Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни и этапы педагогического профессионализма



2015-11-10 1506 Обсуждений (0)
Уровни и этапы педагогического профессионализма 0.00 из 5.00 0 оценок




Н.В. Клюева описывает фазы жизненного пути профессионала приме­нительно к педагогическому труду следующим образом:

Первые пять лет работы происходит адаптация выпускника к условиям рабо­ты в школе, когда молодой специалист знает достаточно, но мало умеет. Пе­дагог сосредоточен на себе и своих возможностях. Зачастую учителя с не­большим стажем работы предпочитают дисциплинарные методы воздейст­вия

В следующие 6-10 лет формируется профессиональная позиция педагога, он совершенствует методы и приемы обучения. В этот период уменьшается ко­личество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутверждаться в глазах коллег и учащихся.

Учителя со стажем работы 11-15 лет зачастую начинают переживать т.н. “пе- | дагогический кризис”, связанный с осознанием противоречия между желани­ем что-то изменить (методы работы, стиль общения с детьми) и возможно­стями. В этот период учителя проявляют наибольший интерес к учащимся, | умеют наладить конструктивные отношения с ними, реже используют требо­вания, угрозы и наказания.

16-20 лет работы в школе связаны с вступлением в т.н. кризис “середины жизни”, когда подводятся предварительные итоги жизни, возникает несоот- | ветствие между “Я-реальным” и “Я-идеальным” В этот период возможно временное или стойкое снижение профессионализма, но, с другой стороны, именно этот период может стать временем расцвета профессионализма, ув­леченности своей деятельностью.

Наибольших результатов в труде достигают учителя со стажем работы 21-25 лет. К этому периоду у учителя сформированы профессионально важные ка­чества, к тому же, в этом возрасте учителя имеют больше всего возможно­стей посвятить себя профессии.

Учитель со стажем работы свыше 25 лет может находиться на стадии про- iфессионального развития, которая многими авторами определяется как ста- ' дияпослепрофессионализма, когда биологическое и профессиональное ста­рение приводят к снижению мастерства. В этом возрасте возможно возник­новение такой типичной профессиональной деформации учителя, как син­дром сгорания; характерными особенностями этого периода являются также невосприимчивость нового и нарушение отношений партнерства с учащими­ся.

А.К. Маркова выделяет несколько уровнем профессионализма, каждому из которых соответствуют определенные этапы и ступени.

В данной классификации уровней профессионального развития важное значение имеет выделение непрофессионализма в качестве самостоятельного уровня. Непрофессионализм, при котором человек выступает для общества в роли псевдопрофессионала, иногда при этом производя впечатление истин­ного профессионала, действительно имеет ряд качественных отличий от дру­гих уровней профессионального развития. Труд непрофессионала отличается не только по его эффективности и результатам труда, но и по последствиям

для личности самого непрофессионала, которая становится подверженной профессиональным деформациям даже при незначительных трудностях в деятельности. Не принося пользы обществу, непрофессионал наносит суще­ственный вред и самому себе, блокируя свое личностное и профессиональное развитие.

В профессии педагога понятие профессионализма тесно связано с поняти­ем педагогического мастерства. Можно выделить несколько уровней педаго­гического мастерства:

- репродуктивный - уровень, на котором педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и то, как знает сам;

- адаптивный - когда педагог умеет передавать учебную информацию, учи­тывая особенности учеников;

- локально моделирующий - педагог, умеющий не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по от­дельным вопросам;

- системно моделирующий знания - на этом уровне педагог умеет модели­ровать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету;

- системно моделирующий деятельность, согласно которой педагог умеет моделировать систему деятельности, которая в свою очередь формирует у учащихся необходимые свойства.

70. Понятие о системе образования, современное образование и его ос­новные характеристики.

По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специа­лизации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной и самой рас­пространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться ее более высшие ступени, и в частности средние и старшие классы обще­образовательной школы.

Процесс приращения к начальной школе новых ступеней происходил не только сверху, но и снизу. Так, вХ1Х в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений - детских яслей и детских садов, которые в XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также соз­дания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие технического базиса производства в XX в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабо­чих массовых профессий и создания для этой цели профессионально- технических учебных заведений (училищ), количество которых во всех стра­нах мира постоянно возрастает. Наряду с этим все более разветвленной ста­новится сеть культурно-просветительных учреждений — клубов, дворцов культуры, театров, кинотеатров и т.д.

Что же следует понимать под системой образования? Слово система гре­ческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, состав­ленное из отдельных частей, соединение частей. Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учрежде­ний, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

Система образования любой страны обычно включает в себя учебно- воспитательные учреждения, которые осуществляют:

-дошкольное воспитание;

-общее среднее образование;

-внешкольное обучение и воспитание;

- профессионально-техническое образование;

-среднее специальное образование;

-высшее образование;

- подготовку научных и научно-педагогических кадров;

- повышение квалификации и переподготовку кадров.

 



2015-11-10 1506 Обсуждений (0)
Уровни и этапы педагогического профессионализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни и этапы педагогического профессионализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)