Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения педагогики



2015-11-10 2178 Обсуждений (0)
История возникновения педагогики 5.00 из 5.00 6 оценок




Как произошло название науки о воспитании — педаго­гики и какие древние деятели и философы разрабаты­вали педагогические идеи?

Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании — педагогика. Греческое слово пейдагогос (пейда — ребенок, гогос — вести) первоначально обозначало раба, которому аристократы пору­чали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко­торые занимались обучением и воспитанием детей. Из Древ­ней Греции пришли к нам и многие другие педагогические тер­мины, например, школа (shole — досуг, игра), гимназия (gym-nasion — гимнасий) — школа физического воспитания, а впос­ледствии просто средняя школа, и т.д.

Примечательно, что уже в древнем мире многие обществен­ные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого отдель­ного человека. Афинский правитель Солон (между 640 и 635 — ок. 559 до н.э.) издал закон, по которому отец обязан был побеспокоиться об обучении своих сыновей тому или иному виду труда, и сын мог не кормить его в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.

 

Когда и кем педагогика была выделена в особую науч­ную дисциплину и что является предметом ее исследо­вания?

Как особая наука, педагогика была выделена из систе­мы философских знаний английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561 —1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623), он назвал педагогику, под которой понимал «искусство обучения чтению».

Стимулом развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учитель­ская семинария в Германии (г. Штеттин). В это же время на­чинается подготовка учителей в России при созданной Пет­ром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики.

Широкое распространение получили идеи иезуитского (католического) и исламского воспита­ния. Со времени эпохи Возрождения начали формироваться идеи социалистического воспитания (Т. Мор и Р. Оуэн в Анг­лии, Т. Кампанелла в Италии, К. Сен-Симон, Ш. Фурье во Франции, К. Маркс и Ф. Энгельс в Германии, В.И. Ленин в России и т.д.).

По уровню теоретического освещения вопросов воспитания различают научную и народную педагогику. На­учная педагогика обычно связывается с углубленным освеще­нием теоретических и методических проблем воспитания, с раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.

Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, а также национальных воспитательных обычаев и традиций.

Необходимость анализа и систематизации народных пред­ставлений о воспитании, его национальных обычаев и тради­ций привела к разработке специальной научной дисципли­ны — этнопедагогики (этнос — народ, нация), которая в пос­леднее время получает все более широкое развитие.

Обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели — Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др. Они стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.

В 1950 г. писал профессор А.Ф. Про­топопов. «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направ­ленного развития и формирования человеческой личности в ус­ловиях ее обучения, образования, воспитания».

К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:

• изучение сущности и закономерностей развития и форми­рования личности;

• определение целей воспитания;

• разработка содержания воспитания;

• исследование методов и форм организации учебно-воспи­тательной деятельности.

 

Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вкладв развитие педагогической теории?

Это — Дж. Локк (1632—1704) в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712—1778) во Франции, Г. Песталоцци (1746— 1827) в Швейцарии, И. Гербарт (1776—1841) и А. Дистервег (1790-1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629-1680), М.В. Ломоносов (1711-1765), К. Д. Ушинский (1824 -1870), Л.Н. Толстой (1828—1910) в России и др.

Ф. Бэкон лишь выделил педагогику в самостоятель­ную отрасль знания, то Я.А, Коменский (1592—1670) своими фундаментальными теоретическими трудами существенно уп­рочил ее научный статус. Он развивал идеи гуманизации воспитания и уважи­тельного отношения к детям, выступал за всеобщее образова­ние и единую для всех учащихся школу. Разработал принципы природосообразности воспитания, согласно которым послед­нее должно соответствовать «природной гармонии тела и души», способствовать физическому и интеллектуальному раз­витию детей, быть для них посильным, совершаться постепен­но и без спешки.

В своем знаменитом труде «Великая дидактика» (1632) Ко­менский раскрывал вопросы обучения и сформулировал став­шие классическими дидактические принципы его осуществле­ния: наглядность, сознательность, доступность, систематич­ность, прочность и др. В книге «Материн­ская школа» одним из первых в педагогике разрабатывал про­блемы дошкольного воспитания.

Дж. Локк в труде «Мысли о воспитании» выступал против распространенного в его время мнения о врожденном характе­ре развития личности и уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой якобы можно писать что угодно, ука­зывая тем самым на огромную роль воспитания.

Ж.Ж. Руссо, напротив, исходил из идеи природного совер­шенства детей. Воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого природного совер­шенства, а должно основываться на предоставлении детям полной свободы, приспосабливаясь к их склонностям и интере­сам. Эти идеи Руссо положили начало разработке в педагогике теории «свободного воспитания» и «педоцентризма», т.е. необ­ходимости целиком следовать за влечениями и желаниями детей, не мешая их спонтанному (самопроизвольному) разви­тию.

 



2015-11-10 2178 Обсуждений (0)
История возникновения педагогики 5.00 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)