Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон максимизации общей полезности. Увеличение общей полезности в обмене





 

Важнейшим вопросом экономики и науки о ней является вопрос о том, как распределить имеющееся в распоряжении индивида (или об- щества) ограниченное количество благ между различными потребно- стями, чтобы извлечь из их потребления наибольшую общую пользу.

Поведение людей при решении этой проблемы подчиняется оп-

ределенному закону.

В силу действия закона убывающей предельной полезности благ величина общей полезности зависит не только от количества единиц

какого-либо блага, но и от того, как они распределены между различ-

ными потребностями. Известный нам Г. Госсен сформулировал закон максимизации общей полезности, получивший название «Второй закон Госсена». Суть его можно определить так: чтобы получить мак- симум полезности от потребления заданного набора благ за ограни- ченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких ко- личествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. По-другому можно сказать, что при отсутствии у индивида (или общества) возможностей для пол- ного насыщения всех потребностей уровень их удовлетворения дол-

 

 


 

жен быть примерно одинаковым, или ограничиваться пунктами с оди- наковой предельной полезностью благ, используемых для их удовле- творения. Нарушение этого закона приводит к уменьшению общей полезности.

Но как «соблюдают» этот экономический закон люди? Измеря- ют ли они предельную полезность потребляемых благ, скажем, с по- мощью таблицы Менгера? Конечно же, нет.

Каждый разумный человек имеющимся количеством благ стре- мится насытить различные свои потребности до одинаковой степени. Как это удается? Каждый человек сначала удовлетворяет наиболее важную свою потребность. Насытив ее до определенного предела, он переходит к удовлетворению следующей по важности потребности (если у вас износились туфли, а платье еще в хорошем состоянии, то вы купите сначала туфли). При уменьшении количества блага, удовле- творяющего разные по важности потребности, индивид сначала отка- зывается от удовлетворения последней ступени наименее важной по- требности. Единица блага, удовлетворяющая эту потребность, имеет наименьшую предельную полезность. Если же появляются дополни- тельные единицы блага, то они используются там, где имеют наи- большую предельную полезность. Предельная полезность, таким обра- зом, исполняет роль «путеводителя», указывающего наилучший



«маршрут» использования благ. Если какая-то потребность будет на- сыщаться менее других, она постоянно будет напоминать о себе дис- комфортом, неудовлетворенностью. А это заставит повысить уровень ее удовлетворения путем перераспределения в ее пользу имеющегося количества благ.

Действие закона максимизации общей полезности можно про- иллюстрировать на таком условном примере. Допустим, для насыще- ния одной ступени любой потребности необходима одна тысяча руб- лей. У вас десять тысяч рублей. Как распределить их, чтобы извлечь наибольшую общую полезность. Воспользуемся таблицей Менгера для условной оценки (в баллах) полезности каждой одной тысячи рублей. Возможны различные варианты распределения имеющейся суммы.

1 вариант: все десять тысяч рублей направить на удовлетворе- ние первой самой важной потребности. Общая полезность в этом слу- чае будет равна: TU=10+9+8+7+6+5+4+3+2+1=55 баллов.

2 вариант: пять тысяч рублей направить на удовлетворение

первой, четыре тысячи – на удовлетворение второй и одну тысячу – на удовлетворение третьей потребности. Общая полезность будет равна: TU=(10+9+8+7+6) + (9+8+7+6)+8=78 баллов.

 

 


 

3 вариант: каждую тысячу рублей направлять туда, где она бу-

дет иметь большую предельную полезность:

первую тысячу направить на удовлетворение первой ступени первой потребности (10 баллов);

две следующие тысячи – на удовлетворение второй ступени первой потребности и первой ступени второй потребности (по 9 бал-

лов, всего 18 баллов);

три следующие тысячи – на удовлетворение третьей ступени первой потребности, второй ступени второй потребности и первой ступени третьей потребности (по 8 баллов, всего 24 балла);

последние четыре тысячи направить на удовлетворение четвер- той ступени первой потребности, третьей ступени второй потребности, второй ступени третьей потребности и первой ступени четвертой по- требности (по 7 баллов, всего 28 баллов).

Общая полезность в этом случае будет наибольшей – TU=10+(9+9)+(8+8+8)+(7+7+7+7)=80 баллов, так как в данном случае четыре потребности насыщены до одинаковой степени, последние единицы, используемые для удовлетворения каждой из этих потребно- стей, имеют одинаковую предельную полезность, равную 7 баллам. В первом же и во втором случаях предельные полезности последних единиц благ, используемых для удовлетворения разных потребностей, различны, а поэтому общая полезность, получаемая от потребления 10 единиц блага в первом и во втором случаях, меньше, чем в третьем.

Между разными потребностями благо (деньги) будет распреде- лено следующим образом: четыре тысячи рублей будут направлены на удовлетворение первой (самой важной) потребности; три тысячи – на удовлетворение второй потребности; две тысячи – на удовлетворение третьей и одна тысяча – на удовлетворение четвертой потребности – TU=(10+9+8+7)+(9+8+7)+(8+7)+7. Четыре потребности в этом случае будут удовлетворены примерно в одинаковой степени, и у потребите- ля не будет стимула изменять распределение блага.

В рыночной экономике блага приобретаются на рынках за день-

ги. Следовательно, проблема максимизации полезности сводится к рациональному использованию денежных доходов. Каждый рацио- нальный потребитель, располагая ограниченными денежными дохода- ми, распределяет их так, чтобы обеспечить получение на них таких количеств различных благ, которыми он сможет насытить различные свои потребности до одинаковой степени. Конечно же, эта задача трудная, не всем людям и не всегда удается правильно с наибольшей пользой распределить имеющиеся ресурсы (кому из нас не приходи-

 

 


 

лось испытывать разочарование, придя домой с какой-либо покупкой),

но стремиться к этому необходимо.

Действие закона убывающей предельной полезности благ обу- славливает также выгоды, получаемые от обмена благами. В процес- се обмена увеличивается общая полезность имеющегося количества

благ, а поэтому участники обмена становятся как бы богаче.

Очевидно, что люди в первую очередь обмениваются излишка- ми благ. Они для их владельцев (в соответствии с законом убывающей предельной полезности) не обладают никакой полезностью, либо об- ладают, но меньшей, чем полезность того, что они могут получить в обмен на этот излишек. Следовательно, при обмене излишков благ каждый участник этого акта получает некоторую прибавку полезно- сти. Получаемое благо для каждого участника обмена полезнее, чем отдаваемое. Обмен имеет смысл только при этом условии.

Даже в обыденной жизни существует множество примеров того,

как люди путем обмена благ (даже если они и не являются излишними, а просто не совсем отвечают вкусам, предпочтениям людей) увеличи- вают общую полезность. Например, группа учащихся отправляется в

турпоход. Каждый получает пакет с сухим пайком. Содержимое паке-

тов разное. Развернув пакеты и увидев их содержимое, многие, скорее всего, начнут обменивать продукты, которые меньше любят, а значит, они для них менее полезны, на другие продукты. В итоге общая полез- ность содержимого всех пакетов увеличится без увеличения количест- ва продуктов в них.

В соответствии с законом убывающей предельной полезности благ, чем больше собственных благ отдается в обмен на другие, тем вы- ше предельная полезность остающихся для удовлетворения своих по- требностей, так как уменьшается их количество, и наоборот, чем больше благ, получаемых в обмен, тем меньше их предельная полезность.

В процессе обмена благами наступает такой момент, когда пре- дельные полезности отдаваемого и получаемого уравниваются. Если полезность получаемого блага ниже полезности отдаваемого в обмен,

последний теряет смысл.

Пример: Допустим, в хозяйствах «А» и «В» производятся зерно и сахар в разных количествах. В хозяйстве «А» производится 6 единиц зерна и 1 единица сахара. А в хозяйстве «В» 1 единица зерна и 6 еди- ниц сахара. Поэтому полезность разных единицы зерна и сахара для этих хозяйств будет различна. Представим эти различия в условных единицах в таблице (табл. 2).

 

 


 


 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)