Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Классификация видов психологического влияния





В современных исследованиях по социальной психологии и психологии управления описываются разнообразные виды влияния, которые классифицируются по различным основаниям. Обобщая результаты современных исследований, можно выделить следующие виды влияния.

  1. По результату (причинение вреда или пользы),влияние делится на конструктивное, деструктивное и спорное. Конструктивное влияние – влияние, основанное на принципах добровольности, взаимной заинтересованности, открытости, доверия и способствующее саморазвитию и развитию других людей. Один человек передаёт другому в ненасильственной форме нечто своё личное (знания, опыт), а другой искренне хочет перенять это. Конструктивными видами влияния являются аргументация и самопродвижение. Деструктивное влияние – влияние, предполагающее взаимодействие на позициях неравенства партнёров, отношение к другим людям как к объектам воздействия, на которые можно влиять силой или хитростью с целью достижения только собственной выгоды. Ограничение личной свободы и ущемление достоинства приводит к разрушению отношений и нарушению развития личности. К деструктивным видам влияния относятся нападение, принуждение, манипуляция. Спорное влияние– влияние, полезное в отдельных случаях и вредное в остальных. К спорным видам влияния относят внушение, заражение, побуждение к подражанию, формирование благосклонности, просьбу, игнорирование.
  2. По степени осознанности,влияние делится на осознаваемое и неосознаваемое. Осознаваемое влияние – это влияние, контролируемое сознанием, в котором задействованы высшие когнитивные процессы: мышление, воображение, речь, а также волевые механизмы. Примеры: убеждение, открытое внушение, аргументация. Неосознаваемое влияние– неконтролируемое сознанием влияние, в реализации которого участвуют простейшие познавательные процессы: ощущение и восприятие, а также эмоциональные процессы. Примеры: формирование автоматических поведенческих реакций и ассоциаций в результате многократного повторения стимулов (послушание авторитетному лицу); неосознанные реакции на невербальные сигналы, исходящие от окружающих; подпороговые сообщения (тревожная музыка в фильме усиливает восприятие страшных сцен); скрытое внушение в рекламе; эмоциональное заражение.
  3. По наличию цели,влияние может быть преднамеренныминепреднамеренным. Преднамеренное влияние– это целенаправленное влияние с намерением добиться изменений. Влияющий человек умышленно для достижения определённой цели подбирает нужные слова, подыскивает подходящие аргументы. Непреднамеренное влияние– ненаправленное влияние, без определённых целей. Примером непреднамеренного влияния является природное обаяние.
  4. По количеству влияющих субъектов,влияние делится на индивидуальноеи групповое. Индивидуальное влияние – это влияние, производимое отдельной личностью. Групповое влияние –это влияние,осуществляемое социальной группой. Примером группового влияния является групповое давление.
  5. По вектору направленности,влияние может быть внешними внутренним. Внешнее влияние – влияние, производимое внешними объектами (окружающими людьми, социальными условиями, ситуацией), а также ответное влияние субъекта, направленное на внешний мир. Внутреннее влияние– влияние, направленное на самого себя, средствами которого являются самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообладание, самоободрение, самостимулирование.
  6. По степени личного участия и активности инициатора влияния,выделяется прямоеи опосредованное влияние. Прямое влияние– непосредственное влияние на другую личность, производимое инициатором влияния с целью изменения её поведения. Осуществляется средствами убеждения, увещевания, просьбы, приказа, совета, личного примера субъекта влияния, поощрения и наказания. Опосредованное влияние– влияние, осуществляемое через создание специальных условий, ситуаций, побуждающих человека к изменению своего отношения и поведения, к проявлению активности.

Взаимосвязь феноменов «психологическое влияние», «власть», «лидерство»



Чтобы лучше понять феномен психологического влияния необходимо определить его сходство и различия с такими близкими понятиями, как «власть» и «лидерство».

Влияние и власть

В современной социальной психологии власть определяется как «способность действующего лица производить свою волю вопреки сопротивлению других людей; как потенциал влияния» [Куницина и др., 2001, с.159]. В некоторых концепциях власти отождествляется власть и влияние, власть и авторитет.

Тем не менее, многие авторы указывают на существенные различия между этими понятиями.

Влияние легко обнаруживается в любом акте межличностного взаимодействия, но не в любом случае можно говорить о власти. Власть связана с отношениями навязывания своей воли с помощью средств, которыми она обладает. Средствами воздействия в проявлении власти могут быть физические, материальные, социальные (менее всего относящиеся к психологическому влиянию, например, принуждение, награда, легитимность), либо психологические, и тогда их называют тактиками влияния, среди которых центральное место занимает убеждение.

Власть может основываться на институциональных и личностных источниках. Институциональные источники – это специфические факторы власти, отличающие её от психологического влияния. К ним относятсяюридическое право, ролевые полномочия, социальное положение или статус,владение ресурсами или информацией. Личностные источники, т.е. индивидуальные особенности личности, – это психологические факторы власти, сближающие её с влиянием. К ним относятся: ум, физическая сила, здоровье, красота, обаяние.

Основной отличительный признак власти – ассиметричность отношений взаимодействующих людей. Один из участников взаимодействия обязательно занимает командующее положение, другой – подчинённое. Критерий ассиметричности отношений сближает понятие власти с разновидностью влияния – манипуляцией.

Влияние и лидерство

С проблемой психологического влияния пересекается феномен лидерства. По мнению современных исследователей, лидерство – это убеждение, а не господство. Люди, которые могут требовать от других людей выполнения своих приказов только потому, что они обладают властью, не лидеры. Лидер– это «тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы» [Куницина и др., 2001, с.161]. В соответствии с приведённым определением феномен лидерства наиболее близок феномену личного влияния. Многие авторы определяют лидерство как способность влиять на других людей. Основными средствами воздействия в обоих случаях могут выступать: убеждение, призыв, воодушевление, обаяние, юмор. Вместе с тем, поскольку личное влияние может осуществляться не только лидерами, но и обычными людьми, средством воздействия здесь может быть простое участие, любое проявление эмпатии или просто присутствие «значимого» лица. Согласно результатам современных зарубежных и отечественных исследований, лидерство и личное влияние обнаруживают наличие у человека практически одних и тех же качеств – уверенности, напористости, общительности, ориентации на успех, саморегуляции, работоспособности, социального интеллекта.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)