Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Строение деятельности человека



2015-11-10 1651 Обсуждений (0)
Строение деятельности человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Деятельность человека имеет следующие основные харак­теристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Причиной, побуждающей человека к деятельности, является потребность. Потребность- это исходная форма активности живых организмов: в живых организмах периодически возникает состояние острой напряженности, связанное, например, с нехваткой питательных веществ. Такое состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и есть потребность. Применительно к человеку -потребность есть состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования.

Органические потребности (в пище, воде, тепле, кислороде и пр.) являются врожденными, наряду с ними врожденными являются потребности в контактах с себе подобными. В онтогенезе эта потребность меняет свои формы и круг лиц, которым она адресована. И еще одна врожденная потребность - познавательная. Сразу после рождения она проявляется как реагирование на звуки, зрительные раздражители, выделение фигуры из фона (это подтверждают опыты по фиксации зрительных движений младенцев). Познавательная потребность нормативно развивается в течение жизни, у человека появляются интеллектуальные формы познания.

Потребность побуждает человека к поиску предмета ее удовлет­ворения. Осознанный предмет удовлетворения потребности является мотивом.

Мотив- форма проявления потребности или опредмеченная потребность. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Потребность побуждает человека к поиску предмета ее удов­летворения. Осознанный предмет удовлетворения потребности является мотивом. Важно понимать, что одна и та же деятельность у разных людей может иметь разные мотивы, а на основе одинаковых потребностей могут образовываться мотивы к разным деятельностям. Сложные виды деятельности побуждаются несколькими мотивами. Например, учебная деятельность студента может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами (гораздо реже - только одним из них). Именно множественность действий - типичный признак мотива. Не все мотивы, сходящиеся на одной деятель­ности, равнозначны: главный мотив - ведущий, второстепенные - мотивы-стимулы. Мотивы могут быть осознанными (большие жизненные цели) или неосознанными.

Формой проявления осознанного мотива является личностный смысл как переживание повышенной субъективной значимости действия или события, оказавшиеся в поле действия ведущего мотива. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслужи­вающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность побуждается несколькими различными мотивами).

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Цель- заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека. На отдельных этапах деятельности достигается не общая цель, а лишь какая-то конкретная задача. По сути, задача - это цель отдельного этапа, шага на пути к получению общего результата.

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстри­ровать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действие- это процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели, часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п. Действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Действия есть основные составляющие деятельности. Действия, объектом которых является некий предмет, вещь, называются предмет­ными. Они, как правило, складываются из моторных движений - взять, переместить. Помимо предметных действий выделяют умственные, речевые, соматические, выразительные и т.п. Умственные действия выполняются во внутреннем плане и регулируются сознанием. Определены следующие виды умственных действий:

1) перцептивные - действия восприятия действительности;

2) мнемические - действия запоминания, сохранения, воспроиз­ведения информации;

3) мыслительные - действия, связанные с решением мыслительных задач;

4) имажитивные - действия создания образов воображения.

Речевые действия - это действия по оформлению и выражению мысли. Речевые действия всегда осуществляются с помощью моторики артикуляционного аппарата и гортани, их качество зависит от деятельности этого аппарата.

Соматические действия - внешние телесные действия, а также непроизвольные физиологические реакции организма - покраснение кожных покровов, сужение/расширение кровеносных сосудов и т.п.

Выразительные действия - мимические, кинестетические, визуальные действия, демонстрирующие состояние человека, его отношение к происходящему.

Перечисленные действия, как правило, сопровождают предметные действия и поступки, т.е. действия, направленные на другого человека. Комплекс поступков составляет поведение человека.

Операция- способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Действия и операции реализуются через движения.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

В деятельности, которая образует человеческую жизнь, с разной степенью отчетливости, но всегда выделяется следующая цепочка составляющих: Потребность - Мотив - Цель - Задача - Условия - Действие - Операция.Эти компоненты и образуют макроструктуру человеческой деятельности. Они связаны внутренними отношениями, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе разви­тия деятельности, в ее движении. Представленные компоненты можно объединить в некие уровни. Первый уровень - содержательный - составляют потребности, мотивы, цели, задачи. Второй - структурный - составляют действия и операции. Третий - динамический - составляют взаимные переходы компонентов деятельности: мотивов в цели, целей в задачи, действий в операции.

В отдельных случаях деятельность «вызревает» не сразу на всех ее уровнях. Может быть осознано ее содержательное наполнение, а структурное - смутно представляемо. В таких случаях человек знает, что он хочет, но не знает, как он этого достигнет. Или же он приступает к выполнению действий, не осознавая четко конечного желаемого результата. Качественное выполнение деятельности предполагает высокий уровень осмысления всех ее компонентов. А.Н. Леонтьевым дифференцированы три уровня деятельности:

1) уровень особенных деятельностей (особых видов деятельности);

2) уровень действий;

3) уровень операций.

Н.А. Бернштейном определен четвертый уровень - психофизиоло­гических функций (физиологическое обеспечение психических процессов и действий - сенсорное, мнемическое, моторное).

 



2015-11-10 1651 Обсуждений (0)
Строение деятельности человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Строение деятельности человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)