Тема: Окислительно-восстановительные реакции
Цель: изучить окислительно-востановительные реакции, окислители, восстановители, влияние среды на характер окислительных свойств перманганат-иона, восстановление дихромата калия ионами щавелевой кислоты. Студент должен уметь: определять степень окисления атомов в соединениях, составлять уравнения ОВР, определять эквивалентные массы окислителя и восстановителя. Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка. Растворы: сульфат меди(2), серная кислота(2н), гедроксид калия(2н), перманганат калия(0,00/н.), сульфат железа(2), сульфит натрия (сухая соль), гвозди, дихромат калия, щавелевая кислота, наждачная бумага.
Опыт 1 Восстановление ионов меди металлическим железом В пробирку налейте 5-10 капель раствора сульфата меди и опустите в нее на несколько минут железный гвоздь, поверхность которого очищена наждачной бумагой. Что происходит? Составьте уравнение реакции в молекулярной и ионно-электронной формах.
Опыт 2 Окисление ионов Fe2+ перманганат-ионами В пробирку налейте 2-3 капли раствора перманганата калия и 2-3 капли 2н. H2SO4. По каплям добавляйте свежеприготовленный раствор сульфата железа до полного обесцвечивания раствора. Составьте уравнение реакций в молекулярной и ионно-электронной форме.
Опыт 3 Окислительные свойства перманганат-иона в различных средах а) В пробирку налейте 1-2 капли раствора перманганата калия, 1-2 капли концентрированного раствора KOH и по каплям свежеприготовленный раствор сульфита натрия Na2SO3 до перехода малиновой окраски в зеленую. Составьте уравнение реакций в молекулярной и ионно-электронной формах. б) В пробирку налейте 1-2 капли раствора перманганата калия, 2-3 капли воды и по каплям свежеприготовленный раствор сульфита натрия до образования темно-коричневого осадка. Составьте уравнение реакций в молекулярной и ионно-электронной формах. в) В пробирку налейте 1-2 капли раствора перманганата калия, 2-3 капли раствора серной кислоты и по каплям до обесцвечивания раствор сульфита натрия. Составьте уравнение реакций в молекулярной и ионно-электронной формах. Опыт 4 Восстановление дихромата калия K2Cr2O7 ионами щавелевой кислоты. В пробирку поместите 2-3 капли дихромата калия, прибавьте 2-3 капли 2 н. серной кислоты и 3-5 капель Na2C2O4 до изменения оранжевой окраски в сине-зеленую. Продуктом окисления оксалат-иона C2O42- является CO2. Составьте уравнение реакций в молекулярной и ионно-электронной формах.
Контрольные вопросы 1 Какие реакции называются окислительно-восстановительными? 2 Какое вещество называется окислителем и какое восстановителем? Что с ними происходит в окислительно-восстановительных реакциях? 3 В чем основное отличие реакций ионного обмена от окислительно-восстановительных? 4 Какие из приведенных ниже реакций относятся к окислительно-восстановительным и почему: а) Fe+CuSO4=FeSO4+Cu б) CuCO3*Cu(OH)2=2CuO+CO2+H2O в) K2CrO4+BaCl2=BaCrO4+2KCl 5 Какие существуют типы окислительно-восстановительных реакций? 6 Могут ли реакции окисления и восстановления протекать раздельно? 7 Всегда ли выделение элемента в виде простого вещества является следствием его восстановления? Примеры. 8 Могут ли положительно заряженные ионы быть восстановителями? Окислителями? В каких случаях? Примеры. 9 Может ли одно и то же вещество быть окислителем и восстановителем? Примеры. 10 Укажите в периодической системе элементы, обладающие наиболее сильными восстановительными и окислительными свойствами. 11 Составьте электронные схемы и напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-электронной формах: 1) NaNO2+NaI+H2SO4=Na2SO4+NO+I2+H2O 2) KMnO4+KNO2+H2SO4=K2SO4+MnSO4+KNO3+H2O 3) Br2+HNO2+H2O=HBr+HNO3 4) Br2+CrCl3+NaOH=NaBr+Na2CrO4+NaCl+H2O 5) NaNO2+NH4Cl=NaCl+N2+H2O 6) HNO3+As2S3+H2O=NO+H3AsO4+H2SO4 12 У какого из элементов: брома, иода или хлора – окислительные свойства выражены в меньшей степени? Почему? 13 Вычислите ЭДС реакций: 1) HgSO4+FeSO4=Fe2(SO4)3+Hg2SO4 2) PbO2+KI+H2SO4=PbSO4+K2SO4+I2+H2O 3) KMnO4+KCl+H2SO4=K2SO4+MnSO4+H2O+Cl2 4) KMnO4+FeSO4+H2SO4=K2SO4+MnSO4+Fe2(SO4)3+H2O Рекомендуемая литература Основная: 1 Хомченко Г.П., Цитович И.К. «Неорганическая химия» М. Высшая школа. 1998г. 2 Князев Д.А., Смарыгин С.Н. «Неорганическая химия» М. Высшая школа. 1990г. глава 12 стр. 152-169 Дополнительная: 3 Ахметов Н.С.Общая неорганическая химия; М.: Высшая школа, 1988 4 Платонов Ф.П. Дейкова З.Е. Практикум по неорганической химии. М.: Высш. шк. , 1985, стр. 124-152. Приложение А Таблица Стандартные окислительно-восстановительные потенциалы
Приложение Б Таблица Плотность и процентное содержание растворов хлорида натрия
Приложение В Константа диссоциации слабых электролитов (25oC) КДисс
Приложение Г
Константы нестойкости комплексных ионов(25оС )
Приложение Д
Плотность растворов кислот и оснований( г/см3)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |