Алгоритм характеристики образовательного процесса
1. Формальное название характеристики (образовательные стандарты, учебная программа, учебник и т.д.) 2. Субъекты образования, затрагиваемые данной характеристикой. 3. Смысл, цель и роль данной характеристики для организации педагогического процесса. 4. Структура и основное содержание характеристики. 5. Соответствие (несоответствие) содержания данной характеристики различным дидактическим системам (например, в школе Френе отрицается необходимость учебников). 6. Собственная точка зрения на данную характеристику. Предложения об изменении или усовершенствовании характеристики. Направленность педагога на организацию продуктивной деятельности студентов — выполнение ими заданий дидактического практикума, групповые формы проведения семинаров, позволяет им «прожить» в собственной деятельности основные элементы дидактической теории и сделать осознанный выбор профессии педагога творческой ориентации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ» Экзаменационные билеты включают в себя по два теоретических вопроса и одному практическому заданию, связанному с разработкой определенного элемента обучения. 1. Теоретические вопросы 1. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике. 2. Эволюция дидактических идей (на примерах различных систем обучения). 3. Общая и частные дидактики. Дидактика как система. 4. «Великая дидактика» Я.А.Коменского. 5. Дидактика Гербарта и дидактика прогрессивистов. 6. Образование. Типы образования. Национальная идея в образовании. 7. Философские основы обучения. Дидактические идеи отечественных философов. 8. Образ человека и смысл образования. Образ педагога. 9. Психолого-педагогические основы обучения. Образ ученика. Когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества личности. 10. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. 11. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. 12. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. 13. Свобода и заданность в обучении. Изучение. Освоение. 14. Связь обучения и развития. Развивающее обучение. Связь обучения и воспитания. 15. Познание и обучение. Проблемное обучение. 16. Эвристическое обучение. Дидактическая эвристика. Обучение как сотворчество учителя и ученика. 17. Методологические основы образовательного процесса. 18. Сущность образовательного процесса. (Движущие силы, противоречия и логика.) 19. Принципы образовательного процесса. 20. Организация образовательного процесса. 21. Познание реальности и знаний о ней. Субъективность результатов обучения. 22. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержание образовательной деятельности. 23. Законы и закономерности обучения. 24. Принципы обучения. 25. Компетенции и компетентности в обучении. 26. Обучение на Руси. Древнерусские формы и методы обучения. 27. Свободная школа Л.Н.Толстого. 28. Дидактика П.Ф.Каптерева. 29. Эвристическая система Сократа. 30. Вальдорфская школа. 31. Школа М.П.Щетинина. 32. Школа свободного развития. 33. Русская школа. 34. Школа диалога культур. 35. Методологический колледж. 36. Школа самоопределения. 37. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы. 38. Понятие содержания образования. Уровни представления содержания образования. 39. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. 40. Основные теории (концепции) содержания образования. 41. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования. 42. Государственные образовательные стандарты. 43. Базисный учебный план. 44. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. 45. Личностно-ориентированное образование. 46. Содержание образования как среда. 47. Культурно-историческое содержание образования. 48. Деятельностное содержание образования. 49. Предметное и метапредметное содержание образования. 50. Фундаментальные образовательные объекты. Учебные метапредметы. 51. Обновление содержания образования и перспективы его развития. 52. Образовательная программа, ее конструирование. 53. Учебники и учебные пособия. Перспективы развития учебника. 54. Электронный учебник. 55. Конструирование системы занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий. 56. Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. 57. Технология образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию. 58. Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная образовательная траектория. Методика одновременного обучения учащихся по-разному. 59. Рефлексия в обучении. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Методика организации рефлексии ученика на уроке. 60. Классификация форм обучения. 61. Классно-урочная система и ее альтернативы. 62. Лекционно-семинарская форма обучения. 63. Групповые формы обучения. 64. Классификация методов обучения. 65. Эвристические методы обучения. 66. Метод проектов. 67. Эвристическое «погружение». 68. Творческие недели. 69. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения. 70. Формы и виды контроля в обучении. Параметры образовательной диагностики. 71. Диагностика и оценка творческой деятельности. Образовательные характеристики учеников. Самооценка и оценка результатов обучения. 72. Понятия «дистанционное обучение», «Интернет-образование», «виртуальное образование». 73. Принципы дистанционного обучения. 74. Типы дистанционного обучения. 75. Дистанционные курсы. Виды дистанционных занятий. 76. Методика разработки и проведения дистанционных занятий. 77. Школьный телекоммуникационный центр. Средства дистанционных коммуникаций. 78. Образовательный веб-сайт. Веб-квесты. 79. Типы творческих уроков. Разработка творческого урока. 80. Подготовка к проведению урока. Конспект урока. 81. Открытые задания. Методика их составления. 82. Образовательная ситуация. Технология создания и развития образовательной ситуации. Ситуативное обучение. 83. Проведение уроков и внеурочных занятий. Схема анализа урока.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1397)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |