Способы и средства психологического влияния
ВВЕДЕНИЕ ______________________________
В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологического влияния (управленческого, пропагандистского, педагогического, психотерапевтического), осуществляемого в различных формах (массовых, групповых, межличностных, индивидуальных) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждения, принуждения, внушения, заражения). Влияние одновременно может как способствовать развитию, так и нарушать его. Каким будет результат влияния, главным образом зависит от личности влияющего, его психологической культуры. Особенно важно быть компетентными в этой области специалистам, выполняющим профессиональную деятельность, связанную с оказанием целенаправленного длительного влияния на людей (психологам, педагогам, управленцам и т.д.). Предлагаемое пособие предназначено для студентов психологических и педагогических специальностей. Дисциплина психология влияния расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения социальной психологии. Этот учебный курс раскрывает психологические закономерности различных видов влияния и их последствий для человека. Изучение дисциплины способствует развитию профессионально важных качеств психолога и педагога: наблюдательности и проницательности в распознавании различных проявлений влияния, способности к оказанию развивающего влияния, компетентности в противостоянии негативным последствиям чужого нежелательного влияния. В учебном пособии изложены темы курса, раскрывающие центральные проблемы психологии влияния. В теме «Общая характеристика феномена психологического влияния» анализируются основные отличительные признаки влияния, его разновидности, цели и результаты. Анализируется взаимосвязь понятий «влияние», «власть» «лидерство». Темы «Современные зарубежные психологические теории, объясняющие природу влияния» и «Влияние в исследованиях современных российских психологов» знакомят студентов с основными научными концепциями влияния. В теме «Психологические принципы и факторы влияния» приводится описание основных психологических принципов, лежащих в основе влияния; анализируются различные подходы к описанию качеств личности, составляющих потенциал влияния. Тема «Содержание, техники и средства различных видов влияния» знакомит студентов с отличительными признаками, механизмами и приёмами различных видов влияния: силового, манипулятивного, конструктивного, спорного. У студентов формируется представление о конструктивности и деструктивности различных видов влияния. В теме «Конструктивное противостояние нападению и манипуляции» приводится алгоритм целенаправленного оказания противостояния деструктивному влиянию, анализируются различные техники и приёмы. Тема «Педагогическое влияние» включает описание теорий и моделей педагогического влияния, методов и приёмов педагогического влияния, личностных факторов и способов его самоконтроля. Главная цель курса состоит в формировании у студентов профессиональной психологической культуры, совершенствовании способности научного познания психической реальности, актуализации потребности в личностном и профессиональном саморазвитии. В основу предлагаемого учебного пособия положены теоретические идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Ухтомского, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалёва, Г.А. Ковалёва, А.Б. Добровича, а также зарубежных учёных, признанных специалистов в области психологии социальных отношений: Э. Фромма, Э. Берна, А. Бандуры, Д. Мида, К. Левина, Э. Гофмана, Г. Хоманса, Г. Келли и др. В разработке практических занятий использовались элементы тренинга влияния Е.В. Сидоренко и авторские задания. Данное пособие рекомендуется для самостоятельной работы студентов, для написания курсовых и дипломных исследований, оно может быть использовано на практических занятиях по психологии влияния и смежным психологическим дисциплинам.
ТЕМА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ _______________ Содержание понятия «психологическое влияние» Психологическое влияние ‑ непременный атрибут человеческой жизни. Им проникнут каждый акт человеческого общения и взаимодействия в социуме. Правомерность использования людьми психологического влияния может быть рассмотрена в двух плоскостях: морально-этической и психологической. Чаще всего инициатор влияния искренне верит в то, что его целью является служение интересам дела или других людей. Однако, как гласит известное изречение, «никто не хорош настолько, чтобы учить других». Всякая человеческая правота относительна, и люди могут расходиться во взглядах на то, что именно является полезным для дела, для них самих или для других людей. С этой точки зрения любое влияние неправедно. С другой стороны, всякое влияние правомерно. Каждый человек может и будет пытаться влиять на нас тем или иным образом, потому что это один из способов выражения им своих собственных потребностей, и каждому дано равное право выражать свои потребности и отстаивать их. Важно лишь признавать, что взаимное влияние – это взаимное выражение своих потребностей, и в этой борьбе все в равной степени правы. Современная психология не ставит вопрос о праве влияния (все имеют право), она рассматривает, каковы способы взаимного влияния и насколько они полезны и созидательны для его участников. В современной психологической литературе психологическое влияние определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта» [Конюхов, 1996, с.17] или как «воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие [Сидоренко, 2001, с. 11]. По мнению исследователей, психологическое влияние – сложный феномен, одновременно представляющий собой: · процесс воздействия одной личности на другую; · результат воздействия, который не всегда очевиден; · личностную способность. При рассмотрении права на влияние используется термин личностное влияние. Личностное влияние– это влияние, направленное на удовлетворение какой-либо из потребностей своей личности: потребности в безопасности, любви, власти, самоуважении. Именно правом личностного влияния наделён в равной степени каждый человек. Однако, что касается влияния, которое производит свой эффект не через секунду, пять минут или несколько часов, а через месяцы, годы и десятилетия, то здесь речь идёт не о праве влияния, а о его могущественности. Такое глубокое и прочное влияние на человека В.Н. Куницына с соавторами называют личным влиянием. Личное влияние – «способность воздействовать на другую личность побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер» [Куницина В.Н. и др., 2001, с. 156]. Нам не дано предугадать, повлияет ли другой человек лишь на нашу сегодняшнюю реакцию, или же он будет способствовать также изменению наших взглядов, ценностей и установок в долгосрочной перспективе. Каждому человеку необходимо осознавать, что любой акт влияния это в конечном итоге попытка изменения других людей и мира в целом. Влияние может вносить вклад в прогрессивное развитие человечества и мироздания, а может препятствовать этому процессу.
Способы и средства психологического влияния В реальной жизни для достижения психологических целей люди используют психологические и непсихологические средства влияния. Психологические средства влияния– это нематериальные, внутренние средства: знаки, символы, сигналы, ‑ воздействующие на индивидуальное сознание или поведение и вызывающие психологический эффект изменения. К исключительно психологическим средствам влияния относятся вербальные, паралингвистические и невербальные. Вербальные сигналы– слова, прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды её неправильности. Паралингвистические сигналы– особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков. Невербальные сигналы – взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи. Для достижения психологических целей влияния часто используются непсихологические средства. Однако в данном случае неправомерно говорить о психологическом влиянии. Речь идёт о физическом или социальном влиянии. Непсихологические средства влияния– это внешние материальные(в том числе денежные), социальные, физические, организационные и др. средства, вызывающие психологический эффект изменения поведения. Непсихологические средства влияния неадекватны сущности психологического взаимодействия. Например, страшась провала в честном шахматном или фехтовальном поединке, участник прибегает к физическим средствам нейтрализации соперника (подкуп, избиение), не имеющим отношения ни к шахматам, ни к фехтованию. Непсихологические средства влияния обеспечивают достижение более быстрого эффекта, но поверхностного и кратковременного по сравнению с действенностью психологических средств. Изучение названных средств привело к появлению специальных дисциплин, таких, как «Организационное поведение» или «Управление человеческими ресурсами». В этих дисциплинах психологические феномены, и в том числе собственно психологические средства воздействия, рассматриваются наряду с материальными и организационными. Директор современной фирмы, стремясь повлиять на эффективность деятельности подчинённых, чаще прибегает не к убеждению, а к проверенным и надёжным непсихологическим средствам мотивации персонала: надбавкам к зарплате, предоставлению удобного графика работы, должностным перестановкам, увольнению недобросовестных работников и др. Психологические средства влияния могут быть преобразованы в непсихологические. Например, угроза увольнения или физического наказания являются психологическими средствами воздействия до тех пор, пока эти угрозы не приведены в действие. Средства влияния используются в различных способах психологического воздействия. Существуют следующие способы психологического воздействия: 1. Информационно-психологическое воздействие (информационно-пропагандистское, идеологическое)– это воздействие словом, информацией. Используется с целью формирования определённых идеологических (социальных) идей, взглядов, убеждений. 2. Психогенное воздействиеявляется следствием:
3. Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие– воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Осуществляется с целью выявления скрытой мотивации; получения информации о невротических состояниях психики; коррекции состояний через слова-команды, картинки-образы и запахи-мотиваторы определённого поведения. Например, звуковое управление психикой: словесные внушения в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио- и телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя, следит за диалогами персонажей фильма и не подозревает, что в них содержатся не воспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано. 4. Нейролингвистическое воздействие (программирование) (НЛП) – способ психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путём введения в их сознание специальных лингвистических программ. При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия являются специально подобранные вербальные и невербальные программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления, как отдельного человека, так и группы людей. Психоаналитическое воздействие и НЛП полезны, когда они используются в гуманных целях, но могут представлять собой средства психологического насилия. 5. Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие– это воздействие на других людей, осуществляемое путём передачи информации через неосознаваемое восприятие. Примером использования технических средств воздействия на сознание является феномен 25 кадра. Известен эффект, вызываемый цветовыми пятнами, встроенными в компьютерный вирус, обозначенный апокалипсическим «числом зверя» ‑ 666 (V666). Этот вирус способен негативно воздействовать на психофизиологическое состояние оператора. V666 выдаёт на экран монитора в качестве 25 кадра специально подобранную цветовую комбинацию, погружающую человека в гипнотический транс. Через определённое время картинка меняется. Подсознательное восприятие нового изображения вызывает изменение сердечной деятельности, перепады артериального давления. По данным специального исследования, за последние несколько лет зафиксированы 46 случаев гибели операторов, работающих в компьютерных сетях, от подобного вируса. Ещё одним примером психотронного воздействия является массовая «TV эпидемия» в Японии 1 декабря 1977 г. После демонстрации очередной серии популярного мультфильма «Покемон» (карманные чудовища) более 700 детей были доставлены в больницу с симптомами эпилепсии. По мнению психиатров, массовый недуг вызвали эпизоды, сопровождающиеся ослепительными разноцветными вспышками. Медики доказали, мерцание красного цвета с частотой от 10 до 30 вспышек в секунду вызывало сначала раздражение глазных нервов и частичный спазм сосудов головного мозга, а затем потерю дыхания, судороги и даже удушье. 6. Психотропное воздействие– воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ. Сильное воздействие на психику оказывают пахучие вещества. Американский психиатр А. Хирш установил, что запах оказывает влияние на физическое самочувствие, а через него и на поступки людей. С помощью запахов можно повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать и усыплять. Запахи снимают симптомы депрессии у больных. Клинические эксперименты показали, что аромат лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляет активность головного мозга быстрее, чем медикаменты. А жасмин, роза, мята, гвоздика возбуждают.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |