Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы требования, контроля и переключения на другие виды дея- I тельности и их психолого-педагогические основы



2015-11-10 871 Обсуждений (0)
Методы требования, контроля и переключения на другие виды дея- I тельности и их психолого-педагогические основы 0.00 из 5.00 0 оценок




Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.1

Требования помогают учащимся осознавать и переживать возникающие у них внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педагоги­ческими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет опера­тивно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и со­ответствующим образом корректировать его.

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований.

Средствами осуществления контроля являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников пе­ред товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выполняет роль на­поминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действен­ного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.

Педагогическая действенность метода переключения связана с тем, что, переключая ученика или целый коллектив на новые виды деятельности, пе­дагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздей­ствие на их сознание, чувства и волевую сферу.

52. Историческое развитие идеи воспитания в коллективе, понятие о вос­питательном коллективе, его структура, основные стадии (этапы) раз­вития коллектива.

Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на рус­ский означает "объединяю", а латинское collectivus - "собирательный". Таким образом, это понятие указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих от­ношений. В этом смысле в каждом объединении людей можно выделить от­ношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на под­держании и соблюдении установленных в том или ином объединении орга­низационных зависимостей, правил и порядков.

Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремле­ниями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а меж­личностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответ­ственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духов­ных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каж­дой личности.

Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. В этом смысле первая стадия характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства коллектива выступают требования педагога к учащимся.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисцип­лину.

Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода.

Известный исследователь коллектива Л.И.Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспи­тания всех учащихся и стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива.

Структура воспитательного коллектива в школе. Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоян­но объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или ме­нее продолжительное время так называемые временные коллективы. В усло­виях школы к таким временным коллективным объединениям относятся раз­личные кружки, создаваемые для решения отдельных задач, бригады, кол­лективы художественной самодеятельности.

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.

Эти органы и лидеры в ученических коллективах считаются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (избранными или назначен­ными). Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не на­значаются, но реально влияют на коллективную деятельность и обществен­ное мнение. Их принято называть "малыми группами" и "неофициальными лидерами". В основе неформальных "малых групп" и "лидерства" отдельных учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления.



2015-11-10 871 Обсуждений (0)
Методы требования, контроля и переключения на другие виды дея- I тельности и их психолого-педагогические основы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы требования, контроля и переключения на другие виды дея- I тельности и их психолого-педагогические основы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (871)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)