Детские и молодежные общественные объединения как институт социализации
Детские и юношеские объединения способствуют развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли. Разные цели объединяют воспитанников: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы. Например, цель деятельности детских и юношеских объединений рассматривают с одной стороны как цель, которую ставят перед собой воспитанники, с другой — как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе объединений. В детских и юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Способствует этому создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего формируются желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе. Так же создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанника, что способствует внутреннему обогащению как его самого, так и организации, формированию новых устремлений; происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, социальными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков). Принято различать объединения: • по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические' познавательные и др.); • времени существования (постоянные — на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей; временные—- детские летние центры, туристические группы и т.д.; ситуативные — участники акций помощи, слетов и т.п.); • форме управления (неформальные, клубные организации). Деятельность воспитанников в детских и юношеских объединениях отличается содержанием, формами, методами работы и соответствует возрастным особенностям воспитанников, их интересам и потребностям. Право выбора детского или юношеского объединения, свободы в передвижении из одного коллектива в другой остается за детьми. Такой подход называют вариативным. Он дает возможность выбрать объединение по интересам, реализовать любую, соответственно выбору, программу, самому планировать сроки ее реализации и темпы выполнения. Современными исследователями (Н.Г. Полянская и др.) разработана модель деятельности детского объединения. В ней отражены основные этапы и педагогические условия организации деятельности объединения, которые соотносятся с особенностями развития личности воспитанника в детском объединении (первоначальная адаптация, освоение новых видов деятельности, самореализация в условиях детского объединения, готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях). Различают три принципа деятельности в данных объединениях: • гармонизации общечеловеческих ценностей в рамках детских и юношеских объединений; • включенности воспитанников в социально-личностные значимые отношения, которые служат благоприятной базой для развития жизненных установок и социальных ролей; • взаимосвязи детского самоуправления и педагогического руководства, которые позволяют воспитанникам самоорганизовываться и самореализовываться в детском объединении. Существуют временные объединения (детские лагеря, молодежные смены, инструктивные сборы), которые обладают особыми воспитательными возможностями. В них создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность и занимают при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора. Образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанником в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы. Качественные изменения, происходящие в результате развития детей, — это итог совместной деятельности с воспитателями, сотрудничества в реальных контактах друг с другом.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |