Раздел III. Психология человеческих
П.А. Пономарёв
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Южно-Российским региональным отделением УМО по психологии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области сервиса ШАХТЫ Издательство ЮРГУЭС УДК [37.03+159.9](075) ББК 74.00+88.3я73 П563
Рецензенты: д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО И.Б. Котова д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии педагогического института ЮФУ Р.М. Чумичева д.ф.н., профессор, зав. кафедрой «Философия и история» ЮРГУЭС Е.Ю. Положенкова
Пономарёв, П.А. П563 Основы психологии и педагогики : учеб. пособие для вузов / П.А. Пономарёв. – Шахты : Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 300 с. ISBN 978-5-93834-344-3
Учебное пособие представляет собой систематизацию основных научных знаний в области психологии и педагогики. Содержание и форма изложения учебного материала нацелены на повышение познавательной активности студентов при овладении ими психолого-педагогическими знаниями. Для более глубокого освоения содержания в пособии приводятся к каждой главе вопросы для самопроверки и тестовые задания. Пособие снабжено таблицами, схемами и словарем основных понятий по психологии и педагогике, что делает представленный материал наглядным и доступным для усвоения.
УДК [37.03+159.9](075) ББК 74.00+88.3я73
ISBN 978-5-93834-344-3 © Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 6
Раздел I. Введение в психологию. Познавательные процессы личности....... 7
Глава 1. Предмет и методы психологии............................................. 7 1.1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии.... 7 1.2. Основные исторические этапы развития психологической науки 11 1.3. Методы психологического исследования.................................. 24 Глава 2. Психика................................................................................... 29 2.1. Понятие о психике человека....................................................... 29 2.2. Содержание психики.................................................................. 31 2.3. Основные функции психики....................................................... 32 2.4. Основные психические процессы............................................... 33 2.5. Сознание как высшая форма психики....................................... 35 2.6. Понятие о бессознательном........................................................ 37 Глава 3. Ощущение и восприятие....................................................... 42 3.1. Понятие об ощущении................................................................ 42 3.2. Анализатор................................................................................. 43 3.3. Классификация ощущений......................................................... 44 3.4. Общие свойства ощущений........................................................ 47 3.5. Чувствительность и её изменение............................................... 48 3.6. Адаптация................................................................................... 49 3.7. Взаимодействие ощущений........................................................ 50 3.8. Восприятие и его свойства......................................................... 51 3.9. Классификация восприятий........................................................ 54 Глава 4. Внимание................................................................................ 55 4.1. Внимание и его физиологические основы.................................. 55 4.2. Функции и виды внимания......................................................... 57 4.3. Свойства внимания..................................................................... 59 4.4. Развитие внимания ..................................................................... 62 Глава 5. Память..................................................................................... 65 5.1. Общая характеристика памяти. Теории памяти........................ 65 5.2. Виды памяти................................................................................ 69 5.3. Законы памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания....... 71 Глава 6. Воображение.......................................................................... 74 6.1. Понятие о воображении и его физиологических основах........ 74 6.2. Виды воображения и способы создания творческих образов.. 76 Глава 7. Мышление.............................................................................. 81 7.1. Понятие о мышлении.................................................................. 81 7.2. Виды мышления.......................................................................... 83 7.3. Формы мышления....................................................................... 85 7.4. Операции мышления.................................................................. 88 7.5. Индивидуальные особенности мышления................................. 90 7.6. Интеллект.................................................................................... 91 7.7. Творчество. Творческое мышление........................................... 93 Глава 8. Речь.......................................................................................... 97 8.1. Речь и язык.................................................................................. 97 8.2. Функции речи.............................................................................. 98 8.3. Виды речевой деятельности....................................................... 100 8.4. Воздействие речи. Речь как психологическая характеристика личности....................................................................................... 102
Раздел II. Психология личности........................................ 105 Глава 9. Личность.................................................................................. 105 9.1. Научное понимание личности.................................................... 105 9.2. История исследований личности ............................................... 106 9.3. Теории личности......................................................................... 110 Глава 10. Способности.......................................................................... 117 10.1. Понятие о способностях........................................................... 117 10.2. Виды способностей................................................................... 118 10.3. Развитие способностей.............................................................. 120 10.4. Учёт способностей в профориентационной работе................. 122 Глава 11. Темперамент......................................................................... 125 11.1. Понятие о темпераменте........................................................... 125 11.2. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. 128 11.3. Учёт темперамента в трудовой деятельности.......................... 130 Глава 12. Характер.............................................................................. 133 12.1. Характер и его структура......................................................... 133 12.2. Типология характеров.............................................................. 138 12.3. Формирование характера......................................................... 140 Глава 13. Эмоциональная и волевая сферы личности..................... 142 13.1. Эмоции и их роль в жизни человека. Виды эмоций................ 142 13.2. Эмоциональные состояния....................................................... 145 13.3. Теории эмоций.......................................................................... 149 13.4. Эмоции и личность................................................................... 151 13.5. Психическая регуляция поведения и деятельности................. 153 Раздел III. Психология человеческих взаимоотношений............................................... 156 Глава 14. Общение................................................................................. 156 14.1. Понятие, содержание и цель общения..................................... 156 14.2. Виды общения........................................................................... 159 14.3. Общение как обмен информацией............................................ 163 14.4. Общение как взаимодействие................................................... 165 14.5. Общение как восприятие людьми друг друга......................... 165 Глава 15. Психология малых групп и коллективов........................ 169 15.1. Понятие малой группы и коллектива....................................... 169 15.2. Феноменология малых групп................................................... 173 15.3. Управление в малой группе..................................................... 174 Раздел IV. Основы педагогики............................................. 177 Глава 16. Предмет и основные этапы развития педагогики........... 177 16.1. Предмет педагогики................................................................. 177 16.2. Система педагогических наук.................................................. 178 16.3. Методы педагогического исследования.................................. 181 16.4. История развития педагогики.................................................. 184 Глава 17. Образование.......................................................................... 193 17.1. Сущность образования как педагогической категории.......... 193 17.2. Образовательная система России и её управление.................. 196 17.3. Современные тенденции развития образования..................... 199 Глава 18. Педагогический процесс...................................................... 202 18.1. Сущность педагогического процесса....................................... 202 18.2. Закономерности педагогического процесса............................ 204 18.3. Этапы педагогического процесса............................................. 205 Глава 19. Процесс обучения................................................................. 207 19.1. Сущность и принципы процесса обучения.............................. 207 19.2. Содержание и цели учебного процесса................................... 212 19.3. Формы организации учебной деятельности............................ 215 19.4. Методы обучения...................................................................... 218 Глава 20. Воспитательный процесс..................................................... 224 20.1. Сущность, виды и принципы процесса воспитания................ 224 20.2. Методы воспитания и их классификация................................. 231 20.3. Средства и формы воспитания................................................. 235 20.4. Цели воспитания....................................................................... 237 20.5. Семья как субъект педагогического взаимодействия.............. 241 Тесты для самоконтроля......................................................................... 246 Ключи к тестам........................................................................................ 283 Заключение.............................................................................................. 285 Библиографический список.................................................................... 286 Словарь основных понятий по психологии и педагогике..................... 289 ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для успешной деятельности в области сервиса специалист должен обладать серьезной психолого-педагогической подготовкой. Поэтому выпускники высших учебных заведений должны получить глубокие и прочные знания в области психологии и педагогики, владеть психолого-педагогическими технологиями для выполнения профессиональных задач. Оптимальная организация профессиональной деятельности невозможна без учета индивидуальных особенностей человека, психологии коллектива, знания и эффективного использования методов и приемов психолого-педагогического воздействия. Учебный курс «Психология и педагогика» играет важную роль в формировании у студентов необходимых профессиональных качеств. Автор пособия стремился не только изложить определенную систему знаний в области педагогики и психологии, но и побудить студентов к активной, творческой деятельности. В учебном пособии освещены четыре блока проблем: психология познавательных процессов, психология личности, психология человеческих взаимоотношений, основы педагогики. Автор надеется, что изучение учебного материала будет способствовать повышению уровня культуры будущих специалистов, их личностному росту и, следовательно, созданию предпосылок для успешной деятельности в социальной сфере. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений очной и заочной форм обучения, специализирующихся в области сервиса.
Раздел I
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |