Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б). Производство судебно-психологической экспертизы





Производство судебно-психологической экспертизы подразделяется на три важнейших этапа:

1) проведение экспериментального исследования (психодиагностика);

2) составление заключения;

3) оценка заключения судебно-психологической экспертизы.

Под психологической диагностикойпонимается процесс исследования психики человека, установление индивидуальных психологических особенностей, психологической пригодности и способности к труду, социально-психологических особенностей личности и коллектива[251]

Приступая к экспертному обследованию, психолог должен тщательно изучить особенности развития личности подэкспертного. Анализу подлежат: условия воспитания, формулирующие характер человека; проявления индивидуальности на разных этапах развития личности; становление потребностей и интересов; образ жизни и др. Особое внимание должно быть обращено на такой фактор, как семейно-педагогическая запущенность, если он имеет место.

Оценивая мотивы преступного поведения, нужно иметь в виду возраст, в котором произошла устойчивая ценностная переориентация личности в соответствии с мировоззрением ближайшего окружения в ущерб общему развитию правосознания. Нередко активность преступной воли, жестокость, неподатливость правильным мерам воспитания закладывается в раннем возрасте, когда ребенок вынужден приспосабливаться к равнодушию со стороны родителей, перенимать аморальные установки, усваивать антиобщественные привычки. Если к тому же в организованном детском коллективе ребенок оказывается в психологической изоляции как отстающий и нежелательный его член, риск закрепления таких характерологических особенностей, как лживость, эгоизм, равнодушие к общим интересам, лень, подверженность инстинктивным побуждениям, значительно побуждается.

В тех случаях, когда воспитательная среда не отличается признаками явной ассоциальности (формально условия воспитания были приемлемыми), а скрытые психологические конфликты постоянно сопутствуют формированию личности несовершеннолетнего, в характере человека в дальнейшем нередко присутствуют такие качества, как замкнутость, склонность уходить в мир внутренних переживаний. Этим людям свойственно оценивать обычные жизненные проблемы как непреодолимые, импульсивно реагировать на сложные ситуации, попадать под постороннее влияние вопреки собственным жизненным установкам.



Наиболее восприимчивы к ошибкам воспитания дети и подростки, индивидуальные задатки которых ущербны от рождения либо вследствие перенесенных заболеваний. Даже самые обычные методы воспитания и минимальные требования к учебе и поведению могут создать у них психологические перегрузки. Когда родители и педагоги игнорируют хрупкость нервно-психологического состояния ребенка, развитие личности протекает под сильным влиянием отрицательно окрашенных эмоций: разочарование в своих силах, недоверие к взрослым, ожидание, насмешки со стороны сверстников, неуверенность в себе. В результате низкой оценки их возможностей дети (а затем подростки и взрослые) привыкают к защитной форме поведения, уберегающей их самолюбие от испытаний. Им свойственно уходить в мир своих ценностей, тщательно оберегаемый от окружающих. Порой это сопровождается внешней маской равнодушия или бравады.

Результатом исследования особенностей развития личности должно быть определенное суждение о том, насколько мотив и форма использования противоправных поступков соотносятся с содержанием внутренне значимых переживаний человека, в какой мере они соответствуют или противоречат образу жизни подэкспертного.

Следователь, назначая психологическую экспертизу, должен подробно осветить историю развития личности подэкспертного. Изучая свидетелей и потерпевших, психологу приходится проводить значительный объем работы самому. При необходимости дополнить имеющиеся материалы эксперт вправе ходатайствовать о получении характеризующих сведений либо в виде отдельных материалов, либо в форме участия в допросе психолога с возможностью задавать вопросы в рамках экспертной компетенции.

После ознакомления с историей развития личности необходимо установить индивидуальные свойства подэкспертного, имеющие значение для ответа на вопросы, указанные в постановлении следователя.

Психодиагностика проводится с помощью значительного комплекса средств, инструментов, которые можно объединить в диагностические методы, методики и процедуры.

Под методом понимается путь исследования психики, совокупность приемов и операций, с помощью которых обеспечивается получение знаний о психологических особенностях человека.

Методика - это определенный порядок, этапы и принципы применения метода, технический прием его реализации.

Под процедурой психологического обследования подразумеваются порядок, последовательность, нормативность применения психологических методик обследования в целом.

Одним из диагностических методов научного исследования является метод наблюдения. Он состоит в планомерном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. Эксперт-психолог, наблюдая за особенностями поведения подэкспертного, получает возможность определить, как протекают его конкретные процессы, какими бывают его состояния в сложных, экстремальных ситуациях, Результаты наблюдения фиксируются с помощью технических средств (фото-, и киносъемки, аудио- и видеозаписи). Разновидностью наблюдения является самонаблюдение, или интроспекция. Метод наблюдения имеет свои недостатки: наблюдатель находится в пассивной позиции, вынужден ждать, когда появятся интересующие его явление или состояние.

Для изучения личности и психологических особенностей человека применяется метод беседы, помогающий выявить отношение подэкспертного к людям, собственному поведению, своему занятию, определить уровень образования и культуры, интересы, мировоззрение, тип темперамента и другие личностные качества обследуемого. Беседа позволяет установить особенности речи испытуемого, характер произношения и ударения, получить информацию о личности подэкспертного через мимику, жесты, пантомимику и т.д.

Метод беседы, как и наблюдения, в судебно-психологической экспертизе результативнее всего тогда, когда беседа максимально приближена к естественным для испытуемого условиям. К недостаткам этого метода относится то, что выводы о психических особенностях испытуемого приходится делать на основе их собственных ответов.

Сходным с беседой является метод интервью, который также может выступать средством сбора первичной информации о личности, совершенном правонарушении и т.п. Метод интервью отличается от беседы большей формализованностью, стандартностью вопросов. Недостатками его являются подавление непосредственности ответов, потеря эмоционального контакта с испытуемым, активизация у последнего механизмов защиты.

Метод эксперимента - один из основных в психологии. Сущность его состоит в поведении опытов для установления определенных явлений психологической деятельности. Метод подразделяется на следующие разновидности: лабораторный, естественный, законодательный и учебный. Каждый судебно-психологический эксперимент имеет свои задачи, цели, способы реализации и область применения.

При изучении личности участников уголовного судопроизводства (потерпевших, свидетелей, обвиняемого) активно используется биографический метод. Он заключается в собирании и анализе материалов, характеризующих жизненный путь и развитие психических процессов, свойств и состояний обследуемого.

Применение данного метода позволяет получить сведения об условиях жизни, воспитания, обучения, трудовой деятельности лица, о возможных причинах и условиях формирования у него антиобщественных взглядов, его социально-психологических особенностях. Объектом биографического метода выступают прежде всего письменные источники, всевозможные документы: автобиография, листок по учету кадров, объяснительные и докладные записки, раппорты, протоколы заседаний и совещаний, заявления, жалобы, выступления в прессе, письма, дневники и др.

Близки к экспериментальному методу исследования личности различные стандартизованные отечественные и адаптированные зарубежные методики: тесты, опросники и т.д.

Опросник - это набор вопросов, каждый из которых должен быть логически связан с основной проблемой исследования. Формулировка вопросов значительно влияет на содержание ответов.

Весьма распространены тестовые методики, заключающиеся в различного рода задачах, испытаниях, пробах, упражнениях.

К опросникам предъявляется ряд требований: они должны поддаваться статистической обработке, допускать возможные интерпретации, быть надежными и пригодными для измерения психологических особенностей личности. Тестовым методикам надлежит обладать сравнительной простотой, допустимостью, возможностью изучения широкого круга лиц в короткое время и т.п.

Опросники и тесты базируются в основном на двух подходах к диагностированию личности. Первые используются для описания и оценки человеком самого себя, вторые - для применения проектных методов, предназначенных для получения экспертом информации от используемого.

Наиболее широко применяемыми в практике судебно-психологической экспертизы являются опросники и оценки ММРТ, КЭТТЕЛА, Ганса Ю. Айзенка, тесты Роршара, Розенцвейга, тематический апперцептивный тест (ТАТ) и методы незаконченных предложений, пиктограмм, самооценки, объяснения сюжетных картин, отыскания чисел с помощью таблиц Шульте, исключения предметов, сравнения понятий, классификации, последовательности событий, Метод Кооса и «куб Линка», метод заучивания десяти слов А.Р. Лурия, метод опосредованного запоминания А.Н. Леонтьевой, воспроизведения рассказов, метод независимых характеристик К.К. Платонова, структурный метод А.И. Губинского.

Методы судебно-психологического исследования личности используются экспертом в различной последовательности и разнообразных вариантах.

Уголовно-процессуальный закон (ст.191 УПК РФ). Устанавливает требования к содержанию письменного заключения эксперта, но не определяет его структуру. Судебно-следственная и экспертная практика восполняет этот пробел законодателя путем разработки и внедрения в деятельность правоохранительных органов и экспертных учреждений различных ведомственных актов (инструкций, положений и др.).

Заключение эксперта-психолога должно включать в себя:

1) сведения о том, кто назначил экспертизу, кто и на каком основании будет проводить экспертное исследование; разъяснение прав и обязанностей экспертов, предупреждение их об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за необоснованный отказ или дачу заведомо ложного заключения;

2) относящиеся к предмету экспертизы обстоятельства дела, установленные следствием;

3) методы психологического обследования;

4) обследование подэкспертного (анамнез, отношение к обследованию, интеллект, личностные особенности);

5) выводы.

Резолютивная часть заключения представляет собой точные и сжатые по форме ответы на поставленные вопросы. Если эксперты не могут высказаться определенно, в резолютивной части должны быть указаны причины возникших затруднений (недостаточность материалов следствия, неверная постановка вопроса, например, о состоянии аффекта у пьяного человека, и др.).

Заключение подписывается всеми экспертами с указанием должности, а также дополнительных признаков (ученой степени, звания, квалификационной категории и др.). В случае, если мнения экспертов полностью или частично расходятся, каждый имеет право изложить свое заключение в форме особого мнения. Эксперты независимы в своих умозаключениях, и каждый из них несет персональную ответственность перед законом за истинность выводов, что и скрепляет собственной подписью.

Заключение судебно-психологической экспертизы, как и другие доказательства по делу, не имеет заранее установленной силы и подлежит тщательной, всесторонней и объективной проверке.

Важнейшим этапом в производстве судебной экспертизы является оценка результатов экспертного исследования. Согласно ст.71 УПК РФ заключение, как и иные доказательства, подлежит оценке следователем, основывается на всестороннем, полном и глубоком анализе всех обстоятельств дела в их полном и глубоком анализе всех обстоятельств дела в их совокупности и выражается в уверенности в том, что выводы по поводу заключения судебно-психологической экспертизы, к которым пришел следователь, соответствуют действительности.

Оценка заключения эксперта предполагает выяснение: наличия действительной потребности в специальных познаниях; полноты и достоверности материалов, поставленных на экспертизу; квалификации эксперта; обеспечение процессуального порядка проведения экспертизы; согласованности выводов эксперта и материалов уголовного дела; мотивировки в случае несогласия следователя с выводами эксперта; отсутствия в материалах дела данных, свидетельствующих о заинтересованности эксперта, и других обстоятельств, дающих основания к его отводу.

В юридической, психологической, медицинской и другой специальной литературе не раз поднимался вопрос о способности следователя критически оценивать заключение эксперта. Успех здесь зависит от подготовки следователя по специальным вопросам. Чтобы дать оценку полноты и обоснованности тех или иных научных положений, лежащих в основе методов экспертной деятельности, необходимо иметь представление о современных возможностях психологической экспертизы.

Оценка заключения судебно-психологической экспертизы заканчивается признанием его достоверным и обоснованным или, напротив, недостоверным и необоснованным. Важным моментом здесь является установление логической связи всех частей заключения (вводной, исследовательской, результативной), согласованности главного вывода с ответами на конкретные, частные вопросы. Это особенно важно, когда оценивается заключение комплексной психолого-психиатрической, медико-психологической, психолого-искусствоведческой, психолого-подчерковедческой или какой-то другой экспертизы.

Заключение судебно-психологической экспертизы оценивается не только следователем, но и другими участниками процесса: прокурором, защитником, обвиняемым, потерпевшим и т.д. При несогласии с выводами экспертизы эти лица вправе ходатайствовать перед компетентными органами о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

 

Комплексные экспертизы

 

Усиление борьбы с преступностью требует от правоохранительных органов комплексного использования в своей практике научных достижений, в том числе в области психологических познаний.

Важнейшими принципами комплексного исследования являются: а) разносторонний подход к изучаемому предмету и явлению; б) оперативное решение одновременно нескольких экспертных задач; в) эффективное использование современных научно-технических достижений.

Проведение представителями различных областей знания совместного исследования и оценка выявленных признаков позволяют конкретизировать ответы на поставленные вопросы в большей степени, чем самостоятельные исследования тех же признаков, произведенные каждым экспертом в отдельности.

Особенность комплексного исследования заключается в том, что общей для экспертов выступает цель исследования, а способы достижения результатов могут быть различными. Основное назначение комплексной экспертизы - решение вопросов, относящихся к пограничным знаниям экспертов, когда достигаются полиаспектные (целостные) представления об исследуемом объекте.

С учетом сказанного комплексные психологические исследования классифицируются на следующие виды экспертиз: психолого-психиатрическая; психолого-криминалистическая; психолого-автотехническая; психолого-светотехническая; медико-психологическая; психолого-вокалографическая; психолого-искусствоведческая; психолого-педагогическая; психолингвистическая и др.

 

 

Комплексная судебная

психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ)

 

При современном уровне развития психологии и судебной психиатрии наибольший интерес для права представляет экспертное разрешение нижеперечисленных вопросов.

1. Исследование способности детей, у которых есть отклонения в психическом развитии, верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Пример. Подэкспертный Б., 12 лет, потерпевший по делу об изнасиловании. Мальчик с раннего детства отставал в развитии, обучается в школе для детей с задержкой психического развития. Ко времени экспертного обследования уровень его умственного развития не соответствовал возрастной норме, мышление достаточно продуктивно, в конкретной обстановке ориентировался правильно. О событии преступления рассказывал последовательно, припоминал детали и обстоятельства без посторонней помощи, эмоциональные реакции адекватны. Эксперты пришли к заключению, что подросток по своему психическому состоянию может давать правдивые показания.

2. Установление наличия у несовершеннолетних со склонностью к фантазированию, конформизму, повышенной внушаемостью личных черт: агрессивности, жестокости, пассивной подчиненности, лидерства и др.

3. Определение неспособности взрослого человека правильно ориентироваться в преступной ситуации в силу недостаточности умственного развития.

Подэкспертная А., 40 лет, обвиняется в даче взятки. С раннего детства состоит на врачебном учете как олигофрен. Закончила вспомогательную школу, работает вахтером. Замужем, имеет двоих детей 20 и 16-летнего возраста. По характеру послушна, исполнительна, приветлива. К обычным условиям жизни в привычной среде адаптирована достаточно, но в сложных ситуациях поступает по совету своей психически здоровой сестры.

Из материалов дела известно, что ее младший сын оказался соучастником кражи магнитофона, в связи с чем она была вызвана в милицию. Там сотрудник, одетый в милицейскую форму, заявил, что необходимо компенсировать потерпевшему убыток в сумме 200 руб. А. вручила деньги работнику милиции, посчитав, что на этом дело закончено.

Эксперты пришли к заключению, что обвиняемая с учетом умственного развития не могла правильно ориентироваться в оформлении платежей без посторонней помощи.

4. Определение у лиц, совершивших самоубийство, психического состояния в период, предшествовавший их смерти, а также причин развития этого состояния.

Подэкспертная Х. 23 лет, потерпевшая от изнасилования, покончила с собой. После ее смерти было возбуждено уголовное дело. Материалами следствия установлено, что по характеру Х. была общительным, жизнерадостным, самолюбивым и ответственным человеком. В их семье придавалось большое значение девичьей чести, поэтому Х. никогда не позволяла по отношению к себе каких-либо действий со стороны мужчин, если это «могло бросить тень на ее имя». После изнасилования (с применением угроз и избиением) состояние девушки резко изменилось. Она стала замкнутой, малоразговорчивой, редко покидала дом во внеслужебное время. Вскоре стала вскользь высказывать мысли о самоубийстве. Родные встревожились и установили за Х. постоянное наблюдение, но она заверила их, что «дома с собой не покончит». Особенно ее беспокоило, что брат может лично отомстить насильнику, тем самым испортив жизнь себе и своим детям. Такое состояние длилось около двух месяцев Х. продолжала работать, помогала родителям по хозяйству, играла с племянниками, но настроение у нее оставалось подавленным. В разговорах постоянно возвращалась к понятиям чести, позора, достоинства, упоминала о бесцельности и бесперспективности жизни. Потом повесилась на крючке вешалки домашней бани в положении сидя.

Приняв во внимание особенности мировоззрения потерпевшей, наличия объективных признаков депривации настроения, динамику переживаний и содержание ассоциаций, эксперты пришли к выводу о причинной связи изнасилования с мотивом самоубийства.

Заключение судебных экспертов носит вероятностный характер, однако без результатов исследования экспертизы выяснение обстоятельств, причин и мотивов самоубийства было бы неполным.

5. Установление факта психологического давления на допрашиваемого со стороны следователя (по магнитофонной записи или видеофильму) - психолого-вокалографическая экспертиза.

Способность допрашиваемого осуществлять свое право на защиту становилась объектом СПЭ, когда после явки с повинной или чистосердечного признания, зафиксированных на магнитную или магнитную ленту, обвиняемые вдруг заявили, что дали показания под психологическим давлением со стороны следователя. Объектом исследования в этих случаях были (помимо самого подэкспертного) магнитные записи, на которых фиксировались следственные действия. Задача экспертов состояла в том, чтобы оценить психологический фон взаимодействия следователя и допрашиваемого для исключения суггестации.

Подэкспртный Я., 23 лет, был привлечен к уголовной ответственности за развратные действия в отношении 6-ти летней дочери своей сожительницы. Находясь в заключении, признался в убийстве при попытке изнасилования некой Ш. Записал свои показания собственноручно, дал согласие зафиксировать их на магнитной ленте, что и было сделано. Через несколько месяцев Я. написал жалобу, где указал, что показания дал под давлением со стороны следователя.

Познакомившись с подэкспертным и прослушав магнитофонную запись допроса, эксперты нашли, что в допросах, задаваемых следователем, отсутствовали диррективные интонации, допрашиваемому предоставлялось возможность выбора ответа как в направлении признания, так и отрицания вины. Речь допрашиваемого на протяжении 80 мин сохраняла четкую и ясную артикуляцию, ровную интонацию, в ней отсутствовали обороты, которые позволяли бы предположить неадекватное отношение к допросу со стороны обвиняемого, события им излагались в хронологической последовательности.

Сопоставив данные звукозаписи с манерой обвиняемого говорить, эксперты пришли к заключению, что смысловых, артикуляционных, интонационных признаков, позволяющих предположить наличие психологического давления в процессе допроса, не выявлено.

Таким образом, совместные экспертные исследования психологов и психиатров проводятся по следующим основным направлениям:

1) констатация или отрицание факта психопатии;

2) установление физиологического объекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, маниакальным депрессивным психозом и др.);

3) определение общего недоразвития психики несовершеннолетних, когда наблюдается нарушение их познавательной деятельности, например олигофрения в легкой степени дебильности;

4) установление признаков психофизической или психической инфантильности;

5) выявление признаков, указывающих на функциональные нарушения высшей нервной деятельности и др.;

6) определение психического состояния свидетелей и потерпевших, обнаруживающих признаки олигофрении в степени дебильности, психопатии, психофизического инфантилизма и иных пограничных состояний.

Судебная психолого-криминалистическая экспертиза. Ее назначение связано с изучением интеллектуальной деятельности, в том числе письменной и устной речи. В криминалистической и психологической литературе психолого-криминалистическая экспертиза еще не получила должного распространения. Там внимание уделяется в основном психолого-подчерковедческой экспертизе. Учение о распознании психологических особенностей личности по подчерку широко развито в дальнейшем зарубежье. Например, в США около 3 тыс. компаний проводят графологическую экспертизу, 80% фирм ФРГ и более 50% крупных компаний Швейцарии анализируют почерк при приеме на работу. С 1980 г. ВНИИСЭ проводятся по теме: «Разработка теоретических, методологических и правовых основ психолого-подчерковедческой экспертизы»[252]

Психолингвистическая экспертиза назначается для исследования устной и письменной речи лица (графических, мимических, пантомимических, вокалографических и других признаков), помогает установить личностные качества, психические состояния и процессы, появившиеся в речи, а также авторство письменного документа.

Психолого-педагогическая экспертиза проводится с целью выявления закономерностей обучения и воспитания ребенка, возникновения психической депривации, педагогической запущенности, психофизиологического инфантилизма (их коррекция и преодоление), интеллектуального развития ребенка, возможностей и путей улучшения психического развития, способностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка и др. Следует отметить, что практикуются такие комплексные экспертизы редко. Однако изучение возможностей подобного рода экспертиз и ознакомление с ними практических работников, безусловно, окажутся полезными.

Психолого-автотехническая экспертиза. Аварийное происшествие может быть не только техническими, но и неудовлетворительным психофизическим состоянием лиц, управляющих транспортными средствами и ответственных за безопасность движения, недостаточной их профессиональной подготовкой. Особенностью дорожных психофизиологических исследований является совмещение решения чисто инженерных, технических задач с изучением психофизиологии восприятия водителем дорожной обстановки. Поэтому психолого-автотехническую экспертизу целесообразно поручать специалисту в области общей и специальной психологии (например, инженерной). Психолого-автотехническая экспертиза устанавливает способность водителя к приему и переработке поступающей к нему информации о дорожно-транспортной ситуации, его индивидуальные психологические свойства и психофизиологическое состояние в момент ДТП.

Медико-психологическая экспертиза проводится с целью установления психологических последствий наличного или ранее перенесенного соматического заболевания, признаков умственной отсталости или иных психических особенностей, вызванных перенесенными соматическими заболеваниями.

Психолого-искусствоведческая экспертиза - это вид комплексного экспертного исследования, назначаемый при расследовании уголовных дел, связанных с демонстрацией видеофильмов. Целью экспертного исследования - установить, является ли видеофильм порнографическим, или пропагандирующим культ насилия и жестокости. Квалифицированное экспертное заключение будет одним из источников доказательств.

Производство комплексной психолого-искусствоведческой экспертизы поручается искусствоведам, специализирующимся по киноведению, и психологам (общим, медицинским, педагогическим и др.). Особенно возрастает роль психолого-искусствоведческой экспертизы при исследовании фильмов, содержащих сцены насилия и жестокости. Сложность экспертной оценки заключается в том, что психологам и искусствоведам необходимо не только констатировать наличие в фильме таких сцен, но и «обоснованно доказать», что способ показа жестокости, насилия, истязаний является самоцелью, преследующей возбуждение в зрителе низменных чувств и инстинктов»[253]

Комплексная психолого-светотехническая экспертиза позволяет выяснить особенности светотехнических условий восприятия. Проводится она с участием специалистов в области инженерной психологии и светотехников. Экспертиза по делам о дорожно-транспортном происшествии, например, устанавливает, как светотехнические условия повлияли на психологию восприятия водителем дорожной ситуации.

Комплексная технико-психологическая экспертиза проводится с целью исследования автоматических записей радиотелефонных разговоров членов экипажа транспортного средства (самолета, тепловоза и др.).


 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)