Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Социальная драматургия (теория управления впечатлениями) Э. Гофмана





Если Д. Мид рассматривал способность человека к ролевой игре в его воображении, то представитель драматургического подхода американский социолог и социальный психолог Эрвин Гофман предлагает рассматривать не воображаемые ролевые игры, а реальное поведение людей как актёрскую игру.

В работе «Человек в повседневном поведении», вышедшей в 1959 году, Э. Гофман изложил свою концепцию социальной драматургии. По его мнению, ситуации межличностного взаимодействия следует рассматривать как драматические спектакли: люди, общаясь, ведут себя подобно актёрам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определённого впечатления о себе у других. Поэтому при описании процесса межличностного взаимодействия Э. Гофман использует театральную терминологию: «ролевая партия», «фасад» (внешность и манера поведения), «авансцена» (место, где происходит взаимодействие), «кулисы» (место, где осуществляется деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но не доступная для глаз аудитории) и т.д.

Его интересовало то, что он называл «ситуациями, или встречами», происходящими во времени и пространстве. Поскольку социальные контакты, социальные встречи всегда доступны наблюдению, обозримы для участников, постольку изучение социального пространства, по мнению Э. Гофмана, есть изучение телесного поведения. Для того, чтобы произвести нужное впечатление, человек должен позаботиться о собственном внешнем виде – костюме, гриме и «маске», манере поведения, «декорациях» (обустроить место встречи), то есть заняться «конструированием» собственного тела. Например, если вы хотите произвести впечатление строгого, точно знающего свои цели, ценящего своё время человека, то этому может способствовать продуманное оформление места встречи (кабинета): расстановка стола и стульев, выбранный стиль речи, причёска и т.д. Межличностное взаимодействие, согласно этому подходу, может быть рассмотрено как переговоры о пространстве: выстраивая своё поведение как род сценической игры, индивиды договариваются о том, кто какую территорию занимает, кто, куда и как часто может передвигаться и т.д.



Люди режиссируют спектакли и исполняют определённые роли, потому что заинтересованы в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется путём их влияния на понимание ситуации другими. Люди действуют так, чтобы производить на окружающих необходимое им впечатление.

Успешность человека в межличностном взаимодействии зависит от качества исполнения им предписанной роли. Эффективное исполнение роли зависит от следующих условий:

  • знания роли;
  • умения выполнять роль;
  • интериоризации выполняемой роли.

Репертуар ролей, которым необходимо овладеть человеку в течение жизни, многообразен. В него входят межличностные роли (друг, собеседник, помощник и др.); бытовые (муж, жена, сосед, попутчик и др.); организационно-служебные (начальник, подчинённый, коллега и др.); социально-профессиональные (врач, инженер, учёный и т.д.); внутригрупповые (лидер, антилидер, предпочитаемый, пренебрегаемый, критик, генератор идей и т.д.). Если человек не в состоянии выполнить предъявляемые ролью требования, возникают ролевые конфликты. Существуют типы конфликтов:

  • межролевые ‑ ситуации, когда индивид вынужден выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать их требованиям (например, женщина стремится совмещать роли успешного руководителя фирмы и прекрасной домохозяйки и матери);
  • внутриролевые – ситуации, когда требования, предъявляемые к носителям одной роли, вступают в противоречие в разных социальных группах (например, подросток стремится быть авторитетным в классе, где презирают «ботаников»-отличников ‑ и одновременно хорошим сыном, не огорчать родителей, которые ожидают от него отличных успехов в учёбе).

Напряжённость ролевого конфликта и успешность его преодоления зависят как от внешних факторов (степень строгости предъявляемых ролью требований; величина расхождения требований, предъявляемых к роли разными социальными группами), так и от внутриличностных (отношение к роли исполнителя, система ценностей, ожидаемые санкции, уровень тревожности и т.д.).

Исполнение ролей сопровождается определёнными повторяющимися действиями и поведением. Обмен принятыми в обществе фразами и жестами, уместными в данной ситуации; стереотипные модели поведения, выполняющие функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта, называются ритуалами.Ритуалы были специальным предметом исследования Э. Гофмана.Ритуалы имеют большое значение в процессе управления впечатлениями других людей. Они выполняют поддерживающую и защитную функции. Примером поддерживающего хорошего впечатления о человеке является феномен уважительного поведения. Э. Гофман различал два ритуала уважительного поведения: ритуал избегания и ритуал презентации. Ритуалы избегания – это предписываемые ограничения поведения, предназначенные для того, чтобы люди не ущемили свободу и индивидуальность друг друга. К примеру, проявлением доброжелательного отношения к вашим знакомым будет традиционный вопрос о делах, самочувствии. Однако он прозвучит кощунственно, если вам известно о каких-то трагических обстоятельствах жизни собеседника. Ритуалы избегания требуют хранить молчание по поводу смущающих или дискредитирующих эпизодов, а также молчание о сохранении молчания.

Ритуалы презентации– предписывают способы вовлечения партнёра во взаимодействие путём высказывания знаков уважения. Такими знаками являются приветствия, приглашения, комплименты, небольшие услуги.

Ритуалы могут выступать как форма защитного поведения, способ управления конфликтным взаимодействием, способ регулирования общения в случае несоответствия в определении ситуации или в ожиданиях между партнёрами. К защитным ритуалам Э. Гофман относит процесс избегания, процесс уточнения и агрессивность.

Процесс избеганияпредполагает устранение от контактов с людьми, общение с которыми таит для нас скрытую или непосредственную опасность. К нему же относятся те реакции на происходящее, которые свидетельствуют о «несерьёзном» отношении человека, которому угрожает «потеря лица», к сложившимся обстоятельствам. В число этих реакций входят, например, попытки отделаться шуткой или сделать вид, что выпад не замечен или не понят.

Если избежать неприятной ситуации невозможно, то участник взаимодействия прибегает к корректирующим мерам по пересмотру сложившегося ритуала в данной ситуации, или процессу уточнения. Примерами могут служить подчёркнутая вежливость с «обидчиком», сохранение при общении с ним внешней доброжелательности, обмен визитами и подарками.

Если предполагаемый ход развития событий нарушен умышленно, а угроза лицам, участвующим во взаимодействии, является намеренной и сознательной, используются агрессивные ритуалы.Это происходит в тех случаях, когда обидчик, убедившись в готовности присутствующих дать ему шанс на исправление и принять его извинения, начинает чувствовать свою безнаказанность и действовать исключительно в собственных интересах, демонстрируя «циничную разнузданность»: уколы и насмешки, высокомерие и пренебрежение.

Интерес представляет ещё одно условие ритуального поведения, на которое обратил внимание Э. Гофман. Это манера держаться– использование определённого набора средств, с помощью которых люди соответствующим внешним образом преподносят себя друг другу.

Эта сторона ритуального поведения находит своё выражение через осанку, одежду, обхождение с людьми и свидетельствует о наличии желаемых или нежелаемых качеств. В современном ему американском обществе Э. Гофман выделял такие черты внешнего церемониального облика человека, как осмотрительность, скромность в собственных притязаниях, спортивность, свободное владение речью и своим телом, контроль над своими эмоциями, аппетитами, желаниями, способность сохранять самообладание, даже испытывая внешнее давление и т.п.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)