Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Теория влечения: агрессия — «внутренний инстинкт»





ОБЩАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ ТЕМА 1

АГРЕССИЯ И КОНФЛИКТ

1. Определение агрессии. Причины нарушения инстинкта агрессии у человека.

2. Связь агрессии с потребностями. Амбивалентная сущность агрессии.

3. Детерминанты (факторы) и условия агрессии.

4. Агрессия в межличностных отношениях.

5. Агрессия и развитие: детская и подростковая агрессия.

6. Общественно-опасные виды агрессии.

7. Агрессия и насилие как атрибуты молодёжных субкультур.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРЕССИИ

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- теленовостей, где не было бы ни слова о каком-либо акте агрессии.

Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких.

Количество материала, посвященного агрессии велико, наша задача, прежде всего, – уяснить, что понимается под словом «агрессия», так как это знание необходимо конфликтологу для решения стоящих перед ним задач.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Термином «агрессия» оперируют: биологи, психологи, философы, кибернетики, юристы, политологи, историки и, конечно, конфликтологи.

Приведу примеры понятия «агрессия» в учебной литературе по конфликтологии:

- уч. пос. В.В. Светлов, В.В. Семёнов Конфликтология 2011 г. – агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда либо на уничтожение другого человека или группы людей;

- учебник Конфликтология А.Я.Кибанов, И.Е.Ворожейкин и др. 2012 г. – агрессия – намеренное причинение вреда другому лицу;

- уч.пос. Конфликтология В.И. Курбатов 2009г. – агрессия– поведение в конфликте, связанное с нанесением психологического или физического ущерба одним из участников другому. Может проявляться как в словесном оскорблении, так и в физическом уничтожении.

Можно встретить и такое определение: Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.



Последнее определение наиболее полное и комплексное и включает в себя следующие частные положения:

1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом (психолог, тест определения агрессии Басса-Дарки). Агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: - физическая - вербальная,

- активная – пассивная,

- прямая - непрямая.

Их комбинация даёт 8 возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Эти 8 категорий агрессивного поведения и примеры можно разместить в табл.

 

 

Тип агрессии Примеры
Физическая-активная-прямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
Физическая-активная-непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
Физическая-пассивная-прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
Физическая-пассивная-непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
Вербальная-активная-прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека.
Вербальная-активная-непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
Вербальная-пассивная-прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
Вербальная-пассивная-непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Перечислим теории, объясняющие природу агрессии:

1. Теория возбуждения – (физиологическая теория Ю.Бернштейн, П.Бойл и др.) рассматривает агрессию как связанную с возбуждением симпатической нервной системы (при раздражении возбудимой клетки в её поверхностной мембране происходит молекулярная перестройка, которая приводит к изменению проницаемости мембраны и появлению трансмембранных ионных токов).

 

2. Когнитивная теория – (амер. психол. Дж.Келли) агрессия является для человека лишь одним из вариантов поведения в каждом конкретном социальном взаимодействии. Оценивая выгоды и издержки от собственного агрессивного поведения, человек каждый раз принимает решение, вести ли себя агрессивно.

3. Личностные теории – (Л.Берковец, Р.Бэрон, Р.Ричардсон) связывают агрессию с определёнными личностными качествами, например,

- установками (установка человека – это личностная направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на внешний раздражитель),

- локусом контроля (локус контроля - психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Людей с внешним локусом контроля – неуверенные в себе люди, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы – уверенные в себе люди. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи),

-потребностьюв безопасности и др.

4.Наследственная теория- рассматривает агрессию как обусловленную преимущественно генетическими факторами. Давно известно, что можно вывести породу особо агрессивных представителей многих биологических видов. Иногда это делается для определенных практических нужд (примером может служить разведение бойцовых петухов), иногда — для исследовательских целей. Из обычных мышей-альбиносов финский психолог Кристи Лагерспец вывела более агрессивных и менее агрессивных, чем они сами, мышей. Через 26 поколений она получила помет, в котором были свирепые мыши, и помет, состоявший из спокойных особей.

{Агрессивность питбультерьера обусловлена его генами}

Разным людям, как и разным приматам, агрессивность свойственна в разной степени, и это вполне естественно. Наши темпераменты, т.е. то, насколько мы эмоциональны и «реактивны», отчасти являются нашим биологическим наследством, результатом реактивности нашей симпатической нервной системы. Темперамент индивида проявляется уже в детстве и, как правило, не изменяется на протяжении всей жизни. Бесстрашный, импульсивный и вспыльчивый ребенок рискует превратиться в подростка, склонного к насильственным действиям.

5. Нейропсихологическая теория - рассматривает агрессию как связанную с активностью определённых нервных структур (миндалина – это характерная область мозга, имеющая форму миндалины, расположенной внутри височной области головного мозга. В мозге две миндалины – по одной в каждом полушарии. Миндалина играет ключевую роль в формировании эмоций. Считается, что у людей эта подкорковая мозговая структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так и положительных эмоций (удовольствие). Наблюдается закономерность наличия и размера миндалин с агрессивностью (размер миндалины положительно коррелируется с агрессивным поведением): если миндалины больших размеров – человек более агрессивный, если миндалины удалены – агрессивность человека снижается, гиппокамп – часть лимбической системы головного мозга – если эта часть мозга повреждена, человек теряет агрессивность, кстати, не только агрессивность, но и способность запоминать!!!!! и др.) (пример: в одной из американских газет Current Biology была опубликована статья американских ученых, где были даны результаты наблюдений за «самым бесстрашным человеком на Земле»: женщиной, у которой редчайшее генетическое нарушение – болезнь Урбаха-Вите – полностью уничтожило миндалевидные тела её мозга. Это начисто лишило женщину чувства страха.

 

В первую очередь американский ученый Фейнштейн и его коллеги подобно расспросили её о её прошлом. В нем не оказалось ни единого момента, когда бы она испытывала страх. Даже когда женщине угрожали ножом и пистолетом, она сохраняла спокойствие. Затем ученые попросили пациентку периодически описывать свое эмоциональное состояние в дневнике. Испуг в этих записях не был упомянут ни разу. По утверждениям самой женщины, она не боится ни публичных выступлений, ни социальных неурядиц, ни даже смерти.

Ученые изо всех сил пытались напугать женщину: они показывали ей фильмы-ужастики, но та лишь с интересом наблюдала за происходящим. Она только посмеялась над попыткой напугать ее привидениями в старинном замке и с любопытством рассматривала ядовитых змей. "Это предполагает, что миндалевидные тела работают на самом инстинктивном, бессознательном уровне").

6. Теория социального научения – (Альберт Бандура) агрессия представляет собой приобретённую в процессе научения модель социального поведения. Теория предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

Пример, представьте себе эпизод одного из экспериментов Бандуры (1961). Место действия — одно из дошкольных учреждений Стэнфорда. Ребенок увлеченно рисует. В другом конце комнаты находится взрослая женщина, там же — деревянный конструктор, деревянный молоток и большая надувная кукла. Повозившись в течение одной минуты на полу с конструктором, женщина поднимается и в течение почти 10 минут колошматит надувную куклу: колотит ее молотком, пинает ногами, швыряет, не переставая кричать: «Дай ему в нос!.. Врежь ему!.. Пни его!»

Затем ребенок, видевший эту вспышку ярости, переходит в другую комнату, в которой много очень привлекательных игрушек и начинает играть. Однако спустя пару минут женщина (она же — экспериментатор) отрывает его от игры, говоря, что это — ее лучшие игрушки, которые она «должна поберечь для других детей». Фрустрированный ребенок переходит в третью комнату, в которой много игрушек для агрессивных и неагрессивных игр, в том числе кукла «бобо» и деревянный молоток и...

Дети, не видевшие агрессивного поведения экспериментатора, редко играли или разговаривали агрессивно. Они играли спокойно, хотя и испытывали фрустрацию. Те же из них, кому довелось быть свидетелями агрессивных проявлений экспериментатора, чаще брали в руки молоток, чтобы ударить им куклу. Наблюдение за агрессивными действиями взрослого снизило их торможение. Более того, дети нередко повторяли и действия экспериментатора, и ее слова. Наблюдение за агрессивным поведением взрослого человека не только снизило их торможение, но и научило их проявлению агрессии.

По мнению Бандуры, семья, субкультура и средства массовой информации ежедневно преподают нам уроки агрессивности.

7. Психопатологическая теория- рассматривает агрессию как следствие психического и/или личностного расстройства. При этом нередко имеются в виду не только собственно агрессия, но также аутоагрессия (активность, нацеленная на причинение себе вреда) и членовредительство.

8. Социал-дарвинистическая теория – рассматривает агрессию как важнейшее средство борьбы между людьми за передачу родительских генов потомству.

9. Теория фрустрации(лат. frustration – обман, тщетное ожидание, провал) - рассматривает агрессию как обусловленную фрустрацией, то есть появлением препятствия на пути к цели или определённым внутренним состоянием (гнев, страх, тревога), возникающим при появлении такого препятствия.

10. Эпигенетическая теория (греч. epi – на, над, сверх, при, после; genesis – происхождение, развитие) - рассматривает агрессию в качестве атавизма (от лат. atavi - предки), то есть остановки индивидуального развития на стадии, свойственной далёким и диким биологическим предкам.

11. Этологическая теория(греч. ethos – характер, нрав; logos слово, понятие, учение) - рассматривает агрессию как следствие естественного отбора, в результате чего выживают и доминируют наиболее агрессивные виды и особи, например, человек. Этологи, в частности, Конрад Лоренц , а до него Гоббс, считают, что человек выжил и стал доминирующим видом именно благодаря своей исключительной агрессивности.Эту точку зрения, о биологической природе агрессии, поддерживал З. Фрейд, но его теория называлась:

12. Теория инстинктивной агрессии и эволюционная психология. Фрейд считал, что источником человеческой агрессии являются саморазрушительные импульсы. Это направленная на других людей энергия примитивного стремления к смерти. И Лоренц и Фрейд соглашались с тем, что агрессия по своей природе инстинктивна, и если у человека нет возможности разрядиться, агрессия накапливается в нём либо до тех пор , пока не произойдёт взрыв, либо до тех пор, пока подходящий стимул не выбросит её и она не выйдет наружу подобно тому, как мышь высвобождается из мышеловки.

 

Вариант 2 по теориям агрессии. Он хуже!

Теория влечения: агрессия — «внутренний инстинкт»

Понятие «агрессия» стало популярным благодаря психоанализу. Радость — основное чувство, которое управляет поведением человека. Такими же важными чувствами являются стремление к удовольствию (либидо) и инстинкт разрушения или смерти (деструдо). Подавление инстинкта смерти, точно так же, как и подавление либидо может привести к серьезным психическим расстройствам. Если человек не может выплеснуть агрессию, то это оборачивается против него самого. С точки зрения психоанализа, формы таких подавленных агрессивных действий многообразны. Одни люди нервно грызут ногти, другие на глазах теряют в весе. Встречаются и случаи самоубийства. Из этой теории можно сделать следующие выводы: если инстинкт разрушения присущ человеку, то подавлять его, конечно же, не следует. Напротив, его нужно проявлять во всей своей полноте. Кроме этого, человек должен научиться управлять этим инстинктом. Иначе это может привести к самоуничтожению.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1062)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)