Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие бессознательного в психофизиологии



2015-11-10 476 Обсуждений (0)
Понятие бессознательного в психофизиологии 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе деятельности человека в постоянно меняющей­ся окружающей среде поступающая информация перераба­тывается на разных уровнях центральной нервной системы. Переключение нервной сигнализации на филогенетически новый уровень происходит в том случае, если сохраняется возможность обработки информации и осуществления реф­лекторного ответа на низших звеньях интеграции нервных процессов. Это хорошо видно на примере автоматизирован­ного поведения, когда с упрочением навыка все большая часть поступающей извне информации не доходит до созна­ния, а обрабатывается и переключается на эффекторную систему на более низких уровнях центральной нервной си­стемы. Подобная организация обработки информации, по­ступающей в головной мозг человека, позволяет измерять в эксперименте чувствительность любой сенсорной системы с помощью регистрации различных реакций. Одни из них считаются показателем осознания раздражителя, для дру­гих последнее не обязательно — это многообразные вегета­тивные, биоэлектрические, эмоциональные, поведенческие и психические реакции.

Решение давнего спора о том, следует ли у человека все психическое отождествлять только с сознательным опытом или необходимо допустить существование бессознатель­ных психических явлений, кроме естественнонаучного зна­чения, имеет несомненный методологический аспект. Отрицание бессознательного с неизбежностью закрывает ес­тествоиспытателю путь для выявления причинных связей и причинных отношений между отдельными явлениями психической жизни человека. Сознание, как писал Л. С. Вы­готский, характеризуется перерывами и нередко от­сутствием видимых связей между отдельными его элемен­тами. Понятие бессознательного, заполняя пробелы между сознательными явлениями, позволяет изучать все психические функции у человека вплоть до самых высших ее форм с позиций детерминизма. Таким образом, бессознательное — это гносеологи­чески необходимая категория. Исходя из этого принципиального положения (а его справедливость подтверждается многими фактами, полученными в эксперименталь­но-психологических и психофизиологических исследованиях), следует считать, что бессознательное — это такая же психическая реальность, как и сознательная психи­ческая жизнь.

Понятие бессознательного нередко толкуется весьма широко и включает в себя все психические явления вне сферы сознания, т. е. те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В каче­стве одного из примеров бессознательного можно привести факт неосонаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Бессознательное, понимаемое в узком смыс­ле (по 3. Фрейду) как вытеснение из сознания, возникает в онтогенезе у человека относительно поздно и, в известном смысле, является производной величиной от развития и дифференциации сознания.

В современной психофизиологии все большее признание получает термин «неосознаваемое». Он обозначает ряд неоднородных явлений. К ним следует отне­сти феномен, обозначаемый как предсознательное, — это содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, так как находятся вне сферы из­бирательного внимания, но могут легко стать осознаваемыми при переключении на них внимания.

Широкий круг психических явлений у человека в норме и патологии связан с неосознаваемым как подпороговым (по отношению к сознанию) восприятием эмоционально или мотивационно значимых, но физически слабых внешних сигна­лов, которые не достигают уровня сознания и не осознаются субъектом, однако вы­зывают вегетативные, биоэлектрические и эмоциональные реакции и могут влиять на процессы высшей нервной деятельности. Еще одна форма неосознаваемого — это когнитивная установка, т. е. состояние готовности субъекта к определенной активности, которое формируется на неосознаваемом уровне при наличии двух основных условий: актуальной потребности у субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения. Автор общей теории установки Д. Н. Узнадзе считал, что установка образуется без участия сознания и не является феноменом сознания, а отражает какие-то процессы, организующие на неосознаваемом уровне специфи­ческое состояние психики, которое в значительной мере предваряет решение ког­нитивной задачи на сознательном уровне. Установка как бы заранее организует в конкретной ситуации направленность субъекта на определенную активность, го­товность к той или иной форме реагирования и стратегию решения задачи. Кроме того, в организации на неосознаваемом уровне произвольных движений существен­ную регулирующую и координирующую роль играет установка, или, как ее называет В. С. Гурфинкель, «система внутренних представлений».

Перед психофизиологией бессознательного стоят два основных вопроса: а) можно ли у бодрствующего человека вызвать или выработать психические, по­веденческие, эмоциональные, вегетативные и биоэлектрические реакции, или со­стояния, на внешние стимулы, в частности семантические, без осознания их челове­ком? и б) как влияют эти неосознаваемые явления на психические функции и пове­дение субъекта, осуществляемые на сознательном уровне, и каковы физиологические механизмы подобных влияний?



2015-11-10 476 Обсуждений (0)
Понятие бессознательного в психофизиологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие бессознательного в психофизиологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)