IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
V. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Итоги учебного года:________________ (решение педсовета от_____________) Директор школы: РЕЗЮМЕ Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка — результат этого процесса. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса о критериях, показателях, шкалах, единицах и инструментах измерения. В обучении применяются различные виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый. Содержание контроля определяется на основе выбранной модели образования. Например, в когнитивно-ориентированном подходе контролю будут подлежать иные образовательные элементы, чем в личностно-ориентированной системе обучения. От того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение образовательного процесса. Ориентирами для контроля выступают предметные знания, умения и навыки, усвоенные детьми способы деятельности, развитые способности. Субъектами образовательной деятельности и диагностики выступают не только ученики, но и учителя, а также образовательные учреждения. Деятельность субъектов каждой из групп проверяется на основе анализа их образовательной продукции. Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Признание субъективности творчества ученика — руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений. Личностный подход к образованию восстанавливает в правах субъективизм в оценке образовательных достижений ученика, повышает роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика. Одно из средств диагностики личностно-ориентированного обучения — образовательная характеристика результатов обучения ученика. Итоговые документы также не только фиксируют усвоение учеником образовательных стандартов, но включают достижения ученика в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ 1. Каково, на ваш взгляд, происхождение отметки? Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от нее? 2. В чем состоит дидактическая роль понятий «относительность творчества», «степень творчества», «область творчества»? 3. Какими способами можно осуществлять контроль и оценку уровня развития личностных качеств учащихся? 4. В чем отличие диагностики достижения учениками образовательных стандартов от диагностики их творческой образовательной деятельности? 5. Какие дидактические задачи решают контроль, взаимоконтроль и самоконтроль обучения?
Дидактический практикум Тема 20. Контроль обучения 1. Выберите любую пару из указанных ниже дидактических систем и сравните применяемые в них подходы к диагностике и оценке обучения: а) школа свободного развития и система «погружения»; б) школа самоопределения и Методологический колледж; в) школа диалога культур и Русская школа. Результаты сравнения изложите в форме таблицы:
2. Предложите способы оценки образовательных результатов разных учеников и выполните примерную оценку каждого из них в письменной форме: а) один ученик придумал задачу на несколько действий после того, как учитель решил на доске задачу на одно действие; б) другой — предложил свою последовательность действий в решении задачи после того, как учитель решил ее на доске; в) третий — придумал задачу, обратную задаче учителя; г) четвертый — придумал задачу, построенную на ином математическом принципе — с избыточным или недостаточным количеством данных. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воронеж, 1998. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Минск, 1987. Подласый И. П. Педагогика. М., 1996. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1982. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологическии анализ / Под ред. А.А. Кузнецова. М., 1987. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М., 2000. Усова А.Б. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. Шишов С.Е., КалънейВ.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста/ Пер. с нем. СПб, 1997.
Итоговая рефлексия (глава 5) 1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму. 2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Средства обучения и контроля»? Результаты рефлексии оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты): 3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Средства обучения и контроля» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.
ГЛАВА 6 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В связи с интенсивным развитием информационных технологий возникают основания для пересмотра подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельностей, отличающихся от сегодняшних. Развитие локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительная бытовая компьютеризация могут существенно изменить формы, содержание, а быть может, и смысл школьного образования. Эти изменения относятся прежде всего к обучению с использованием ресурсов и технологий сети Интернет.
§ 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Возможности дистанционного обучения.Все больше школ сегодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах. К 2008 г. запланировано подключение к Интернету всех отечественных школ. Интернет — всемирная компьютерная «сеть сетей», соединенных между собой. Интернет предоставляет услуги передачи файлов, удаленного доступа к электронным ресурсам, электронной почты и др. Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей. Это прежде всего более гибкие условия образования для детей, которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений; физических недостатков, индивидуальных особенностей и потребностей. Дистантное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности учеников. Талантливый ученик сельской школы может, например, одновременно учиться дистантно у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке страны и мира, не покидая своего места жительства. С помощью электронных сетей ученик из любого города, поселка или деревни имеет доступ к мировым культурным и научным сокровищам, может учиться в престижных университетах мира. Предполагается, что по мере развития информационных технологий человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени на дистанционные формы образования, сочетая их с очными занятиями (40%) и самообразованием (20%). Дистанционное обучение имеет следующие преимущества перед очным: — оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь); — информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки, и других средствах сети Интернет); — коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения — школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад); — педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка); — психологические (создание более комфортных, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения); — экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращения «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий); — эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование). Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям увеличить количество учащихся. Если у школы не слишком много учеников, но есть высококвалифицированные педагоги, и у них остается свободное время, они могут обучать тех, кто физически не посещает учебное заведение по тем или иным причинам. В условиях существенного сокращения в будущем числа школьников для талантливых учителей это еще и дополнительный доход (по прогнозам специалистов, из-за демографического спада к 2010 г. в России будет только 13 млн учеников (в 1999 г. их было 21 млн). Интернет-технологии — информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернет. Школа может приглашать для работы педагогов из других регионов. Например, школа в Перми может доверить обучение детей французскому языку учителю, который живет во Франции, а французских детей русскому языку мог бы обучать учитель из России. Всем учителям необходимы курсы повышения квалификации. Но на их посещение обычно тратится очень много времени и средств. С помощью Интернета можно повышать квалификацию регулярно без отрыва от основной работы, используя для этого преимущества дистанционных телекоммуникаций. Понятие «дистанционное обучение».Данное понятие — одно из развивающихся понятий современной дидактики. Термин «дистанционное обучение» иногда употребляется для обозначения форм обучения, которые существовали задолго до появления компьютеров. Заочное, корреспондентское, домашнее обучение, экстернат — эти типы обучения претендуют на название «дистанционное», поскольку обозначают обучение на расстоянии, дистанции. Среди толкований смысла дистанционного обучения следует выделить два существенно различающихся с дидактической точки зрения подхода. Электронная почта (e-mail) - служба в сети Интернет, позволяющая обмениваться документами в электронном виде. Адресаты имеют почтовые ящики с адресом типа info@eidos.ru, на которые приходят сообщения. Первый, достаточно распространенный сегодня подход понимает под дистанционным обучением обмен информацией между педагогом и учеником (группой учеников) с помощью электронных сетей или иных средств телекоммуникаций. Учащемуся приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно педагогу, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается транслируемая информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний почти не организуется. Второй подход принципиально отличается от предыдущего. Доминантой дистанционного обучения выступает личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Этот подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных учеников и педагога «виртуальные доски» с графикой и т.п.), а также асинхронно (телеконференции на основе электронной почты). Параллельно с созданием учениками образовательных продуктов происходят их внутренние образовательные приращения. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования — основные черты дистанционного обучения данного типа. Отличительные признаки дистанционного обучения: а) физическое разделение преподавателя и некоторых или всех учащихся, по крайней мере, на большую часть учебного процесса; б) использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов, как удаленных, так и находящихся в непосредственном окружении учащихся; в) обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также между самими учениками; г) продуктивный характер образовательного процесса, т. е. получение в качестве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая используется в качестве электронной образовательной среды. Чат (chat в пер. с англ. «болтовня») — переписка двух и более пользователей Интернета в режиме реального времени, т. е. одновременно на одном и том же «текстовом полотне», расположенном на веб-сервере. Итак, дистанционное обучение нельзя сводить только лишь к усовершенствованию заочного обучения, когда обычная почта заменяется на электронную, либо к простому переносу информационных технологий в сферу образования. Дистанционное обучение — это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет. Понятие «дистанционное обучение» повлекло за собой необходимость включения в современную педагогику и дидактику таких понятий, как «дистанционное образование», «Интернет-образование», «виртуальное обучение». Изменение традиционной модели взаимодействия «учитель-учащийся» привело к тому, что появились очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, нуждающимися в соответствующих условиях реализации — «дистанционный учитель»1, «дистанционный ученик», «локальный координатор», «модератор» и др. Появилась необходимость введения особого типа дидактики — дистанционной, со специфическим понятийным аппаратом. Блок самоопределения
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2609)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |