Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периодизация развития русской культуры



2015-11-10 2320 Обсуждений (0)
Периодизация развития русской культуры 4.75 из 5.00 4 оценки




1. Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции. Древнерусское язычество. Культура русского Средневековья (IX-X вв.)

2. Культура Киевской Руси (XI-XIII вв.)

3. Культура Московской Руси (XIV-XVI вв.)

4. Русская культура XVII в. – XVIII вв.

5. «Золотой век» русской культуры (первая половина XIX века)

6. «Серебряный век» русской культуры (последняя четверть XIX в. – первая четверть XX в.)

7. Культура советского периода (1917-91 гг.)

8. Культура постсоветской России – кон. XX - нач. XXI вв.

 

3. Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции. Культура русского Средневековья.

 

Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции

Факторами, повлиявшими на формирование русской культуры, являлись природные и климатические условия. Зависимость от природных стихий, неустойчивость климата порождали ощущение постоянной зависимости от неподвластных сил. Древние славяне одухотворяли природу. Для них она единое органическое целое, в котором все взаимосвязано. Подтверждение этому можно найти и в «Слове о полку Игореве», и в «Повести временных лет», и в других памятниках литературы Древней Руси.

Картина мира языческих славянских племен представляла собой природный космос. Наши далекие предки считали, что огромный прозрачный купол обнимает всю землю. Небо и земля крепко связаны между собой. Они виделись славянам как бессмертная супружеская чета, олицетворявшая мужское и женское начала, мать и отца. Таким образом, небо и земля почитались как всеобщие родители. Земля была связана с Родом, небесным существом, носителем мужского начала. Природа соотносилась с землей-матерью, дающей начало всему живому миру. Поэтому одним из древнейших в языческих верованиях стал культ земли.

На основе культа предковскладывается почитание Рода и Рожаниц(дев плодородия и покровительниц младенцев). Данный культ был наиболее распространенным и устойчивым и сохранялся довольно длительное время после принятия христианства.

Имя огненного бога, которому поклонялись славяне-язычники, – Сварог. Это божество понималось как высочайшее существо, источник огня и света. Письменные источники Древней Руси называют имя Мокошь – женское божество, связанное с аграрно-магическими циклами. Существовал культ Лады – богини любви, брака, юности и красоты, покровительницы девичьей судьбы. Связь мира живых и мертвых, покоящихся в земле и обеспечивающих ее плодородие, олицетворял собой бог Велес. Вплоть до середины XIX века во многих губерниях России почитался Ярило – бог плодородия, чувственных утех и наслаждений.

К архаическим культам древних славян относится культ воды. В ПВЛ указывается, что славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Они «населили» ее различными божествами, среди которых особое место занимали берегини. Поклоняясь водным божествам, древние славяне очищались водой как священной стихией.

На архаической стадии развития языческих верований мужские божества находились на втором плане, уступая место женским богиням, символизирующим рождение, начало, плодородие.

К X в. положение изменяется. Князь Владимирпредпринимает попытку выстроить иерархию разноплеменных богов. Заняв главенствующее положение, мужские божества разделили свои функции: Сварог и сварожичи почитаются как верховные божества природных стихий. Над ними окажется покровитель князя и его дружины Перун-громовержец. А место рядом с ними теперь принадлежит божествам плодородия Велесу (Волосу), Яриле и Роду.

Архаические народные праздники сопровождались заклинаниями и магическими обрядами, т.е. молениями богу о благополучии.

 

Культура раннего Средневековья

Начальный период формирования русской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Мы обратимся к изучению ее истории, начиная с более позднего времени, – создания в 862 г. Древнерусского государства. В этот период завершается формирование этнического самосознания и культуры, основанной на традициях и языческих верованиях. К IX в. язычество получает всестороннее развитие и охватывает все стороны жизни людей. Языческая культура восточных славян является основой отечественной культуры, но многие мифы, песни погибли после христианизации.

Системообразующими были представления о дуальности мира: «сакральное – мирское». Космос как мир порядка противостоял хаосу – миру беспорядка, что соответствует дихотомии «мир природы» и «мир культуры».

В IX в. были созданы «Русские Веды. Велесова книга»,в которой рассказывалось о происхождении славян, древнеславянской троице «Триглав» (Сварог, Перун, Велес). Именно в это время восточнославянская – древнерусская этническая культура обретают устойчивые черты, которые сохранили свою значимость на длительное время.

Следующий период в развитии русской культуры – Средневековье. Как правило, начало Средневековья связывают с принятием монотеистической религии. Этот подход, характерный для западноевропейской исторической традиции, можно перенести и на Русь. Таким образом, наше раннее Средневековье начинается с Крещения Руси в 988 г. В период существования Древнерусского государства происходит постепенная христианизация Руси, складывается Русская православная церковь, ведется каменное церковное строительство в соответствии с общерусским национальным стилем в архитектуре (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Киево-Печерская Лавра, Золотые воротаво Владимире, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Десятинная церковь в Киеве, церковь Вознесения в Коломенском, храм Василия Блаженного), канонизируются первые национальные святые, получает развитие письменность (азбука Кирилла и Мефодия;новгородские и псковские берестяные грамоты), возникает литература («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона), иконопись. В целом, русская культура обретает более интенсивную динамику развития, становится в один ряд с другими христианскими европейскими государствами. Русь ведет активный политический и культурный диалог со всеми соседями. Главным культурным событием является то, что с принятием христианства происходит самосознание народа (осознает себя и свое место в мире, в язычестве человек не выделял себя из природы).

В период политической раздробленности (XII-XIII вв.) ослабляется единство страны, размываются общие культурные тенденции. Каждое независимое княжество стремится к культурному своеобразию и процветанию. Эта тенденция сказывается на развитии архитектурных и иконописных школ, литературных традиций, особом взгляде на события, происходящие в стране. Изучение летописного наследия позволяет осмыслить и сравнить единый культурно-исторический процесс, представленный с разных позиций.

Русская культура в период раннего Средневековья является одной из наиболее ярких страниц отечественной истории. Она явилась порождением синтеза и творческой переработки этнических языческих традиций и христианской (православной) культуры Византии. Уже в период единого Древнерусского государства была создана система общерусских ценностей, предопределивших развитие древнерусской культуры и искусства в последующее время – период феодальной раздробленности. И хотя каждый из регионов развивался самостоятельно, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Древнерусского государства. На самой высокой точке развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.

 

Культура развитого и позднего Средневековья

Развитие русской культуры в периоды развитого и позднего Средневековья XIV- XVII вв. тесно связано с возвышением Московского княжества, созданием Московского государства и превращением его в Россию.

Этот период в истории русской культуры также можно разделить на ряд этапов, которые в значительной степени совпадают с ходом социально-политических и экономических процессов в стране.

Первый этап – с 1240 г. до сер. XIV в. В это время происходит общее замирание культурного развития после монголо-татарского нашествия. Его последствия сказались на разных сторонах русской культуры и условиях ее развития: углубление феодальной раздробленности и междоусобной борьбы между князьями; обособление местных культур; постепенное утверждение самодержавия и отношений подданства, утрата вечевой демократии, заимствование восточных элементов в обычаях, языке, одежде и т.п. Центр общественно-политической жизни Руси переместился с юга и юго-запада на юго-восток и северо-запад. Русь надолго оказалась в состоянии культурной изоляции от европейских стран. Только Новгород и Псков сохраняли общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры. На юге и юго-востоке от Руси все православные государства постепенно утратили свою независимость. Культурные контакты Руси вынужденно оказываются ориентированными на Восток. К последствиям монголо-татарского нашествия следует отнести и падение русских городов – центров культурной и общественно-политической жизни, новых идей и динамизма, и гибель множества культурных памятников, книг, произведений искусства и, особенно, гибель в огне нашествия носителей культуры и знаний.

Второй этап – сер. XIV – XVI вв. Он был отмечен подъемом народного самосознания, особенно после Куликовской битвы. Это время объединения русских земель вокруг Москвы; складывания единого государства, князья которого воспринимали себя преемниками князей Киевских; превращения Руси в Россию, венчания на царство Ивана IV в 1547 г.; укрепления православной церкви, которая окончательно становится автокефальной (самостоятельной) после введения патриаршества (1589) (концепция псковского инокаФилофея «Москва – Третий Рим»); утверждения в культуре темы единства Русской земли, борьбы с иноземными захватчиками, которая явно прослеживается через произведения фольклора, литературы («Житие Александра Невского»),живописи, архитектуры.

Именно в этот период завершается формирование русской (великорусской), народности, складывается единая этническая культура, система духовных ценностей, самобытный художественный стиль. Русь постепенно преодолевает свою изоляцию от стран Центральной и Западной Европы. Так, в конце XV-XVI вв. успешно развивались связи с Италией.

Третий этап – XVII в. Это начало культуры Нового времени, переломный момент в процессе культурно-исторического развития России: зарождение буржуазных элементов и начало формирования русской нации, усиление внешнеполитических и культурных контактов, повышение интереса к знанию, просвещению, секуляризация культуры.

Значительным событием общекультурного значения было оформление в зодчестве стиля, называемого московским барокко. Это свидетельствовало об усилении влияния некоторых западноевропейских архитектурных образцов, которые стали проникать в страну после воссоединения Украины с Россией. Применялся в архитектурных сооружениях Москвы, Новгорода и Пскова (Московский Кремль, Собор Василия Блаженного, Грановитая палата, Троице-Сергиева Лавра, Спасо-Андронников монастырь).

XVII век – это эпоха завершения Средневековья, формирования русской нации, время, когда складывается единый русский язык.

 

Русская культура XVIII века

В XVIII в. начались реформы Петра I. Россия повернула в сторону Европы и была подвержена всем европейским веяниям. Но при всех видимых переменах оставались неизменными некоторые существенные глубинные механизмы функционирования культуры. Разрыв, существовавший между верхами общества, которые теперь европеизировались, и низами общества значительно углубился. Церковь оказалась полностью подчиненной государству. Тем самым она абсолютно потеряла возможность быть духовной воспитательницей народных низов.

Знаменательная трансформация произошла в петровскую эпоху и с государством. Человек вручал себя государству, создавалась светская религия государственности. Царь, в то же время, воспринимается в качестве образа Божия, упразднив патриаршество и взяв на себя функции патриарха.

Реформы Петра способствовали обмирщению культуры и подготовили почву для распространения идей Просвещения в России. В его царствование появилось много новшеств, в частности газеты (первая газета «Ведомости»), журналы. В живописи происходит поворот от иконописи к портрету (Симон Ушаков, А.М.Матвеев, И.Н.Никитин). Открываются светские учебные заведения: навигацкая школа, инженерная школа и др. В страну начали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей. Но в целом движение Просвещения под общим названием «вольтерьянства» получило распространение в России в 40-60-е гг. XVIII в.

Русское Просвещениеобладает следующими особенностями:

1. Просвещение не было подготовлено в России внутренним развитием страны, его идеи были позаимствованы у французов небольшой прослойкой интеллигентского дворянства.

2. Присущие Просвещению идеи социального равенства, естественной ценности человека не являлись имманентными для России XVIII в.

3. В российском Просвещении столкнулись идеи собственно Просвещения и российская действительность с самодержавным государством и крепостнической системой. Для России были характерны «просвещенное самодержавие» и «просвещенное дворянство» как главное сословие страны.

4. Если французское Просвещение носило светский характер, то российские просветители не поднимали вопрос о существовании Бога.

5. Яркой чертой российского Просвещения являлся патриотизм.

6. Гуманистические тенденции российского Просвещения проявлялись в том, что наши общественные деятели настаивали на усилении просветительской роли государства, создании разветвленной системы государственного образования, открытии доступа к науке, государственной и общественной жизни талантливым выходцам из низших слоев населения. Русским просветителями были А.Д.Кантемир, М.М.Щербатов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов.

7. Одной из центральных идей отечественного Просвещения стала идея воспитания совершенного человека (И.И.Бецкий «Генеральное учреждение о воспитании особого пола юношества»).

Главными достижениями XVII и XVIII в. были высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества.

 

«Золотой век» русской культуры (первая половина XIX века)

Культура России XIX в. является примером невиданного взлета. Этот период русской культуры характеризуется относительным равновесием двух векторов развития русской культуры: культурно-самобытного и модернизаторского. Поэтому творения его гениев гармоничны и признаны как классика. «Золотой век»был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами.

Основные причины культурного прогресса России:

1. Прогресс был связан с процессом формирования русской нации в эпоху перехода от феодализма к капитализму;

2. Рост национального самосознания (особенно после 1812 г.);

3. Тесное взаимодействие с другими культурами, особенно европейской;

4. Происходит взаимовлияние различных областей культуры: философии, литературы, музыки, живописи;

5. Усиливается процесс взаимодействия между «высокой» культурой (профессиональной) и культурой народных масс (древнерусской);

6. В культуротворчестве все более активно участвует интеллигенция не только из привилегированных классов, но и из среды разночинцев.

С начала XIX в. в русском обществе наблюдался небывало высокий патриотический подъем, еще более усиливающийся с началом войны 1812 г. («История государства Российского» Н.М.Карамзин, А.С. Пушкин, П.Я.Чаадаев). Происходит развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры. Появление «Философских писем» П.Я.Чаадаева положило начала дискуссии между славянофилами (настаивали на культурно-самобытном пути, направленном на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закрепление наиболее устойчивых, неменяющихся ценностей) и западниками (отдавали предпочтение модернизаторскому вектору развития, направленному на изменение содержания национальной культуры, включение ее в общемировой культурный прогресс) об историческом предназначении России. «Золотой век» характеризуется относительным равновесием этих двух линий, поэтому великие творения его гениев гармоничны и общепризнанны как национальная классика (А.С.Пушкин).

Литература этого периода приобрела статус нравственного эталона, на который равняется общество. Классическая литература XIX в. была больше, чем литературой, она стала универсальной формой общественного самосознания.

К середине XIX в. русская культура становится все более известной на Западе (Н.И. Лобачевский, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Культурный обмен между Россией и Европой приобретает двусторонний характер.

 

«Серебряный век» русской культуры (последняя четверть XIX в. – первая четверть XX в.)

Последняя четверть XIX в. – начало XX в. вошли в историю как «серебряный век» русской культуры. Российская словесность предстала во всем богатстве и разнообразии поэтического самовыражения: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, В.Хлебников, В.Брюсов, И.Северянин, Н.Гумилев, А.Ахматова, М.Цветаева – вот далеко не полный перечень талантов, заявивших о себе впервые в начале века.

Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь» и др. (Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, А.Блок, А.Белый, В.И.Иванов).

Начало XX в. оказалось переломным для русской живописи, которая с молниеносной быстротой не только догнала, но во многом опередила основные европейские художественные школы. Русские художники выставляют свои работы в Париже и Мюнхене. «Русские сезоны» Дягилева в Париже вызывают огромный интерес.

В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе. Это самобытная русская религиозная философия (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев и др.) и философия русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский). Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения. Представителей русского космизма объединяло убеждение в том, что развитие человечества все более приобретает формы некой общепланетарной общности.

Цена революции для России и русской культуры оказалась весьма высокой. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция XX в. удивительно много дала мировой культуре и науке.

 

Культура советского периода (1917-1991 гг.)

Октябрьская революция 1917 г. оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Предполагалось, что на смену дворянской и буржуазной культурам должна прийти культура пролетарская. Пролеткульт,отрицая культурное наследие, боролся со старой культурой. Но в то же время в стране была развернута массовая кампания ликвидации неграмотности населения – форсированная подготовка школьников и студентов, благодаря чему в образовательном плане страна сделала мощный рывок.

Символом революционной эпохи с ее творческими взлетами и метаниями русской интеллигенции стали имена трех великих поэтов В.Маяковского, А.Блока и С.Есенина. В лоне советской культуры родились новые направления мировой живописи (абстракционизм В.В.Кандинского, супрематизм К.С.Малевича, конструктивизм В.Е.Татлина, аналитическое искусство П.Н.Филонова, сюрреализм М.Шагала).

Русская литература после Октябрьской революции разделилась на три лагеря: 1) писатели, художники, философы, которые не приняли революцию и создавали свои произведения за границей; 2) те, кто принял социализм, прославляя новые достижения своей родины; 3) колеблющиеся. Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей за границей явилось самобытное учение – евразийство.

Новая идеологическая доктрина – социалистический реализм, родоначальником которого являлся М.Горький, стала и новой плодотворной художественной концепцией. Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты, советская литература дала миру целый ряд великих мастеров: А.Ахматову, М.Цветаеву, М.Шолохова, Б.Пастернака, А.Солженицына, И.Бродского и др.

 

Культура России в постсоветский период

Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М.Л.Ростропович, Г.Вишневская, писатели А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный… Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тысяч. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия – только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году – меньше 1 млн.«Утечка мозгов»возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла передовых рубежей.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи, процесс литья стали, магнитная сварка, искусственна почка, ткань, отражающая излучение, холодные катоды для получения ионов и др.

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем, в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какое значение для русской культуры сыграло ее геополитическое положение между Европой и Азией?

2. Перечислите основные особенности формирования русской культуры.

3. Какова судьба русского язычества после принятия христианства?

4. Существуют ли в современной культуре отголоски языческих верований?

5. Как повлияло на русский национальный характер принятие православия?

6. Почему православный храм считается одним из символов русской культуры и входит в систему национальных ценностей?

7. В чем суть таких явлений русской культуры, как «двоеверие», «святость», «духовность»?

8. Можно ли судить о системе ценностей народа по литературным и фольклорным памятникам? Приведите доводы, подтверждающие или опровергающие данное положение.

9. Перечислите основные достижения русской средневековой культуры.

10. Какие явления в культуре XVII в. можно отнести к предпосылкам новаторства, изменений, отхода от Средневековья?

11. Приведите примеры различия и сходства развития средневековой культуры в России и Западной Европе.

12. Дайте характеристику реформ Петра I в области культуры.

13. В чем различие Просвещения в Западной Европе и России?

14. Перечислите светские черты культуры России в XVIII в.

15. Какова роль интеллигенции в культурном развитии России?

16. Какую роль играл театр в русской культуре?

17. Перечислите особенности развития русской художественной культуры XVIII–XX вв.

18. Назовите характерные для России XVIII–XX вв. стилевые направления художественной культуры.

19. Назовите характерные черты классицизма и имена наиболее ярких представителей этого стиля в архитектуре Санкт-Петербурга.

20. Назовите крупнейших художников ХIX в., выпускников Академии Художеств.

21. Дайте временную характеристику периода рубежа веков. Чем она обусловлена?

22. Назовите основные черты социокультурного кризиса рубежа веков.

23. Что оказало влияние на становление теории и практики символизма?

24. Назовите наиболее ярких представителей символизма в Европе и России.

25. Почему культуру России рубежа XIX-XX вв., – особый, переломный для России период, – называют «серебряным веком» и русским религиозно-философским Ренессансом?

26. Какие новые типы художественного и философского выражения появились в ХХ в.?

27. В чем заключается метод соцреализма?

28. В чем особенность развития русской литературы в ХХ в.?

29. Кто из русских художников-авангардистов создал теорию супрематизма?

30. Что роднит большевистский идеал культурного преобразования России с традиционными ориентациями национального сознания?

31. Почему возникла необходимость либерализации политики партии в области культуры вт. пол. XX в.?

32. Как развивались взаимоотношения власти и творческой интеллигенции?

 

Рекомендуемая литература:

  1. Александров В.Н. История русского искусства. – Минск, 2004
  2. Беллингтон Лики России. – М., 2001
  3. Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») // Н.А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991.
  4. Большаков В.П. , Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней. Великий Новгород, 2001.
  5. Большаков В.П., Володина Т.В., Выжлецова Н.Е. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии. Великий Новгород, 2002.
  6. Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб. 2001, глава 6.
  7. Кондаков И.В. Культура России. – М., 2000
  8. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992
  9. Мир русской культуры. – М., 2004
  10. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.
  11. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. – М., 2004
  12. Эдингер Э. Хритианский архетип. Юнгианское исследование жизни Христа: Аналитическая психология. М. 2000.

 

Формы и виды работы: беседа со студентами, «мозговой штурм», диалог с аудиторией, самостоятельная работа.

 

Лекция 8. Культура и природа. Культура и личность. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

План:

1. Культура и природа.

2. Культура и личность.

3. Культура и общество

4. Культура и глобальные проблемы современности.

 

1. Культура и природа

Проблема соотношения культуры и природы весьма актуальна в культурологии и является далеко небесспорной. Изучая данную проблему, следует обратиться к истокам культуры – её генезису в архаических обществах, где постепенно в сознании древних людей вызревало понимание другого, надприродного мира, противостоящего естественному и глубоко вплетенного в повседневную жизнь человека. Традиционные определения понятия “культура” обычно исходят из противопоставления природы и культуры как естественного и искусственного миров. Природа обычно рассматривалась как общий фон, позволяющий выявлять особенности культуры. В этом сопоставлении она обычно определялась как нечто неопределенное, и естественный мир представал как хаос, а культура же на фоне природы, наоборот, обнаруживала упорядоченность и структурность. Действующие в природе силы рисовались неуравновешенными и стихийными, поэтому человек, стремясь укорениться в своем воздействии на природу, придавал им упорядоченность и согласованность. Тем самым происходило как бы окультуривание окружающей природной среды, где человек формировал в растениях и животных полезные для себя свойства, вырабатывал соответствующий инструментарий своей деятельности. Накопленный опыт по освоению окружающего мира он должен был сохранить и передать будущим поколениям человечества. Так происходило становление культуры – особого мира вещей и феноменов, целесообразных и утилитарных, скрывающих за своим символизмом определенный смысл и практическую значимость.

На ранних стадиях, когда человек еще не осознал себя как что-то особенное, все его представления о себе исчерпывались природностью и отношением к Матери-природе. Соответственно и культура была культом природы, что выражалось в жертвенном отношении к ней, которым человек старался искупить невольно наносимый ей ущерб.

По мере развития материального производства изменялось и отношение к природе. Естественно, что культ природы сменился постепенно культом сверхприродных начал культуры: властью Бога над человеком и властью человека над природой. Эта традиция понимания природы и культуры, их дуализма и борьбы была воспринята как эпохой Средневековья, так и эпохой Возрождения с ее глубоким интересом к античной культуре. Здесь несколько иначе стали трактовать взаимоотношения общества и природы. Природа более не трактуется как враждебный человеку дикий и хаотический мир: в ней уже видят меру и целесообразность, соразмерную с обычным человеческим опытом. С наступлением Нового времени, казалось, природа становится не только внешним фоном масштабных действий человека, но и внутренним ориентиром культуры. Человечество, руководствуясь идеей разумности, пытается преобразовать естественный и социальный мир на принципах морали, экспериментальной науки и гуманизма. Но проходит немного времени и становится понятно, что сближения с природой не произошло, так как лишь одна культурная формация сменилась другой, а природа по-прежнему осталась внешней средой обитания человечества. И вновь последовали призывы сближения с природой, возвращения человека к ней. Образ природы начинает расслаиваться, раздваиваться на тот, который воспринимался и изображался контурами и красками культуры, и тот, который оставался непроницаемым для культуры, непонимаемым и необъяснимым человеческим разумом.

Человек, имея дело с природой и культурой, использует существенно различные формы мышления и поведения. Г.Риккерт заложил понимание двух разных проекций человеческого мышления на природу и культуру, в чем впоследствии он оказался прав. Наиболее ярким примером такого рода явилась теория О. Шпенглера о соотношении культуры и цивилизации, где культура рассматривается двояко: как уникально-творческая форма и как машинизированный стандарт. На первой фазе, то есть ступени собственно культуры, идет интенсивное развитие культуры во всей ее целостности и личностном бытии, а на второй происходит тиражирование, распространение всех культурных форм, а вместе с тем и угасание ее творческих сил. Примером такого угасания, по мнению О. Шпенглера, выступила судьба европейской культуры.

Когда человек начал возводить собственный человеческий мир, он, по существу, сделал первый шаг к разрыву с природой. Это, однако, не означало, что он отверг природу, так как культуру можно рассматривать как вполне естественную ступень мировой эволюции. В данном случае человека можно рассматривать как соединительное звено между природой и культурой. (см.: Гуревич П.С. Философия культуры. с.164–172). Сотворив надприродный мир, человек стал утрачивать естественные корни и устремился в космос артефактов. Научившись преобразовывать

реальность, он стал менять собственное окружение, все более и более отдаляясь от естественных ритмов. С течением времени созданный человеком искусственный мир приобрел сугубо технизированные очертания и содержание. Так возник образ человека-машины. (см.: Н.А. Бердяев. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. с. 2–149).

Каждое общество преобразовывало и преобразовывает богатства природных ресурсов, превращая их в средства культурно-исторической жизни. На это за время существования человечества было израсходовано неизмеримое количество человеческого труда: осушены болота и вырублены леса, построены города и насыпаны плотины, проложена сеть дорог и запущены космические корабли. Человек не только физически, но и геохимически переделал мир, и поэтому уже невозможно возвратиться в исходные природные условия. Не стоит забывать и о космическом воздействии, так как человек всем своим бытием «вписан» в космическое пространство. Возможно, наша жизнь в гораздо большей степени зависит от влияния сил Космоса, чем представляется; и динамика этих сил заставляет все живое на Земле биться в унисон с планетами Солнечной системы. Ритмы Космоса (биоритмы) оказывают огромное влияние на жизнь Земли во всех ее проявлениях.

 

2. Культура и личность

Культура – та жизненная среда, в которой только и может реализовать себя личность. Только в обществе человек получает все, что необходимо для его развития. Культура не существует где-то вне человеческих общностей. Для человека, только родившегося, культура – уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует. За время своего роста человек обучается многим вещам, которые представляют собой результаты предыдущего человеческого опыта. Вследствие того, что культура действует через людей (иного пути просто нет), проблемы бытия культуры тесно связаны с проблемами личности, – это воспитание. Из биологического организма ребенок превращается в разумное существо, способное к труду и творчеству. Устоявшиеся образцы культуры микро- и макрогруппы, в которой человек с детства существует, обусловливают (даже помимо его воли) его влечения, его склонности. Процесс формирования личности ребенка и его приспособление к жизни в обществе называется социализацией. Это один из первых путей формирования, развития личности.

К числу важнейших способов, влияющих на формирование личности, относится установившаяся в культуре система ценностей. В ситуации выбора между возможными способами удовлетворения своих потребностей люди отдают предпочте



2015-11-10 2320 Обсуждений (0)
Периодизация развития русской культуры 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Периодизация развития русской культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)