Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Правовая квалификация нарушений порядка таможенного декларирования товаров





 

Правовое регулирование таможенного декларирования товаров и транспортных средств. Обязательным условием перемещения ТиТС МП через таможенную границу и их выпуска в обращение является таможенное декларирование товаров, которое регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза (гл. 27, 28) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (гл. 24). Перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза товары подлежат декларированию при их убытии (ст. 163 ТК ТС), помещении под процедуру таможенного транзита (ч. 5 ст. 160 ТК ТС), декларируются в процессе таможенной операции, связанной с помещением товаров под таможенную процедуру (ст. 173, 179, 203 ТК ТС), при выпуске товара (ст. 195 ТК ТС). Порядок и технология совершения этой операции устанавливается в зависимости от видов перемещаемых товаров и вида транспорта, используемого для их перевозки, а также категорий лиц, перемещающих товары. Поэтому применяются различные виды таможенной декларации (декларация на товар, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство — ст. 180, 181, 194 ТК ТС). Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем (ч. 6 ст. 4; ст. 12, 179 ТК ТС); права и обязанности декларанта определены ст. 186–189 ТК ТС, ст. 210, 227 ФЗ-311.

Декларирование представляет собой административную процедуру таможенного оформления ТиТС путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом сведений о товарах, таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Перечни основных сведений на товары и документы, которые необходимо представить при таможенном декларировании товаров, содержатся в ст. 181, 183, 184 ТК ТС и ст. 204, 208 ФЗ-311. Они ограничиваются данными, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей.

Порядок предварительного таможенного декларирования товаров, изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации, отзыва ТД и особенности таможенного декларирования в зависимости от категории товаров и лиц, их перемещающих и декларирующих, установлены таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации (ст. 191, 192, 193, 194 ТК ТС; ст. 211–217 ФЗ-311).



Существуют особенности таможенного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (ст. 351, 355, 356 ТК ТС), перемещаемых трубопроводным транспортом и линиями электропередач (ст. 335, 336, 339 ТК ТС), а также транспортных средств международных перевозок, временно ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (ч. 4 ст. 341, ст. 350 ТК ТС).

Обязанности физических лиц и порядок декларирования ими ввозимой и вывозимой иностранной валюты, а также российских рублей определены федеральным законом[30].

Декларант несет ответственность за заявление в декларации недостоверных сведений и неисполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 16.2 КоАП РФ).

Нормы КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушения установленного порядка декларирования (ст. 16.2, 16.7, 16.12, 16.17 и отчасти ст. 16.16 КоАП РФ). Базовой в этом плане является ст. 16.2 КоАП РФ, а все вышеперечисленные статьи — специальными по отношению к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Правовая характеристика нарушений таможенных правил декларирования товаров в форме недекларирования и недостоверного декларирования. Объектом противоправных посягательств рассматриваемой квалификационной группы НТП являются правоотношения, возникшие при осуществлении таможенных операций, предусмотренных таможенным законодательством (разделы 4, 5 ТК ТС).

Объективная сторона перечисленных выше правонарушений может быть различной в зависимости от характера и условий совершенного деяния, но в основном выражается в форме бездействия (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.12 КоАП РФ), хотя в отдельных случаях может проявляться в виде активных, целенаправленных действий (ч. 2, 3 ст. 16.2, ст. 16.7, 16.17 КоАП РФ). Квалифицирующим признаком этих НТП является использование недействительных документов (ст. 16.7, 16.17 КоАП РФ). Административную ответственность по рассматриваемым статьям несут специальные субъекты, указанные в нормах ТК ТС и ФЗ-311, — декларант, таможенный представитель.

В отдельных, прямо предусмотренных законом случаях в качестве субъекта ответственности может выступать физическое лицо, непосредственно перемещающее товары через таможенную границу ТС (ч. 3 ст. 16.2; ст. 16.4 КоАП РФ).

Субъективную сторону рассматриваемых правонарушений составляет вина как в форме умысла (ст. 16.2, 16.7, 16.17 КоАП РФ), так и в форме неосторожности (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.12 КоАП РФ). Вместе с тем, квалифицирующим признаком субъективной стороны может явиться цель, мотив совершенного деяния, что предусмотрено ч. 2, 3 ст. 16.2, 16.7, 16.17 КоАП РФ.

В соответствии с главой 27 ТК ТС и статьей 203 ФЗ-311, таможенному декларированию подлежат товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территорию государств — членов Таможенного союза, и вывозимые из Российской Федерации за пределы территории Таможенного союза при их помещении под таможенную процедуру, изменении таможенной процедуры и вывозе с территории Таможенного союза.

Ответственность за недекларирование ТиТС предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ: лицом не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию товара и таможенному органу не заявляется весь товар (при декларировании товарной партии) либо часть однородного товара или в декларации указывается наименование товара, отличного от фактически перемещаемого. По ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ подлежат квалификации деяния, при которых к таможенному оформлению фактически представляется товар, отличный от заявленного в ТД. За недекларирование товара по истечении установленного срока временного хранения на складе временного хранения, складе получателя, на железнодорожных путях субъект подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.

Если декларированию предшествовали иные правонарушения, повлекшие выведение товара из-под таможенного контроля, самовольное пользование или распоряжение товаром до его выпуска, выдачу товара без разрешения таможенного органа, то ответственность наступает по соответствующим статьям КоАП РФ (ч. 2, 3 ст. 16.1; ст. 16.9; ч. 2 ст. 16.19, ст. 16.20).

За недекларирование товаров, приобретенных на таможенной территории, перемещенных через таможенную территорию, что влечет за собой неуплату таможенных платежей, несоблюдение установленных запретов и ограничений, ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ не наступает. Однако в действиях таких лиц может усматриваться состав НТП, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ.

Недостоверное декларирование образует состав НТП в случае заявления не соответствующих действительности сведений о качественных характеристиках товара, его коде, об описании товара, стране происхождения, количестве в единицах измерения, таможенной статистике и других данных, могущих послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей либо занижения их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ), а также для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).

Критерием отграничения состава АП в виде недекларирования от недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. При недекларировании это относится к количественным характеристикам товара (единицы измерения, вес, объем, номенклатура), при недостоверном декларировании — к качественным характеристикам (физические, химические, биологические свойства, происхождение товара, стоимость и другие). При недостоверном декларировании решающее значение также имеют и последствия противоправных действий, наносящих ущерб экономическим интересам России.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности при сообщении недостоверных сведений, если они послужили (могли послужить) основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. По ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ заявленные недостоверные сведения могут являться основанием для несоблюдения установленных законом запретов и ограничений. При этом для правовой квалификации важное значение имеет представление недействительных документов как квалифицирующий признак АП.

Уведомление декларанта о несоблюдении порядка декларирования не является препятствием к возбуждению дела о НТП, так как с момента принятия таможенной декларации таможенным органом юридическое значение имеют включенные в нее сведения, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении декларантом, таможенным представителем своих обязанностей. Предметом административного правонарушения в данном случае выступают те товары, сведения о которых были заявлены недостоверно.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, включает в себя заявление недостоверных (неполных) сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера.

Ранее таможенное законодательство Российской Федерации содержало перечень сведений, представляемых при декларировании товаров (ст. 124 ТК РФ), в который входили описание товаров, его классификационный код по ТН ВЭД, сведения об исчислении таможенных платежей и другие данные, которые затем вошли и в Таможенный кодекс Таможенного союза (ст. 181 ТК ТС). Возникают определенные трудности при правовой квалификации НТП, связанных с указанием неправильного кода ТН ВЭД, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Существовало расхождение в подходах к толкованию этой нормы судьями и таможенными органами. При рассмотрении ДАП этой категории судьи не учитывали указание неточного (в диапазоне первых 4-5 цифр) кода ТН ВЭД в качестве квалификационного признака объективной стороны АП, если остальные характеристики товара, в частности описание товара, в той или иной степени соответствовали действительности, и прекращали дела об АП рассматриваемой категории в связи с отсутствием состава правонарушения. Таможенные органы в свою очередь исходили из четкой формулировки закона о том, что в таможенной декларации, как и в документах, представляемых при декларировании, должны содержаться сведения, необходимые для совершения таможенных операций (ст. 40 ТК РФ). Сведения о коде ТН ВЭД и таможенной стоимости товара необходимы для исчисления и обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 81, 82, 84 ТК ТС).

Как следует из судебных решений[31], указание ошибочного кода не имеет решающего значения для квалификации действий декларанта и позволяет таможенному органу самостоятельно принять решение о классификации товара и необходимые меры по взысканию неуплаченных таможенных платежей. Кроме того, для определения вины юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ мотив указания ошибочного кода не имеет значения, поскольку условия определения вины юридического лица не рассматривают умысел в качестве элемента субъективной стороны АП в случае заявления при описании товаров достоверных сведений о его свойствах и характеристиках, на что указывается в методических письмах Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России[32].

Внесение в 2010 и 2011 годах значительных изменений в таможенное и особенно административное законодательство позволило более конкретно определить признаки этого правонарушения, что сблизило позиции судебных и таможенных органов в части правовой оценки признаков объективной и субъективной сторон АП при квалификации этого НТП по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Указание в ТД неточного кода ТН ВЭД, если это не связано с заявлением недостоверных сведений о количестве, свойствах и других характеристиках товара, влияющих на его классификацию по товарной номенклатуре, может свидетельствовать об отсутствии признаков субъективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В случаях принятия таможенным органом предварительного решения о классификации товара, привлечение декларанта к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара возможно только в случае, если будет доказано, что в ТД задекларирован товар, отличный от того, в отношении которого таможенным органом было принято решение о классификации.

Недостоверность заявленной в ТД таможенной стоимости товара как признак рассматриваемого НТП также требует документальной проверки и подтверждения достоверности сведений и документов, представленных в таможенный орган, так как несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует состава АП. При этом не исключается представление при таможенном декларировании недействительных транспортных и коммерческих документов, на основании которых производится расчет заявленной таможенной стоимости. В этих случаях представление недействительных документов будет являться квалифицирующим признаком АП, хотя в диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ он не обозначен.

Квалифицирующим признаком объективной стороны НТП, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, является не только заявление недостоверных сведений, но и представление в таможенный орган недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Использование недействительных документов является основным квалифицирующим признаком объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения.

Наличие специального субъекта ответственности (декларанта, таможенного представителя) также является определяющим признаком данного правонарушения. Субъективная сторона деяний, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 16.2 КоАП РФ, характеризуется наличием прямого умысла, корыстных мотивов. При доказывании вины таможенного представителя следует обратить внимание на реализацию им предоставленных прав и исполнение возложенной обязанности (ст. 15–17 ТК ТС), а также на возможность проверить соответствие товара заявленным в ТД сведениям. В то же время необходимо учитывать принципы разумной достаточности, применяемые в обычных условиях делового оборота, и не вменять в качестве непринятия необходимых мер проведение действий, связанных с экспертными проверками качества, стоимости, страны происхождения товара, подлинности документов и тому подобного.

Нарушение порядка декларирования иностранной валюты, денежных средств и денежных инструментов. Невыполнение требований ч. 5 ст. 355 ТК ТС о письменном декларировании физическими лицами перемещаемой иностранной валюты, наличных денежных средств и (или) денежных инструментов образует состав НТП, предусмотренный ст. 16.4 КоАП РФ.

Объектом рассматриваемого правонарушения является порядок перемещения через таможенную границу Таможенного союза иностранной валюты, наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, установленный Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, утвержденным решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 (ратифицирован Федеральным законом от 03.05.2011 № 83-ФЗ; регулируется Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» и Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле». Таможенным законодательством также регулируются общественные отношения в этой области, не урегулированные указанными федеральными законами.

Объективная сторона НТП выражается в недекларировании сумм валюты и (или) денежных инструментов, превышающих в эквиваленте 10 000 долларов США, либо указании в письменной декларации недостоверных сведений о суммах ввозимой или вывозимой валюты и (или) денежных инструментов, превышающих в эквиваленте 10 000 долларов США, что образует состав рассматриваемого НТП. В случае перемещения денежных средств через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ[33].

Незаконные перемещения через таможенную границу ТС наличных денежных средств в крупном и особо крупном размере подпадают под признаки уголовного преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 200.1 УК РФ («Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»). Определения крупного и особо крупного размера незаконно перемещенных денежных средств даны в примечаниях к указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Предметом АП, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, является вся сумма незадекларированной либо недостоверно задекларированной физическим лицом иностранной валюты и (или) денежных инструментов Российской Федерации, подлежащая письменному декларированию. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации на день совершения или обнаружения административного правонарушения.

Субъектом ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов может быть только физическое лицо, фактически перемещающее валютные ценности через таможенную границу Таможенного союза. С субъективной стороны НТП по этой статье характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений предусмотрена ст. 16.12 КоАП РФ. Это может быть: общий срок подачи ТД при ввозе товаров (ст. 185 ТК ТС; ст. 209 ФЗ-311) либо установленный таможенным органом срок подачи ТД, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи ТД (ст. 197 ТК ТС); срок представления дополнительных документов, подтверждающих заявленные в ТД сведения (ст. 183 ТК ТС; ст. 208 ФЗ-311), или дополнительных сведений после подачи неполной ТД (ст. 185 ТК ТС; ст. 212 ФЗ-311). Под нарушением сроков представления ТД, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, понимается их непредставление в установленный 45-дневный срок. В каждой из первых трех частей ст. 16.12 КоАП РФ рассматриваются элементы объективной стороны НТП, которые одновременно являются квалифицирующими признаками деяния, выраженного в форме бездействия: несоблюдение сроков подачи полной ТД при временном периодическом декларировании, итоговой ТД при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде в соответствии с п. 4 ст. 194 ТК ТС, ст. 215 ФЗ-311 (ч. 1 ст. 16.12 КоАП РФ); подача ТД с нарушением установленных сроков, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров (ч. 2 ст. 16.12 КоАП РФ); непредставление в установленный срок документов и сведений для проведения таможенного контроля, запрошенных таможенными органами в целях проверки (ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ).

Объективная сторона этих составов НТП выражается в несовершении уполномоченным лицом (декларантом, таможенным представителем) необходимых действий по декларированию товаров при определенных законом особенностях выпуска товаров. В этом проявляется специфика как самого представления таможенной декларации и необходимых документов в таможенные органы, так и правовой квалификации АП. Состав перечисленных НТП является формальным, АП считается оконченным по истечении установленного срока представления ТД и документов в таможенный орган.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 16.12 КоАП РФ была дополнена новыми частями, предусматривающими административную ответственность за несоблюдение срока подачи ТД на товары, явившиеся орудием, средством совершения либо предметами АП или преступления (ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ) после рассмотрения таможенными органами ДАП либо уголовных дел или ДАП в суде и принятия решения об оформлении выпуска этих товаров. Соответствующий порядок установлен ст. 199 ТК ТС и правовыми нормативными актами государств — членов ТС. Состав этого НТП также является формальным.

Частью 5 ст. 16.12 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, определенной ч. 5 ст. 98 ТК ТС (срок — в течение 5 лет).

Субъектами ответственности по этим составам являются декларанты, лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, а также иные заинтересованные лица, имеющие полномочия в отношении упомянутых товаров и документов на них.

Субъективная сторона НТП, предусмотренных ст. 16.12 КоАП РФ, может выражаться виной юридических, физических и должностных лиц в форме как неосторожности, так и умысла.

Правовая квалификация нарушений порядка декларирования товаров, связанных с использованием недействительных документов в качестве орудия совершения АП. Административная ответственность установлена за представление недействительных документов при таможенном декларировании в нескольких статьях главы 16 КоАП РФ (ч. 3 ст. 16.2; ст. 16.7, 16.17). В ч. 3 ст. 16.2 и ст. 16.17 КоАП РФ рассматривается объективная сторона этих правонарушений как совершение целенаправленных действий по введению в заблуждение таможенных органов относительно декларируемых товаров путем представления недействительных документов при подаче ТД (ст. 195 ТК ТС) или при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС), что является квалифицирующим признаком НТП. Под недействительными документами, согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, понимаются: поддельные документы; документы, полученные незаконным путем; документы, содержащие недостоверные сведения; иные, не имеющие юридической силы документы. Содержание этого деяния различается лишь по цели его совершения: в одном случае — для неприменения запретов и ограничений на ввоз-вывоз товара до подачи ТД, в другом — при декларировании, если представленные сведения и документы могли повлиять на принятие решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации. Поэтому ст. 16.17 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и при конкуренции этих норм НТП квалифицируется по специальной норме.

Правонарушение считается оконченным после представления в таможенный орган недействительных документов. В случае использования недействительных документов для подтверждения соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством, при выпуске товара ответственность наступает по ч. 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ, и дополнительной квалификации по ст. 16.3 КоАП РФ не требуется. Если при подаче ТД для выпуска товара не соблюдаются условия избранной таможенной процедуры, представляются недействительные документы, с помощью которых возможно полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей или неприменение запретов или ограничений экономического характера, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

Статья 16.7 КоАП РФ имеет достаточно сложную конструкцию, предусматривающую административную ответственность лица (владельца товара, декларанта), передавшего таможенному представителю документы, содержащие недостоверные сведения о ТиТС, для представления их в таможенный орган при таможенном декларировании, а также других операциях.

При этом представляемые документы должны отвечать понятию «недействительные» и являться необходимыми для представления на любом из этапов таможенной операции. Их получение должно повлечь за собой сообщение таможенным органам недостоверных сведений. Однако состав этого правонарушения затрагивает не только таможенное оформление, но и другие таможенные процедуры, предусмотренные главами раздела 6 ТК ТС.

Как правило, подобное правонарушение выявляется таможенным органом в ходе проверки представленных документов для регистрации таможенного декларирования либо в ходе производства в отношении таможенного представителя, заявившего или сообщившего в таможенный орган недостоверные сведения. Внутренняя коллизия рассматриваемой нормы заключается в возложенной на таможенного представителя обязанности проверить достоверность полученных сведений в соответствии с нормами таможенного законодательства ТС. Ненадлежащее исполнение этой обязанности составляет уже не административный, а дисциплинарный проступок. Поэтому в этом случае возможны два варианта привлечения к ответственности: и декларанта по ст. 16.2 КоАП РФ, и лица, представившего таможенному представителю недействительные документы, по ст. 16.7 КоАП РФ, либо только субъекта, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ.

Субъектом данного правонарушения является декларант. Субъективная сторона этого НТП характеризуется наличием умысла. Нельзя исключать и версию сговора декларанта и таможенного представителя.

 

 

§ 2.5. Правовая квалификация нарушений порядка, требований и условий совершения таможенных процедур

 

Правовое регулирование порядка совершения таможенных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совершение таможенных процедур является обязательным логическим завершением действий с товаром при перемещении через таможенную границу Таможенного союза. Совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования или распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами, определяется ст. 4 ТК ТС как таможенная процедура. Виды таможенных процедур, условия их совершения определены разделами 5, 6 ТК ТС и ФЗ-311. Условия помещения под таможенную процедуру, совершения таможенных процедур устанавливаются исходя из их вида и технологии совершения операций (действий).

Анализ таможенного законодательства Таможенного союза и ранее действовавших положений таможенного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о новизне термина «таможенные операции, совершаемые при помещении товаров под таможенную процедуру». Действующие нормы ТК ТС и ФЗ-311 не раскрывают понятийный аппарат этой таможенной операции, что существенно влияет на правовую квалификацию административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка осуществления таможенных процедур. Таможенное законодательство не дает четкого признака действий и обстоятельств, при которых совершаемое лицом действие по перемещению товаров через таможенную границу ТС рассматривается как таможенная операция. Исходя из понятия административного правонарушения, которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность, для каждой таможенной процедуры должны быть определены условия их соблюдения.

Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (ст. 205 ТК ТС). Юридическим фактом начала действия таможенной процедуры является момент подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, а завершения ее действия — выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой или фактическое убытие товара за пределы таможенной территории Таможенного союза (ст. 174, 205 ТК ТС).

Проведенный анализ правовых норм позволяет при квалификации таможенных правонарушений за несоблюдение требований таможенной процедуры исходить из того, какие обязательные, установленные законом действия не были совершены.

Можно выделить перечень действий, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность:

— несоблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру (недостоверное декларирование ТиТС МП) — раздел 6 ТК ТС, раздел 6 ФЗ-311;

— несоблюдение требований содержания таможенной процедуры (операции, сроки, начало, завершение, приостановление).

КоАП РФ вводит санкцию за заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие документы и сведения могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, а также санкцию за совершение операций по пользованию или распоряжению товарами в нарушение таможенной процедуры.

