Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология адвокатской деятельности



2015-11-10 1457 Обсуждений (0)
Психология адвокатской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психология адвокатской деятельности связана с выполнением познавательной, конструктивной, коммуникативной, воспитательной и удостоверительной деятельности. Литература по правовой (юридической) психологии основное внимание уделяет психологической структуре следственной и судебной деятельности, обходя стороной психолого-педагогические особенности существования защиты. В настоящее время появились исследования посвященные адвокатской деятельности.[285]

Судебная защита - конституционное право гражданина (ст.48 Конституции РФ). Для того, чтобы ст. 48 Конституции РФ действительно заработала, требуется как своевременное представление защитника, так и обеспечение квалифицированной юридической помощи.

Высшим органом коллегии является общее собрание членов коллегии адвокатов, где все вопросы решаются большинством голосов. Общее собрание членов коллегии адвокатов избирает президиум и ревизионную комиссию. Президиум выполняет большую организаторскую работу, в том числе, избирает председателя коллегии. Председатель коллегии адвокатов организует проверку жалоб на действия адвокатов, готовит вопросы для рассмотрения на заседании президиума. Ревизионная комиссия осуществляет ревизию финансово-хозяйственной деятельности президиума, юридических консультаций. Основной формой организации деятельности адвокатов являются юридические консультации, образуемые Президиумом коллегии адвокатов. Юридические консультации создаются по территориальному принципу - в районе (городе) и возглавляются заведующими.

Адвокатура, будучи общественной организацией, практически выполняет функцию государства по защите граждан, предприятий, учреждений и организаций. Положение адвоката в гражданском и уголовном процессах различно т.к. в гражданском судопроизводстве адвокат выступает в качестве представителя (законного, договорного, общественного), а в уголовном - защитника.[286]

Благодаря защитнику обвиняемый (подсудимый) получает возможность более полно использовать принадлежащие ему процессуальные права, активно участвовать в исследовании собранных по делу материалов, оспаривать или опровергать предъявленные ему обвинения, доказать меньшую степень своей юридической ответственности.[287]

Основу правового статуса деятельности адвоката составляет уголовно-процессуальное законодательство. Например, профессиональная деятельность защитника в уголовном процессе формируется следующими законодательными положениями:

- уголовно-процессуальная функция защитника заключается в выяснении обстоятельств, оправдывающих обвиняемого (подозреваемого) или смягчающих его ответственность, а также в оказании необходимой юридической помощи (ст.51 УПК);

- защитник не только вправе, но и обязан использовать при выполнении своей профессиональной функции все указанные в законе средства и способы защиты (ст.51 УПК);

- защитник не выступает в качестве субъекта оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст.71 УПК);

- адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого (за исключением ситуаций выявления обстоятельств, предусмотренных ст. 67 п.1. УПК;

- адвокат не может быть в одном деле защитником обвиняемых, если интересы одного противоречат интересам другого (ст.47 УПК).

Существует мнение, что лучшая защита - это защита законом. Ее преимущество заключается в том, что если защита нашла юридически верное положение, оно обязательно для судей.

Профессиональная защита по уголовным и гражданским делам часто бывает деятельностью ситуационной, вариантной, т.е. без учета складывающейся на каждом этапе профессиональной деятельности - защитной ситуации, невозможно определить ее направленность и другие тактико-психологические и педагогические особенности. Например, судебно-следственная практика выработала следующую классификацию защитных ситуаций:

- подзащитный признает свою вину в совершении преступления и его вина подтверждается доказательствами в деле;

- подзащитный виновным себя признает, однако вина его доказательствами объективно не подтверждается;

- подзащитный виновным себя не признает, а представленные в деле доказательства недостаточны для признания его виновным;

- подзащитный виновным себя не признает, но его вина подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Особое внимание уделяется обеспечению защиты по делам о преступлениях несовершеннолетних.

По делам несовершеннолетних участие защитника-адвоката обязательно. Право несовершеннолетнего на защиту возникает с момента привлечения его в качестве подозреваемого, независимо от того, задержан или нет.

Наибольшая активность стороны проявляется при производстве следователями допросов подзащитных и очных ставок с их участием. Целесообразно приглашать защитника и на другие следственные действия. На сегодняшний день деятельность способной к эффективной работе, т.к. законодатель не наделил его одной немаловажной возможностью - возможностью участвовать в доказывании.

Действительно, защитнику трудно получить необходимые документы, участвовать в осмотре места происшествия, обысках и других следственных действиях, своевременно получить извещение о проведении тех или иных процессуальных действиях и т.д.

Защитник может требовать выделение дела несовершеннолетнего в отдельное производство, т.к. соучастники - взрослые могут отрицательно влиять на несовершеннолетнего.

Вызов несовершеннолетнего к следователю производится через его родителей или законных представителей. Другой порядок вызова возможен, если этого требует ситуация расследования дела, рассмотрения дела в суде. Представляется, что защитник может оказать содействие в появлении несовершеннолетнего в правоохранительных органах.

Защитник должен проявить особое внимание при составлении различных документов: протоколов допроса несовершеннолетнего, постановления об избрании меры пресечения и др.

Защитник должен предвидеть, что возможно назначение и проведение судебной психологической и психиатрической экспертизы, поэтому важно зафиксировать в материалах дела индивидуально-психологические особенности личности несовершеннолетнего: возраст, условия жизни и воспитания, наличие взрослых подстрекателей; социально-обусловленные свойства личности (мировоззрение, нравственные убеждения, интересы и др.); психологические явления (мотивы, чувства, симпатии и антипатии, особенности характера и темперамента, потребности, стиль поведения и т.п.[288]

Учитывая важность подобной информации о несовершеннолетних, законодатель в проекте УПК РФ в ст. 483 п.2 подчеркивается необходимость установления: условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, степень интеллектуального, волевого и психического развития, особенности характера, темперамента и др. т.е. делается акцент на возрастные и психологические особенности личности несовершеннолетнего.

Защитник должен проследить время и порядок вручения несовершеннолетнему обвиняемому копии обвинительного заключения.

В познавательной деятельности адвоката огромное значение уделяется анализу имеющегося материала с целью определения предмета доказывания. В гражданском судопроизводстве адвокат определяет, какими допустимыми и относимыми доказательствами следует подтвердить обстоятельства обосновывающие требование истца или возражения ответчика. В познавательной деятельности очень важно остановится на тех доазательствах, которые позволяют лучше всего доказать обоснованность требований и возражений.

Участие защитника в следственных действиях позволяет активно заниматься познавательной деятельностью: задавать по ходу процессуального действия вопросы, делать письменные замечания, анализировать полученные доказательства с целью выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого и смягчающих его ответственность. Особое значение придается использованию различных приемов при допросе. Одним из таких приемов является выражение недоверия к показаниям, данным в суде. С этой целью применяются различные способы подрыва доверия (например, недоверие к состоянию зрения, слуха и других органов чувств свидетеля, потерпевшего и др.); доверием не пользуются некоторые показания заинтересованных в деле субъектов судебного следствия; наличие явных противоречий между показаниями (следователь на предварительном расследовании получил одни доказательства, а суд другие); определенные объективные (дождь, снег, туманы и др. погодные условия) и субъективные факторы (страх, стресс и т.п.) препятствовали эффективному, достоверному восприятию событий.

Особенно плодотворно познавательная деятельность проявляется при совместном ознакомлении адвоката и обвиняемого с материалами дела (ст.201 УПК). На этой стадии предварительного расследования выполняется всегда большая мыслительная деятельность адвоката. Внимательное изучение постановлений, протоколов, писем, записок, фотографий и т.д., способствует глубокому осознанию всего случившегося, выявить допущенные ошибки следствия и обстоятельно подготовится к судебному разбирательству.

Познавательная (мыслительная) деятельность подчеркивает, что адвокат должен систематически знакомится со специальной литературой (не юридической, но имеющей отношение к делу), хотя бы в пределах, позволяющих определить, правильны ли методы, которыми пользовались специалисты - криминалисты, психологи, психиатры и другие сведущие лица.

Познавательная деятельность адвоката в суде завершается защитительной речью. В речи защитника подводится итог всей правовой деятельности на суде.

Защитник должен внимательно изучать участников судебного заседания, анализировать поведение прокурора, судьи и других участников процесса. Вместе с тем, он обязан помнить, что сам также является объектом наблюдения со стороны суда и противоположной стороны.

Речь адвоката, жесты, мимика и т.д., все может свидетельствовать о психологическом состоянии защитника, его уверенности или колебаниях, удачах и разочарованиях.

Познавательная деятельность адвоката связана с оценкой заключения судебных экспертов.

Адвокат изучает вводную, описательную и заключительную части экспертного заключения. В вводной части изучается личность эксперта, учреждение, где проводится экспертиза, вопросы, подлежащие экспертному исследованию. Адвокат обязан обратить внимание на методику, которая применялась экспертами и которая подробно изложена в исследовательской части заключения.

Результаты анализа методов экспертной деятельности способствует выдвижению предположений о необходимости производства дополнительной или повторной судебной экспертизы.

Большое значение адвокатом придается анализу исходных материалов (например, данных, полученных от заинтересованных свидетелей, потерпевших и др.). а также изучению возможности получения для экспертизы сведений о конкретном доказательстве их других источников и не представленных на экспертизу.

Огромный интерес представляют выводы экспертизы. Адвокат тщательно их изучает, обращая внимание на следующие моменты:

а) не вышел ли эксперт за пределы своих специальных знаний;

б) носит заключение категорический или вероятностный характер;

в) не содержат ли выводы эксперта внутренних противоречий, когда ответы на последующие вопросы как бы перечеркивают ответы на предыдущие;

г) не содержат ли выводы эксперта иные доказательства по делу;

д) не возникли ли разногласия между экспертами при проведении комиссионной экспертизы.[289]

Независимо от того, благоприятно для стороны закончилась экспертиза, адвокат обязан подготовиться для соответствующего анализавыводов экспертов в суде. Необходимо подчеркнуть, что для профессионального исследования заключения эксперта, адвокат должен быть хорошо подготовлен по специальным вопросам. С этой целью он может изучить соответствующую литературу самостоятельно или обратится за помощью к сведущим лицам (медикам, психологам, экономистам, психиатрам, и др.).

Познавательная деятельность адвоката может быть связана с изучением вещественных доказательств и документов. Адвокат интересуется:

а) откуда появились доказательства (например, при проведении выемки, осмотра мест происшествия и т.д.);

б) в каких условиях хранились вещественные доказательства (акты, письма, протоколы и т.д.);

в) реквизитами документов (бланк, дата, номер, наличие подписи соответствующего лица, оттиска печати и т.д.);

г) нет ли в документах подделок, подчисток, исправлений, травлений, зачеркнутых слов и др. и оговорены ли надлежащим образом (объясняющая запись, печать и др.);

д) качеством составления процессуальных документов, соблюдены ли правовые и нравственные (этические) нормы.

Адвокат большую часть своей профессиональной деятельности по исследованию документов осуществляет до начала судебного разбирательства. Особое внимание исследованию документов уделяется на заключительном этапе производства следственных действий. Деятельность адвоката состоит в тщательной проверке соответствия изготовленного следователем протокола действия процессу его производства, отражения в нем результатов. Аналогичной проверке адвоката подвергается протокол судебного заседания (например, насколько точно его ход и результаты своевременно зафиксированы секретарем).

Познавательная деятельность при подготовке судебной речи в основном посвящена анализу доказательств по делу в целях опровержения доводов обвинительной стороны и подтверждения своей позиции (например, по квалификации преступления, оправдания подзащитного и др.).

Определенное значение имеет познавательная деятельность адвоката при подготовке защитительной речи, связанной с опровержением утверждений подзащитного, который оговаривает себя, утверждает, что виновен в совершении преступления. Задача адвоката путем логического рассуждения, анализа имеющихся доказательств, показать бессмысленность выбранного поведения подзащитного.

Организаторская деятельность адвоката направлена на обеспечение консультацией по гражданским и уголовным делам. Консультационная деятельность особенно проявляется в подготовительной стадии. В беседе с истцом, ответчиком, подсудимым или потерпевшим необходимо четко объяснить важность соблюдения основных правил: не выходить за пределы предмета доказывания, не пытаться запутать суд или направить судебное разбирательство по ложному пути. Необходимо психологически готовить подзащитного к сложным ситуациям судебного заседания, прогнозировать возможные повороты в процессе оценки доказательств. Особенно это относится к специфике рассмотрения гражданских дел. Консультация тесно связана с принятием поручения по гражданскому делу.

После принятия поручения по делу адвокат приступает к подготовке материалов о фактах и доказательствах. В отличие от уголовных дел (где проводится предварительное расследование следователем), вся подготовительная работа ложится на адвоката. Важным моментом в организаторской деятельности адвоката является выявление круга лиц, привлекаемых к участию в деле и обеспечение их явки в судебное заседание, в т.ч. и «третьих» лиц. Особое значение придается организаторской деятельности адвоката по возмещению материального ущерба, причиненного преступлением. С этой целью необходимо подключить обвиняемого, его родных, близких или других заинтересованных лиц, т.е. своевременное возмещение материального ущерба может быть учтено судом, как смягчающее ответственность обстоятельство.

Большое значение имеет своевременное получение необходимых доказательств (копий и выписок из материалов дела), истребование важных сведений через суд и т.п.

Организаторская деятельность адвоката необходима и на стадии судебных прений. В законе не установлена последовательность выступления государственного обвинителя или защитника. Поэтому адвокат должен заранее продумать очередность выступления защитников (например, по групповым делам) и сообщить суду о своем решении. Организационная деятельность предполагает большую работу по подготовке предстоящих прений в суде, продумываются различные судебные ситуации, оговариваются возможные реплики в суде с противоположной стороны. Юристы считают, что необходимо свою речь заранее проговорить перед друзьями (можно перед зеркалом). Необходимые доказательства должны быть всегда «под рукой» и своевременно, быстро, деловито, целенаправленно заявлены адвокатом в суде.

В работе адвоката особое место занимает коммуникативная деятельность. Только тщательное изучение особенностей психических отношений, складывающихся на различных стадиях гражданского или уголовного процесса, дает возможность анализировать пути и конкретные действия по установлению объективной истины, способствует выработке необходимых психических качеств у лиц, выполняющих те или иные функции в процессе осуществления правосудия и изменению психических качеств у лиц, совершивших преступление.[290]

Авторы книги «судебная адвокатура» справедливо отмечают, что «адвокат должен быть не только юристом, но и психологом». Подчеркивается, что особенности отношений между адвокатом и клиентом начинают складываться с первой встречи и определяются: доверительностью; доскональным изучением дела и клиента; обязательное внушение уважения к своему профессионализму и сотрудничество.

Клиент по гражданскому делу всегда должен быть в курсе всего, что происходит с его делом. В тоже время и клиент должен постоянно информировать адвоката о всех изменениях и происшествиях, касающихся конкретного гражданского дела.[291]

Характер психических отношений, которые складываются между защитником и обвиняемым (подсудимым), защитником и прокурором, судом в стадии судебного разбирательства, составляют основу коммуникативной деятельности адвоката.

Специфику общения защитника - адвоката с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности можно выявить только на базе анализа общения как психологической категории и влияния на общение объективных условий и субъективных факторов.

Многообразные и сложные отношения, в которые вступают участники процесса в связи с рассмотрением дела в суде. Психология общения между защитником-адвокатом и обвиняемым (подсудимым) имеет ряд особенностей:

1. специфика проявления психических процессов, психических свойств и психических состояний у участников уголовно-процессуальной деятельности;

2. процессуальное положение каждого участника уголовного процесса: обвиняемого (подсудимого), защитника, прокурора, судьи и др., и, следовательно, особенности линии их поведения в уголовном процессе;

3. цели общения, вытекающие из главной задачи защиты - отыскания истины, оправдания невиновного или снижения сроков наказания виновному при наличии должных оснований для вынесения обвинительного приговора;

4. наличие специфического интереса при общении, что активизирует, побуждает к более активному осуществлению защиты.

Всякое общение предполагает определенное психологическое воздействие. Особенностью общения лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности, является принудительный характер, который затрудняет налаживание контактов. Контакт между защитником и обвиняемым можно определить как согласованное, деловое взаимодействие, основанное на доверии и обеспечивающее получение обоими информации по делу с соблюдением процессуальных норм и законных средств защиты.[292]

Установление контакта требует от защитника значительных психолого-педагогических усилий, которые направлены на то, чтобы:

а) вызвать у подзащитного заинтересованность в деле, возбудить желание общаться;

б) обращаться к логике мышления подзащитного, предложив рассказать всю правду; показать ему возможность или слабость его доказательств, отметить абсурдность некоторых рассуждений и выводов;

в) создать у подзащитного определенное эмоциональное состояние, например, желание активно включится в защиту собственной судьбы, и снять психическое напряжение, препятствующее установлению психологического контакта. Необходимо помнить, что психологический контакт между защитником и подзащитным возможен лишь при полном доверии.

Гарантией взаимного доверия является ст.72 УПК РФ, сохраняющая профессиональную тайну адвоката (защитник не может быть допрошен в качестве свидетеля по тем обстоятельствам дела, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей). Создается атмосфера доверия, способствующая право защитника иметь свидание с подзащитным наедине, что позволяет наиболее полно использовать психологический метод - беседу.

Психика обвиняемого находится под постоянно действующим раздражителем, который в психологии называют доминантой (временно господствующая рефлекторная система, обуславливающая работу нервных процессов в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность)[293]

Учение о доминанте было разработано русским ученым А.А. Ухтомским.[294] Под доминантой в русском языке понимают господствующую идею, а в физиологии - господствующий в данный момент очаг возбуждения в центральной нервной системе, обладающий повышенной чувствительностью к раздражителям и оказывающее тормозящее влияние на работу других нервных центров. На этой основе, с учетом прошлого опыта и нравственных качеств личности, формируется ее внутренняя позиция, система отношений к происходящему, готовность действовать определенным образом, т.н. «оборонительная доминанта».

Оборонительная доминанта имеет значение для следователя:

1. в плане демонстративности и назойливости поведения преступника, стремящегося любыми способами доказать свою непричастность к преступлению;

2. заподозрить маскировку поведения в целях использования психологического состояния правонарушителя для его изобличения и получения правдивых показаний.

У преступника (подозреваемого, обвиняемого) оборонительная доминанта оказывает существенное влияние на поведение. Обвиняемый, подозреваемый предпринимают различные меры для создания «ложного» алиби, инсценировок, убеждения окружающих в полной непричастности к преступлению.

Под воздействием доминанты преступник может: 1) вернуться на место происшествия с целью получения информации о действиях следователя (работника дознания); 2) распространять заведомо ложные слухи о личности преступника и мотивах преступления; 3) внезапно и безмотивно оставить работу, квартиру, семью или вместе с родственниками уехать из местности, где было совершено преступление; 4) демонстративно, настойчиво требовать активизации деятельности правоохранительных органов в установлении и розыске преступника (например, в связи с исчезновением одного из супругов, детей или других близких людей); 5) проявлять повышенный интерес к ходу расследования; 6) признание в причастности к преступлению родственникам, друзьям, сослуживцам; 7) признание на первом же допросе в причастности к совершению какого-либо малозначительного правонарушения; 8) попытки уговорить, подкупить потерпевших, свидетелей; 9) поиск лиц, которые могли бы дать ложные показания и другие.

В криминалистической и судебно-психологической практике такое поведение обвиняемого, подозреваемого получило название «улики поведения». Сильное внутреннее перенапряжение, постоянные думы о совершенном, систематическое принятие мер, препятствующих изобличению преступника приводят к такому психическому состоянию, когда появляется страстное желание «выговорится», «облегчить душу», рассказать о случившемся. Таким путем преступник стремится уменьшить психическое возбуждение, снять напряженность. В этом заключается и основная причина явки преступника с повинной, признаний обвиняемого, установления психологического контакта на допросе. В задачу защитника входит снятие психологического напряжения, мешающего установлению контакта.

Психологический контакт устанавливается при условии, что адвокат целенаправленно и планомерно изучает личность подзащитного, особенность его свойств (темперамента, характера, способностей, совести и др.) и умело сопоставляет полученную информацию с особенностями сложившейся обстановки. Адвокат должен максимально использовать доверие подзащитного, чутко и внимательно относится к отклонениям в его психическом состоянии и поведении. Спокойная уверенность и уравновешенность в общении с обвиняемым (подсудимым) при тактически продуманной помощи в преодолении психического барьера способствует установлению психологического контакта, доверию и взаимопониманию защитника и подзащитного.

Особое значение среди взаимоотношений субъектов уголовно-процессуальной деятельности имеют отношения между адвокатом - защитником и прокурором - государственным обвинителем, основу которых составляет общая цель деятельности - установлении истины по делу. Как прокурор, так и адвокат должны тщательно разобраться в сложных человеческих судьбах, без предвзятости и безразличия к личности, без профессиональной деформации и связанными с ней душевного огрубления. Они обязаны с различных позиций (обвинения и защиты) объяснить преступление, т.е. показать социально-психологическую основу, особенности эмоционального состояния субъекта, а также характерологические свойства личности.

Объективность в анализе и оценке доказательства в равной мере свойственна и обвинению, и защитнику. Поэтому в судебном заседании должны иметь место взаимное уважение сторон, честное отношение к доказательствам, чувство такта и меры в судебных прениях. Адвокат обязан активно оспаривать все, что сомнительно, неправильно, несправедливо. Прокурор, в свою очередь, своевременно отказаться от фактов обвинения, которые не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Иначе говоря, нельзя во имя «чести мундира» замазывать ошибки предварительного следствия и настаивать на обвинении.

Прокурор, осуществляя обвинение, а адвокат - защиту, не могут и не должны быть в плену своих чувств. Конечно, эмоции занимают в их деятельности большое место среди мотивов и регуляторов поведения. Однако адвокат и прокурор должны действовать разумно, давать волю положительным эмоциям и подавлять отрицательные. Как справедливо пишет Шиханцов Г.Г., что отдельные проявления нетактичного поведения со стороны прокурора не должны быть основанием для ответной грубой реакции адвоката.[295] Он должен проявлять выдержку, такт и реагировать лишь в рамках закона. Через председательствующего требовать занесения в протокол судебного заседания факта оскорбления (ст. 264 УПК) и поставить вопрос об ответственности. Взаимоотношения адвоката с судом урегулированы процессуальным законом.

Следует иметь в виду, что обстановка нервозности, запальчивости, нервных срывов мешает объективному исследованию материалов дела судьей, правильному настрою свидетелей, потерпевших, обвиняемых, установлению психологического контакта с участниками процесса (в том числе адвокатом).

Очень важно, чтобы суд ценил деятельность адвоката, давал ему возможность обстоятельно изложить свою позицию, обязательно учитывал при вынесении договора. Суд должен внимательно относится к защитнику, его мотивированным ходатайствам, чувствовать в нем объективного помошника в разрешении уголовных или гражданских дел. «Врят ли нуждается в доказательстве тезис, что успех деятельности адвоката, его роль в судебном разбирательстве дела зависит не только от его эрудиции, профессиональной опытности, но и от отношения к нему суда, от того, как последний обеспечивает возможность осуществлять защиту, использовать предусмотренные законом права защитника. При этих условиях опытный, решительный и принципиальный защитник может смело оспаривать обвинение и добиваться вынесения справедливого приговора»[296]

Особенно рельефно выделяется коммуникативная деятельность по групповым делам. Адвокатам важно четко определить солидарную позицию, хотя бы по части предъявленного обвинения. Коммуникативные способности адвокатов проявляются при подготовке и слушании дела в суде, когда несколько адвокатов защищают одного подсудимого. Взаимовыручка, взаимопонимание, взаимоподдержка адвокатов - обязательные условия совместной деятельности защитников.

Конструктивная деятельность адвоката строится в зависимости от ситуации, которая сложилась на предварительном следствии и в суде. Это позволяет адвокату строить тактику защиты и прогнозировать исход предварительного следствия и судебного разбирательства (в одних случаях он избирает выжидательную, оборонительную тактику, оспаривая по возможности неблагоприятные факты по мере их выяснения в судебном процессе; в других - наоборот, наступает, будучи уверен в том, что доказательства, имеющиеся в деле, очень уязвимы и могут в судебном заседании подвергнуться существенной переоценке). Конструктивная деятельность требует обязательного руководства важнейшими принципами уголовно-процессуальной деятельности: гласности, устности, непрерывности и т.п. Нельзя забывать, что нет такого принципа, который не имел бы глубокого психологического содержания, не основывался на положениях психологической и педагогической науках.

Конструктивная деятельность связана с постоянным планированием адвокатской деятельности по делам:

- несовершеннолетних (п.2 ст. 49 УПК), причем возраст определяется на момент совершения преступления;

- немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту (п.3 ст.49 УПК);

- лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство (п.4 ст.49 УПК);

- по делам лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь (п.5 ст. 49 УПК), защитник обязательно участвует в деле с момента предъявления обвинения.

Конструктивная деятельность защитника связана с планированием своего участия в намеченных следственных действиях и его участие в решении вопросов, касающихся планирования судебного исследования (например, обоснования необходимости производства на стадии ведения судебного следствия действий, не предусмотренных обвинительным заключением; установление порядка исследования доказательств и др.).

Конструктивная деятельность адвоката является регулятором реализации намеченных планов выяснения обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность подзащитного, а также всемерное обеспечение интересов и процессуальных прав граждан.[297]

В процессе конструктивной деятельности адвокат должен обосновать необходимость направления различных ходатайств следователю и жалоб прокурору (например, получение доказательств с нарушением закона); запросов в различные органы с целью получения справок, характеристик и иных документов, необходимых для приобщения к материалам дела; составления жалоб в суд на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей (ст.220-1 УПК).

В гражданском и уголовном процессе конструктивная деятельность адвоката ярко проявляется в умении задавать вопросы. Юристы считают, что ставить вопросы - это не меньшее искусство, чем выступать адвокату в прениях. В период конструктивной деятельности адвокат планирует порядок выяснения обстоятельств происшествия с позиций защиты, составляет перечень вопросов, которые следует обязательно поставить. Особенно это касается перекрестного допроса свидетелей, потерпевших и др. Вопросы должны быть понятными, простыми, доступными, краткими, отражать богатство речи адвоката. Конечно, все учесть невозможно, но основные направления в области права, логики мышления, психологического подхода и специфики выступления необходимо предусмотреть.

В процессе подготовки к слушанию дела (уголовного или гражданского) адвокат может заявить ходатайство о назначении и производстве экспертизы, предложить вопросы для разрешения сведущими лицами - экспертами, объяснить клиенту характер (содержание) поставленных вопросов и получить от него согласие на экспертное исследование. Действующее уголовно-процессуальное законодательство почти не регулирует содержание судебных прений. Поэтому адвокат должен четко планировать содержание своей речи в суде. Конструктивная деятельность адвоката связана с подготовкой и последующим «озвучанием» речи в судебном заседании в период судебных прений.

Общепризнанно, что существуют три основные защитительные позиции, которые и предопределяют содержание, объем и построение речи по конкретному уголовному делу: а) о смягчении наказания; б) об изменении квалификации (переквалификации) содеянного; в) об оправдании подсудимого.

Адвокат может (иногда обязан) просить суд прекратить уголовное дело, постановить обвинительный приговор, признать подсудимого невиновным, или заболевшим психической (душевной) болезнью, прекратить дело в отношении несовершеннолетнего, просить суд удовлетворить гражданский иск и др.

Адвокат стремится выбранной защитительной позицией прогнозировать свои действия, исходя из содержания содеянного, определить структуру, объем и направления своего выступления в суде.

По многим эпизодным делам конструктивность адвоката связана с группировкой статей, эпизодов, составлением схем, связей, взаимозависимостей и т.п. Важно выделить моменты, которые имеют различное защитительное содержание (например, эпизоды, действия, позиция защитника по каждому из них, выработанные направления поведения адвоката на предварительном следствии и в суде). Особенно это касается тех случаев, когда адвокату приходится защищать нескольких подсудимых. Речь адвоката должна разбиваться на несколько частей, иногда почти не связанных между собой. Адвокат обязан тщательно планировать каждое свое выступление, определить очередность подачи материала (доказательств) и прогнозировать затрату времени по каждому эпизоду и выступлению на суде.

Определенные трудности возникают в конструктивной деятельности адвоката, когда несколько защитников защищают одного подсудимого. В подобных случаях важно определить характер, время, направление выступления каждого адвоката, определить логическую зависимость каждой защитительной речи, эффективность и своевременность подключения определенного защитника. Поэтому намечаются основное, последующее и заключительное выступления.

«Каждый из защитников произносит свою речь, а все речи в совокупности дают общую позицию, т.е. речь каждого из адвокатов есть лишь заранее обусловленная или составная часть общего выступления (принцип эстафеты)[298]

Конструктивная деятельность тесно связана с возможностью защитника выступить с репликой в суде.

Важнейшим этапом профессиональной деятельности адвоката является удостоверительная деятельность. Адвокату приходится составлять процессуальные документы (исковое заявление, ходатайства, кассационные жалобы и др.).

В последнее время адвокаты при ознакомлении с материалами дела (ст.201 УПК) активно используют портативные компьютеры и средства множительной техники (ксероксы и иные копировальные аппараты) для «перенесения» необходимых данных в свое производство (досье) по конкретному делу. Завершение ознакомления с делом оформляется протоколом (ст.203 УПК).

Особое значение уделяется удостоверительной деятельности в суде. Адвокат требует (через председателя суда) вносить необходимые записи в протокол судебного заседания. Адвокаты обычно пользуются этим правом при выступлениях с репликами в судебном заседании (например, кто-либо из участников судебных прений или в реплике неправильно истолковал закон, или сделал выпад частного характера и др.). Представляется допустимым и правомерным использование адвокатом в судебном заседании диктофона, т.к. ау<



2015-11-10 1457 Обсуждений (0)
Психология адвокатской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология адвокатской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1457)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)