Особенности детей раннего возраста и правила их воспитания
Раннее детство, охватывающее три первых года жизни малыша, - уникальный период в его развитии, отличающийся рядом особенностей: быстрый темп физического и психического развития; малая (слабая) выносливость нервной системы; тесная взаимосвязь между физическим и психическим развитием; неустойчивость эмоционального состояния; несформированность тормозных процессов; потребность в движениях; взаимосвязанность умений, которыми овладевает ребенок; легкая обучаемость; несформированность произвольного внимания, отсутствие сосредоточенности, а также отвлекаемость; отсроченный характер ответных реакций малыша. Для работы с детьми раннего возраста необходимы такие личностные и профессиональные качества педагога: § позитивное принятие другого человека, § эмпатия, § эмоциональность, § искренность, § знание закономерностей развития ребенка, § умение общаться и играть с маленькими детьми. Цель воспитания – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, развитие гуманного отношения к окружающему миру, поддержка его инициативности и творческих проявлений. Поступление ребенка в ясли сказывается на его психическом и физическом состоянии. Биологическая адаптация – приспособление физиологических систем организма к новым условиям жизни. Социальная адаптация – приспособление поведения ребенка к новым социальным условиям. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. три степени адаптации: § легкая, § средняя, § тяжелая.
8.Задачи и содержание образовательной работы с детьми раннего возраста. Достижения ребенка к концу первого года жизни требуют построения новой социальной ситуации развития – совместной деятельности ребенка с взрослым человеком. Продолжает интенсивно развиваться общение, т. к. без общения с взрослым невозможна предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. В общение, связанное с предметными действиями, включается речь. Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Задачи развития предметной деятельности: 1. Способствовать овладению орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях. 2. Знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств; поощрять самостоятельные предметно-опосредованные действия в быту и игре. 3. Развивать самодеятельную игру-экспериментирование с различными подходящим для этого предметами и природным материалом. 4. Способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр. 5. Побуждать детей к подвижным и досуговым играм. Потребность в общении, освоение предметных действий требуют собственной активной речи ребенка. На основе речи развиваются обобщения, символическая функция мышления, т. е. способность к замещению реальных предметов и действий предметами-заместителями и языковыми знаками. Задачи развития речи и речевого общения Второй год жизни 1. Расширять запас понимаемых ребенком слов и простых фраз, обозначающих людей, животных, растения, предметы, жилые помещения, их назначение и названия, раскрывающих простейшие, понятные ему бытовые ситуации, процессы, игровые действия. 2. Приучать внимательно слушать, понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из 2 – 3 связанных по смыслу действий. 3. Налаживать доверительное эмоциональное общение в процессе всех режимных моментов. 4. Побуждать пользоваться наряду с жестами и мимикой словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими; обращаться к взрослым и детям по разным поводам, задавать вопросы; учить (к концу года) рассказывать в нескольких словах о том, что видел. 5. Создавать ситуации для употребления детьми в речи слов, обозначающих людей; предметы, находящиеся в комнате и вне ее; некоторых животных и растения; действия окружающих людей и животных; некоторые трудовые действия. Третий год жизни 6. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться; поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, сопровождать речью игровые действия, отношение к происходящему; побуждать к внеситуативному общению на близкие ребенку темы из личного опыта и др. 7. Побуждать детей использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств. Обогащать словарь словами – названиями людей, растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названиями деталей предметов. 8. Содействовать освоению грамматического оформления высказываний: изменению слов, согласованию их в предложениях разной структуры и др. 9. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков. Учить узнавать персонажи по звукоподражанию. Социальное развитие существенно изменяется социальная ситуация развития ребенка. У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с взрослыми, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни Задачи социального развития: 1. Поддерживать потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Развивать интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам. 2. Развивать у ребенка способность видеть различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей, их изменения и выражать сочувствие. 3. Формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать, а чего делать нельзя. 4. Формировать элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствия другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. 5. Развивать стремление слушать и слышать взрослого, привлечь внимание к себе, задать вопрос, выполнить просьбу, поручение, прислушаться к совету и др. 6. Воспитывать доброжелательное отношение к деятельности сверстника. Развивать желание заниматься каким-либо делом рядом и вместе с другими детьми, побуждать детей к взаимодействию. 7. Поддерживать уверенность в себе, своих силах, развивать потребность в самостоятельности.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |