубже погружает в тайну, но не объясняет ее. Тайну Гамлета он считает религиозной трагедией существования человека и в земном мире, и небесном.Началась психологическая деятельность в 1924 году, книга «Психология искусства» - почему искусство приводит к катарсису (термина Аристотеля), как искусство влияет на человека. Механизмом катарсиса является снятие материи в форме. Пр: рассказ Бунина «Легкое дыхание». Хотя событие этого рассказы не легки, они тяжело переживаются, но за счет формы читается легко и действительно легкое дыхание, форма разряжает психологическая напряженность. После этой работы он приезжает на психологический съезд психологов, его там замечают и приглашают на работу в психологическом институте на Моховой. Тем временем основатель института Челпанов был отстранен так как не развивал марксистскую психологию, он говорил, что психология может развиваться свободна от идеология, как нельзя сделать марксисткою математику. Хотя в своих до-рев. Работах он говорил о важности связи философии и психологии. Погубили его доносы Корнилова, его ученика. Корнилов возглавил институт. Но в знак протеста ушли известные ученые. И тут приезжает яркий молодой человек. В институте создается группа исследователей вокруг Выготского, Лургия (нейропсихолог), Леонтьев и др. с 24 по 27 год В. Занимается набросками своего похода, с 27 по 31 год завивает свой подход, этот там неверно отождествляют со всем его творчеством. В начале 30-х у него начались новые рубежи исследования сознания, умер в 34 году от туберкулеза, в последние годы он развивает проблему переживания, высказывает идеи, близкие к идеям Дильтея, он понимает переживание как единство социального (внешнего) и внутреннего. Центральный период творчества: Культурно-исторический подход создавался в идеологической ситуации господства марксизма. С середины 20-х годов шла компания перестройки психологии под знаменем марксизма. Некоторые (Челпанов) пытались отстоять психологии, некоторые (Корнилов) пытались внешним образом притянуть цитаты. В. последовательный и искренний марксист. Он не хотел кроить на коленках марксистскую психологию. У Маркса нет трудов по психологии. Нужно основываться на философии МиЭ, а не дергать цитаты. Сознание – социально обусловлено, так как бытие определяет сознание. Так же опирался на Уже Вунгд разделил интроспективную психологию и психологию народов. Кроме того антропологи и миссионеры сталкивали со странным поведением людей иной культуры. Английская школа антропологии объясняла эту странность недостаточным знанием дикарем мира, различия в наполнении сознания. Французская школа, Дюкгейм, считали, что и умственные операции народов социальны и различаются принципиальны. Определенный тип общества определяет тип сознания. Каждый народ имеет свой категориальный аппарат: времени, пространства, причины, субстанции и др. Культура определяет доопытный коллективный характер, некоторые идеи а-приори Канта. Например, время определяется календарем, а тот списком праздников. Не только содержание сознание, но и его механизмы социальны. К тому же пришел Пьер Жане. Он выделял 2 вида памяти: низшая (ремесциенция) и высшая (воспоминания, нужна для решения задач общественно жизни). Представим себе войну первобытных племен. Они выставляют часового, сурки делают тоже. Но человек стоит так далеко, что не может крикнуть. Ему нужно запомнить, донести и рассказать вождю – и все это из-за приказу от другого лица, который становится самоприказом. Сначала он запоминает из-за внешнего, потом уходит во внутрь. Сходные идеи развивает и В. Но он вводит понятие психического орудия – знака, человек не просто переходит к самоприказу, он опирается на знаки – пр. узелок на память – увидит, вспомнит.Основные положения кул-ист учения В.: Альфа и омегой В была проблема сознания. Классическая психология не занималась научным познание психики, а только переживание ее. «мы никогда не узнаем того, как воспринимают муравьи хим. Лучи» (с) Энгельс. мы можем изучить, как они его воспринимают, но зато не можем знать как она переживают . Сознание – вещь сущностного порядка, он разводит явление и сущность по Марксу, он изучает сущности опосредованно. Собственно сознание не сводится к переживанию содержания сознания. Психика – активная и пристрастная форма процеживающая мир чтобы можно было действовать. Сознание не зеркало – зеркало отражает объективно. Психика есть субъективно отражение действительно в пользу организму. Сознание – специфика человека. Особенность человека - трудовая деятельность через предметы. Он перенес эту идею в психику. Знаки – вот орудия труда психики. Это средства воздействия на другого человека и себя самого: завязать узелок себе или другому. В школе В. Изучение знака началось и с инструментальной функции знака, но потом перешли к изучению значения. Знак всегда сначала внешний, потом вращивается в психику – инториализация, переход, вращивание внешнее во внутреннее. Вращивается не только знак, но и все система их толкования. 2 пути развития ребенка: Натуральное (биологическое, органические фактора, без знака, животное) и культурное развития (с знаками, высшие психические функции)1). Социальность по происхождению2). Знаковость3). Произвольность по характеру регулярности. (человек способен выучить материал к экзамену)В процессе культурное развития формируются разные структуры Первичные связи человек-мир меняются на вторичные, например, языкИсторичность – нельзя понять психику вне ее генезисаМетод исследования Выготского - метод формирования, как появилась такая идея?2.9. Деятельностный подход в Психологии.Экспериментальные исследования Леонтьева.В центре его исследования – память. Изучал посредствованность память. Стимул объект (набор слов,) и стимулы средств (картинки , узелки на память) 1200 человек исследовал, было 4 серии, с каждым по 20-30 минутЗапоминать бессмысленные слоги• 10 осмысленных слов• С помощью карточек и картинок• Абстрактные понятия без карточек• Основные результаты: Паллелаграмма развития – обобщения 3 и 4 серий, у дошкольников по обоям сериям одинаковое, у школьников внешние средства увеличивали эффективность и студентов тоже незначительно отличияè Дошкольник (доассоциативный этап, примитивная психология, стадия без знака) не умеет еще пользоваться внешними средствами, школьник (ассоциативный этап, но очевидно, что при ассоциации нет обратной связи, картинка хотя и связана с словом, но не всегда можно от картинки перейти назад к слову, наивная психология) уже умеет пользоваться такими средствами, студент (есть обратный ход от картинки к билету, выбор осуществляется быстрее, карточка полувнешний инструмент, сам процесс опосредстования, вращивается не знак, а вся система опосредования) уже может пользоваться внутренними средствами запоминания. Если убрать карточки, то средствами начнут быть сами слова. Формы памяти не могут быть независимы по отношению к физиологии высшей нервней деятельности. Но только физиологией – это как на вопрос о природе сульфата натрия сказать, что это совокупность атомов. Память обусловлена на историческом развитии, а не только на биологии. Так они изучали психику диалектичноЭксперимент Леонтьева подтвердил гипотезу Выготского о том, что развитие идет через усвоение систем знаковПрактическое значение: сознание ребенка формируется в совместной деятельности со взрослым. Методы воспитания памяти: нельзя развить память механическими упражнениями, это недостаточно, этот вывод был особенно важен для дефектологов. У детей с задержками развития стоились на другом нервном субстрате. Для этого необходима активность самого воспитанника. Следует насыщать программу практикой. С инструментальной функции переходит к изучению знания знака. Леонтьев едет в Харьков. Харьковская психологическая школа Недостаток В: сознание в ней интеллектуализоруется (формула – за сознанием лежит жизнь). В Харькове начали изучать жизнь – деятельность Деятельностная школа.Создали многие психологи, основатели: Леонтьев и Рубинштейн (неокантианец да еще есть еще и влияние Хайддегера, хотя подавал себя как марксиста ). Каждый из них создали свой вариант школы. Мы не будем рассматривать Р., так как еще нет хорошего историко-философского исследования. Леонтьев основывается на Марксе. Без Маркса нет психологии Леонтьева. Маркс: «Тезисы о Фейербахе» - отмежевывается от практики идеализма и не-практики материализма. Выход из этой дихотомии Маркс видел в создании практического материализма. Марксисткой философии они говорят о движении неживой природы, субъекты деятельность (отношения субъекта и объекта), растения – это активность. Человек не стоит перед миром как воспринимающий его аппарат, а он изменяет мир. Можно выделить различные формы деятельности1). Познавательная2). Практическая3). ЭстетическаяМотив – предмет потребности, по мотивам можно выделить внутри 1, 2,3. 1). Внутреннее условие, предпосылка деятельности , что-то не конкретное, нужда организма в чем-то. àинтеррециция 2). Потребность в чем-то конкретном. Опредмечивание потребности. Это 2 ступени развития мотива. Пример, явление импринтинга у Лоренса. Структура практики:Деятельность – мотив (то, ради чего, часто не ясен даже скрыт от человека)действие (планы субъекта по достижению цели) – цель (то, что планируется сделать, чтобы достичь мотива)Операция (способ в действия конкретных условиях) - задачаЦель – поступить. Мотив – в вуз поступает девушка, деятельность , мотивировка – объяснение действий, не реальная, интерес к философии, действие – подать документов, Внешняя форма деятельности (объект наблюдаем) и внутренняя форма деятельности (теоретическая деятельность, работа актера над ролью). Не верно отождествлять психическую и внутреннюю деятельность.Эмоции – субъективная форма существование мотивовСдвиг мотива на цель. Юноша начинает учить философию, а не крутить болты, не из-за девушки, а из-за интереса. Это случается, когда человек четко осознает свой прошлый мотов. Операция – способ поступить в вуз: взятка, работать, платить за обучение….В сложных видах деятельности цель часто превращается в операциюВсе эти деяния основаны на физиологии, но деятельность имеет свой характер и структуру. Что дает этот подход в плане изучения психики: Возьмем память как сложный псих. Проц. Психологи сталкиваются с проблемой плохой памяти. Не достаточность памяти обусловлено часто слабой мотивацией. Нельзя просто запоминать, нужно понимать. 2.10. Психология мотивации. Исходным моментом в создании Левиным теории мотивации стали представления Аха о том, что сознание детерминировано двояко: процессом ассоциации и волей. Он рассматривал их как отдельные тенденции. Левин показал, что детерминирующая тенденция, называемая им квазипотребностью, не является частным случаем, а, наоборот, является динамической предпосылкой любого поведения. Энергетическая составляющая поведения всегда представляла для Левина центральное звено в объяснении намерений и действий человека Тип энергии, осуществляющий психическую работу, Левин назвал психической энергией. Она высвобождается, когда психическая система пытается вернуть равновесие, вызванное неуравновешенностью. Последняя связана с нарастанием напряжения в одной части системы относительно других. Для объяснения динамики Левин использует некоторые понятия. Напряжение - состояние внутриличностного региона относительно других внутриличностных регионов. Организм стремится к выравниванию напряжения данного региона по сравнению с другими. Психологическим средством выравнивания напряжения является процесс - мышление, запоминание и др. Потребность - возрастание напряжения или высвобождение энергии во внутриличностном регионе. Потребности делятся на физиологические состояния (истинные потребности) и намерения, или квазипотребности. Понятие потребности отражает внутреннее состояние индивида, состояние нужды, а понятие квазипотребности эквивалентно специфическому намерению удовлетворить потребность. "Это значит, что к намерению вынуждены прибегать тогда, когда нет естественной потребности в выполнении соответствующего действия, или даже когда налицо естественная потребность противоположного характера". Конечной целью всех психических процессов является стремление вернуть человеку равновесие. Этот процесс может осуществляться путем поиска определенных валентных объектов психологической среды, которые могут снять напряжение. Валентность - концептуальное свойство региона психологической среды, это ценность региона для человека. Валентность может быть положительной и отрицательной. Экспериментальные работы в школе Левина Одним из фундаментальных вопросов, сформулированных К. Левиным, было предположение о том, что наличие потребности влияет на осуществление намерения, в частности на результаты запоминания. Для проверки этого предположения был проведен эксперимент одной из учениц К. Левина, Б.В. Зейгарник. Экспериментатор давал испытуемому следующую инструкцию: "Сейчас вы получите ряд заданий, которые вам надо будет выполнить как можно лучше и быстрее". После этого испытуемому последовательно, одно за другим, предлагалось выполнить от 18 до 22 заданий, однако возможности довести до конца все задания ему не давали. Половину из них экспериментатор прерывал до их завершения. Завершенные и незавершенные действия следовали друг за другом в случайном порядке. Задания, которые должны были выполнить испытуемые, относились к ручному труду (например, склеивание коробочек, лепка фигурки любого животного), к интеллектуальным задачам. Кроме того, были задания и такого характера, как, например, записать текст какого-нибудь стихотворения. Большинство из них занимало от 3 до 5 минут времени. Исследование проводилось в несколько серий с тем, чтобы проконтролировать влияние побочных переменных (поведения экспериментатора, влияния установки на результаты эксперимента, влияния эмоциональной окраски незаконченных действий на запоминание и проч.). (Подробнее о результатах нескольких серий экспериментов см. в статье Зейгарник Б.В. "Запоминание законченных и незаконченных действий в книге К. Левина "Динамическая психология". М.: Смысл, 2001). Был сделан общий вывод о том, что незаконченные действия запоминаются в два раза лучше законченных. Решающее значение в опытах Б.В. Зейгарник принадлежало не эмоциональной окраске или значимости задания, не шоковому эффекту от прерывания, а квазипотребности, возникшей при образовании намерения. Этой квазипотребности соответствует напряжение, которое действует не только в направлении осуществления исходного намерения (закончить задание), но и влияет на воспроизведение. Результаты получили название "эффект Зейгарник". Похожий эффект можно было наблюдать в экспериментах М. Овсянкиной, которые показали, что при аналогичной организации опытного исследования, когда испытуемому после его окончания не задавали вопросов, а просто наблюдали за его поведением, было выявлено, что он возвращался к незаконченным заданиям с целью их завершения. Эти данные доказывали предположение К. Левина, что цель организма состоит в осуществлении редукции напряжения, вызванной квазипотребностью, и в стремлении избавиться от него путем выполнения незавершенного. Самый распространенный способ удовлетворения потребности осуществляется с помощью подходящей локомоции в психологической среде. Тем не менее этот путь не всегда возможен в силу отсутствия подходящего объекта. В этом случае напряжение может быть снято с помощью замещающей деятельности. Эксперименты Лисснера показали, что замещающая деятельность отличается такими признаками, как идентичность незавершенному действию и трудность выполнения. В экспериментах Малер было обнаружено, что степень удовлетворения потребности бывает разной в зависимости от того, на каком уровне реальности выполняется завершение действия. В качестве уровней реальности были выбраны - физическое действие, вербальное поведение (проговаривание) и воображаемое действие. Именно реальное действие с предметами позволяет человеку максимально эффективно снизить напряжение, возникшее в результате сформированной квазипотребности. Потребность может принимать одно из трех состояний: состояние "голода", состояние "насыщения" и состояние "пресыщения". Поведение возможно только тогда, когда у человека есть в нем потребность. Отсутствие потребности ("насыщение"), а уж тем более пресыщение должны приводить к прекращению поведения. В экспериментах Аниты Карстен, в которых испытуемых просили выполнять задание (например, рисовать кружочки) без указания на то, сколько времени это нужно делать, было показано, что часть испытуемых, действительно, прекращала выполнение задания, а часть продолжала. Можно было бы предположить, что вторая часть испытуемых опровергала предположение Левина о детерминации поведения потребностным состоянием человека. Но оказалось, что эти данные также подтверждают гипотезу. Продолжение задания было подкреплено либо изменением характера операций (расположение кружочков на листе за счет, например, их группировки и проч.), либо изменением потребности (стремление действовать в соответствии с инструкцией замещалось на установку "А теперь посмотрим кто кого"). Еще одним из важных понятий школы К. Левина является полевое поведение. По Левину, поведение понималось как результат взаимодействия внутренних (квазипотребностей, намерений, целей) и внешних (феноменального поля и валентных объектов) условий. Для человека типичным является волевое поведение, т.е. действия, вызванные собственными интересами и намерениями. Но иногда поведение становится "полевым", тогда действия человека управляются не смыслом, а силами поля: предметы провоцируют его на действия с ними (например, в колокольчик хочется позвонить, карандашом порисовать, газету полистать и т.д.). Полевое поведение обусловлено обстоятельствами, условиями ситуации и состоянием испытуемого, который в данный момент снижает ценность своих собственных потребностей (см. Хрестомат. 5.1). Критические оценки увлеченности К. Левина динамическими аспектами поведения привели его к необходимости исследовать его содержательные элементы, в частности то, на что это поведение направлено, или его цели. Была поставлена задача исследовать уровень притязаний - уровень трудности планируемых целей. Эксперименты Хоппе, в которых испытуемых просили сказать, сколько колец они смогут набросить на стержни, расположенные на подвижной ленте, показали, что повторение этого вопроса, чередуемое с реальными действиями испытуемых, набрасывающих кольца на стержни, давало результаты, которые оценивались по нескольким показателям. Первым из них был уровень притязаний - низкий, средний и высокий. Вторым показателем была адекватность притязаний. Адекватность определяется тем, что испытуемый выбирает более легкое задание после неудачи и более сложное после удачи. Третьим показателем была динамика притязаний, которая определялась или резким, скачкообразным, или более плавным переходом от одного уровня трудности целей к другому. Все три показателя позволяли оценить внутренний потенциал человека, его уверенность в себе и адекватность поведения при достижении или не достижении цели. Эксперименты в школе Курта Левина никогда не проводились ради самого экспериментирования. Они служили тем материалом, с помощью которого проверялись гипотезы, они отражали реальность в самом что ни на есть точном к ней приближении. Блюма Вульфовна Зейгарник говорила, что у Левина "эксперимент превратился из способа доказательства в ситуацию, в особого рода деятельность". "В эксперименте у него происходило формирование определенной жизненной ситуации, своеобразного "драматического сегмента", по выражению Политцера. Не просто формировалось отношение экспериментатор-испытуемый, не просто осуществлялось принятие цели и искались пути решения задачи, - в его эксперименте возникали реальные эмоции, реальные ситуации, реальное поведение, возникал какой-то реальный пласт жизни со всеми своими нюансами" (Зейгарник Б.В., 1998. С. 279). Свое представление о мотивации Левин выводил из неразрывной связи субъекта и объекта. При этом противопоставление внутреннего и внешнего снималось, т.к. они объявлялись разными полюсами единого пространства - поля по Левину. Для гештальтпсихологов поле - это то, что воспринимается в качестве непосредственно данного сознанию. Для Левина поле - это структура, в которой совершается поведение. Она охватывает мотивационные устремления индивида и одновременно объекты этих устремлений. Левин выводил поведение из факта взаимодействия личности и среды. Его не интересовали объекты как вещи, а лишь то, в каком отношении они находятся к потребностям личности. Мотивационные изменения выводились не из внутренних структур личности, а из особенностей самого поля, из динамики целого.Школа Курта Левина позволила: Расширить понятийный аппарат психологической науки за счет введения таких новых терминов, как квазипотребность, полевое поведение, уровень притязаний. По-новому взглянуть на проблему мотива, представленную в другой системе координат - "личность-среда". Определить роль и место психологического эксперимента в научном исследовании.30. Психология Эмоций.Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации. Свойства эмоций:1)Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).2)Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).3)Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение. Классификация эмоцийВ эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:1)Моральные (нравственно-этические).2)Интеллектуальные, практические. Психологические теории эмоций В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)1)«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.2)«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.3)Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса». Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.Теория когнитивног


2015-11-10 903 Обсуждений (0)
Гуманистическая психология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманистическая психология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (903)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)