Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях



2015-11-10 1125 Обсуждений (0)
Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществлятся штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и ме­дико-социальной помощи, которые оказывают методическую по­мощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобра­зовательных школ, а также оказывают комплексную медико-пси­холого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по ре­шению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, шко­лы-интернаты для детей с недостатками умственного и физиче­ского развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе опреде­ляется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На осно­ве отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в обра­зовательном учреждении:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, т.е. знако­мить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их роле­выми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих пер­спектив;

- способствовать развитию личности и ее ориентации в соци­альных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспых­нуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

- использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

- тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто прояв­ляет понимание и интерес к его работе;

- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (вос­питанникам) и группам, используя методы групповой педагоги­ки, работает с учительским коллективом;

- воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (тре­бованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, об­разованию, развитию и социальной защите личности в учреж­дениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, де­тей);

- изучает психолого-медико-педагогические особенности лич­ности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

- выступает посредником между обучающимся (воспитанни­ком, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных ор­ганов;

- определяет задачи, формы, методы социально-педагогиче­ской работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

-организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

- способствует установлению гуманных, нравственно здоро­вых отношений в социальной среде;

- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспе­чению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегатель­ных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспи­танников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей;

- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заме­няющими), специалистами социальных служб, семейных и мо­лодежных служб занятости, с благотворительными организация­ми и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, де­тям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации'.

Социальный педагог является равноправным членом педаго­гического коллектива. Он принимает участие в работе педагоги­ческих советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.

График работы социального педагога утверждается руководи­телем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обя­занностей вне учреждения образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специа­листа решаются в соответствии с действующим законодательством.

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осу­ществляют связь с социальными службами и службами занято­сти, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адап­тации.

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи,социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дез­адаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществ­ляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа)социальный педагог осуществляет связь со службами со­циальной защиты населения по месту жительства воспитанни­ков, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющи­ми) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, про­ведения родительских собраний.

Во многих современных образовательных учреждениях созда­ются социальные службы,призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их ро­дителей, педагогического коллектива, представителей обществен­ных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспи­танников) и оказания квалифицированной и своевременной со­циальной поддержки и помощи. Социальная служба должна вы­полнять следующие функции:

- выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

- налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

- изучать общественное мнение в школьном коллективе;

- организовывать социально-психологическую и правовую кон­сультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

- организовывать работу школьного телефона доверия;

способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в уч­реждениях системы образования — необходимое, постоянно раз­вивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участни­ков педагогического процесса.

 



2015-11-10 1125 Обсуждений (0)
Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления и формы социально - педагогической теории практики в современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1125)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)