Правовая характеристика несоблюдения таможенной процедуры и совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Нормы КоАП РФ устанавливают административную ответственность за несоблюдение таможенной процедуры (ч. 1, 3 ст. 16.19; ст. 16.14, 16.16, 16.18 КоАП РФ). Базовой в этом плане является ч. 1, 3 ст. 16.19, все другие вышеперечисленные статьи являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

К нарушениям таможенных правил при нарушении этих операций можно отнести:

— заявление в таможенный орган недостоверных сведений о перемещаемых товарах;

— представление недействительных документов, если эти сведения и документы могут послужить основанием для помещения ТиТС МП под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, неприменение мер нетарифного регулирования;

— нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП РФ);

— нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП РФ);

— невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ).

Административная ответственность за несоблюдение таможенной процедуры предусмотрена в ч. 1 и 3 ст. 16.19 КоАП РФ. Состав НТП, предусмотренный ч. 2. этой статьи, рассматривается в § 2.6.

Объектом противоправных посягательств рассматриваемой квалификационной группы НТП являются правоотношения, возникшие при осуществлении таможенных процедур и таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру и предусмотренных таможенным законодательством (разделы 5, 6 ТК ТС; гл. 10, 11 раздела 2, разделы 5, 6 ФЗ-311).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, выражается в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о них либо в представлении недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст. 16.2, ст. 16.17 КоАП РФ.

Объективная сторона перечисленных выше правонарушений выражается в форме бездействия (ч. 3 ст. 16.19; ст. 16.16, 16.18 КоАП РФ) либо в виде активных, целенаправленных действий (ч. 1 ст. 16.19; ст. 16.14 КоАП РФ). Квалифицирующим признаком этих НТП является использование недействительных документов.

Административную ответственность по рассматриваемым статьям несут специальные субъекты, указанные в нормах КоАП РФ, — декларант, таможенный представитель. В отдельных, прямо предусмотренных законом случаях в качестве субъекта ответственности может выступать физическое лицо, непосредственно перемещающее товары и валюту через таможенную границу Таможенного союза (ст. 16.4, 16.18 КоАП РФ).

Правонарушение совершается путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах либо представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования. Несоблюдение условий помещения товара под таможенную процедуру, не связанное с совершением вышеуказанных действий, не образует состава правонарушения.

Субъективную сторону рассматриваемых правонарушений составляет вина в форме умысла (ст. 16.7 КоАП РФ). Вместе с тем, квалифицирующим признаком субъективной стороны может являться цель, мотив совершенного деяния (полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, неприменение нетарифного регулирования).

Недостоверное декларирование образует состав НТП только в случаях помещения ТиТС МП под таможенную процедуру после их перемещения через таможенную границу ТС. В других случаях правонарушение может быть квалифицировано по ч. 3, 4 ст. 16.1 либо ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование).

Статья 16.14 КоАП РФ. Таможенное законодательствоопределило операцию временного хранения как действие, предшествующее подаче таможенной декларации. Но операция временного хранения является обязательной и при помещении товаров под таможенную процедуру, если не предусмотрен выпуск товара без ее заявления.

В соответствии с ч. 4 ст. 160 ТК ТС при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Аналогичные действия перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (ч. 6 ст. 225 ТК ТС).

Статьей 225 ТК ТС установлены возможность совершения указанных таможенных операций в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, и иной срок помещения товаров под таможенную процедуру. Таким образом, при квалификации действий перевозчика необходимо учитывать вид используемого транспортного средства. Следовательно, в случае несовершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров в соответствии с таможенной процедурой, лицом, обладающим правомочиями декларанта (ст. 186 ТК ТС), товары в течение указанного срока должны быть помещены на временное хранение.

Обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или с их таможенным декларированием и помещением под избранную процедуру в течение определенного срока в месте прибытия, возложена на перевозчика. При этом иные заинтересованные лица наделены правом по совершению таких действий. Учитывая изложенное, перевозчик в месте прибытия в целях надлежащего исполнения своих обязанностей в случае, если иными заинтересованными лицами не совершены таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, должен совершить такие операции в течение установленного ТК ТС срока самостоятельно.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)