Дошкольная педагогика – наука о воспитании детей от рождения до школы
Педагогика личности и деятельности воспитателя. Педагогическая деятельность —общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей, «сотворение личности» (Т.А. Куликова). Духовное воспроизводство человека, сотворение личности – таково назначение педагога в обществе. Педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которой выделяются следующие компоненты: мотив – цель – предмет – способы осуществления – результат. Выделяются общие и специальные качества.К общим относятся направленность на развитие других людей, наличие гуманистических, нравственных идеалов, эрудиция, широта интересов, высокий уровень образованности, эстетические, правовые убеждения и взгляды, и т. п. Важную роль играют такие черты характера педагога, как юмор, интеллигентность, целеустремленность и т.д. Большое значение также имеют тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка. Специальные качества включают педагогические способности, индивидуально-психологические особенности, позволяющие быстро овладеть методами и приемами педагогической деятельности. Для педагога важны следующие способности: — устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные); — воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные); — формировать определенный тип и вид деятельности (академические); — передавать ребенку необходимую информацию (дидактические); — профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своей деятельности (оценочно-рефлексивные); — предвидеть последствия своих действий, проектировать и прогнозировать развитие личности ребенка, обладать педагогическим оптимизмом, верить в свои возможности, опираться на положительные черты ребенка (педагогическое воображение). Под функциями педагога понимается набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей: — создание педагогических условий для успешного воспитания детей; — обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей; — осуществление образовательной работы с детьми; — участие в педагогическом просвещении родителей; — регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и учреждения дошкольного образования; — самообразование педагога; — участие в научно-исследовательской работе. По классификации Е.А. Панько, педагог в своей деятельности осуществляет следующие функции: материнскую; развивающую; коммуникативную; диагностическую и коррекционную; конструкторско- организаторскую; координирующую; профессионального самосовершенствования. Деятельность педагога учреждения дошкольного образования многогранна и предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями. Их перечень наиболее полно приведен в работе А.К. Марковой: — умения, связанные с постановкой педагогических задач и предвидением результатов их решения; — умение работать с содержанием материала; — владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение; — знание приемов постановки и решения коммуникативных задач; — владение приемами достижения продуктивного общения (риторикой, средствами общения); — реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной «Я-концепции»; — осознание перспективы своего профессионального роста; — определение обучаемости детей; — оценка воспитанности детей; — интегральная оценка своего труда и профессионализма. Также педагогические умения Е.А. Панько условно делит на гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные. В педагогике описаны следующие модели педагогической деятельности: — педагогика принуждения (авторитарная); — полной свободы; — сотрудничества; — педагогика любви (Г.Н. Волков). Основу педагогической деятельности составляют диалогичность и содержательность, направленность на ребенка как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию. Основная проблема педагогической деятельности — совмещение требований и целей воспитателя с возможностями, желаниями, запросами и целями детей.
Дошкольная педагогика – наука о воспитании детей от рождения до школы. Современная дошкольная педагогика изучает: - процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; - влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности; - теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и учреждения дошкольного образования; выполняет прикладную функцию: - разработка новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения; играет прогностическую роль: изучение тенденций и перспектив развития системы образования, организации воспитания; создание новых концепций воспитания; разработка стандартов образования. Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |