Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

СТАДИИ РАЗВИТИЯ конфликта





Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Конфликт тоже определенным образом развивается, т.е. имеет этапы: начало, развитие и завершение. Общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов: (1) предконфликтная стадия (латентный период);

(2) открытый конфликт (собственно конфликт);

- инцидент (начало конфликта);

- эскалация (развитие) конфликта;

- завершение конфликта;

(3) послеконфликтный период.

ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

Предконфликтная ситуация – это возможность, а не действительность конфликта (его ещё нет), который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчётливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем называть предконфликтной ситуацией.

В этой ситуации будущие оппоненты конфликта ещё не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. Так, заказ на установку нового оборудования в организации объективно уже связан с теми противоречиями интересов, которые возникают в связи с необходимостью увольнения части работников, вызвавшего внедрение новой техники. Но пока конфликта ещё нет и его угроза может и не осознаваться будущими оппонентами противоборства за сохранение рабочих мест на производстве.

Другой пример. Рабочим предприятия длительное время не выплачивают зарплату. Администрация, как обычно, пытается найти объективные и, конечно, временные причины. До поры до времени к этим объяснениям прислушиваются и работники надеются, что не сегодня завтра зарплата будет выплачена. Конфликта ещё нет, рабочие не бастуют, но он уже «вызревает» в виде негативного общественного мнения, отрицательных эмоций и все увеличивающейся готовности к открытой борьбе за свои права.



Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создаёт реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путём, если условия, породившие её исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Так, если рабочим выдадут зарплату, то исчезнет и причина конфликта. Бесконфликтно можно разрешить и проблемную ситуацию с введением новой техники. Для этого работникам следует заранее объяснить, как будет решена проблема, кто и какую компенсацию получит, кто будет послан на курсы переподготовки, кто переведён на другую работу и т.д.

Надо иметь в виду, что само осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранён окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту. Действительно, если, например, девиантное поведение нового работника в организации вызывает на первых порах недоумение, то оно может быть объяснимо другими членами организации незнанием традиций и норм коллектива. И они могут определённое время надеяться, что поведение новичка в скором времени будет отвечать общепринятым нормам. Но если на самом деле это девиантное поведение вызвано эгоистическими интересами человека, не совместимыми с интересами других членов организации, то рано или поздно предконфликтная ситуация перерастёт в конфликт.

Неадекватное осознание проблемной ситуации может иметь двоякого рода последствия:

- оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого конфликта. Это происходит, когда опасность проблемной ситуации недооценивается или преуменьшается;

- оно может способствовать форсированию наступления явного конфликта, его искусственному форсированию наступления явного конфликта, его искусственному подталкиванию. Это случается тогда, когда опасность противоречий на стадии предконфликтной ситуации преувеличивается. Так, «слепая любовь» не замечает недостатков в предмете своей любви, а «слепая ревность», напротив, драматизирует самые незначительные недостатки.

Важно также отметить, что различные оппоненты потенциального конфликта могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и факторов, возникших в предконфликтной ситуации, и сознательно вводить в заблуждение других участников будущего конфликта. Цели этой дезинформации и дезориентации противника потенциального конфликта в оценке опасности предконфликтной ситуации могут быть также двойственными. Они могут быть направлены:

-либо на сдерживание будущего противоборства,

-либо на провоцирование одного из оппонентов конфликта к форсированию противоборства.

В первом случае опасность противоречий предконфликтной ситуации сознательно преуменьшается, во втором – преувеличивается. Но в любом случае сознательная ложная оценка предконфликтной ситуации используется одной из сторон в своих интересах.

Так, накануне Второй мировой войны Германия использовала все средства для того, чтобы дезинформировать СССР о своих планах и создать в нашем обществе обстановку благодушия и беспечности. Напротив, накануне войны 1999 г в Югославии и в странах НАТО, развязавших её вопреки Уставу ООН и международному праву, стали появляться сообщения во много раз преувеличивающие количество жертв «геноцида этнических чисток» со стороны сербов по отношению к албанскому населению Косово. Общественное мнение Запада интенсивно обрабатывалось в плане преувеличения опасности столкновения сербов и албанцев для того, чтобы появилась возможность начать «легитимные» полномасштабные военные действия против Югославии. И это способствовало развязыванию рук генералам НАТО для начала массированных бомбардировок этой страны.

Т.о., адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуации является:

- важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной ситуации,

- эффективным способом предотвращения возможного конфликта. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию до начала открытого конфликта.

Общая логика профилактики конфликта на этом этапе должна включать следующие действия со стороны его участников:

1) переговоры относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;

2) сбор возможно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача – выявление реальных интересов и целей сторон, которые могут привести их к конфликту;

3) выяснение степени вероятности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;

4) разработку конкретных задач, действий по конструктивному разрешению конфликтной ситуации, т.е. решение имеющихся проблем, не доводя дела до конфликта.

 

ОТКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов решить не удаётся, рано или поздно предконфликтная ситуация перерастает в открытый конфликт:

- наличие противоборства становится очевидным всем.

- противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не заметить или скрывать.

- противоречия становятся фактом, мешающим нормальному взаимодействию, стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов, противостоящих друг другу.

- каждая сторона начинает открыто защищать свои интересы.

На этой стадии развития конфликта:

- его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов.

- каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в т.ч. материальные, финансовые, политические, информационные, административные и др.

- в ход пускаются не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как «противником», «врагом».

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственныхинтересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

Такова общая характеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого открытого периода можно выделить свои внутренние этапы: (1) инцидент, (2) эскалация, (3) завершение конфликта.

ИНЦИДЕНТ. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента. Инцидентэто тот случай, который инициирует открытое противостояние сторон. Инцидент конфликта следует отличать от повода, т.е. того конкретного события, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод ещё не есть конфликт. В отличие от этого инцидентэто уже конфликт, его начало. Например, убийство 28 июня 1914 г в городе Сараево наследника австро-венгерского престола Франса-Фердинанда и его жены было использовано Австро-Венгерской империей как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июня 1914 г Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г в Польшу – это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих». Однако реальные силы оппонентов ещё до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределённость истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, политических, информационнных и т.п.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределённость способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели чёткое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, недолго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы быстро исчерпан.

Т.о., инцидент часто создаёт амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстро «ввязаться в драку», а с другой – трудно входить в воду «не зная броду».

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются:

-«разведка»,

-сбор информации об истинных возможностях/намерениях оппонента,

-поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта ещё не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в полной мере.

ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следует второй, третий и т.д. Конфликт вступает в следующий этап – его эскалацию (нарастание). Так после первого инцидента во Второй мировой войне – вторжении Германии в Польшу – последовали другие, в апреле 1940 г немецкие войска оккупировали Данию, Норвегию, в мае – Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Францию. В апреле 1941 – захват Греции, Югославии, 22.06.41 – Германия напала на СССР.

Эскалация конфликта – это самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Вопрос стоит только так: «кто кого», т.к. это уже полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых и др.

На этой стадии:

- становятся затруднительными какие-либо переговоры,

- эмоции часто начинают заглушать разум,

- логика уступает чувствам.

Главная задача: любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии:

- могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели,

- возможно и изменение ценностных ориентаций, в частности, ценности-средства, ценности-цели могут меняться местами,

- развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить следующие:

- создание образа врага;

- демонстрацию силы и угрозу её применения;

- применение насилия;

- тенденцию к расширению и углублению конфликта.

Создание образа врага. Это один из важнейших моментов этапа развития конфликта. Он начинает формироваться ещё на ранней стадии и окончательно складывается в период эскалации.

Образ врага создаёт дополнительные социально-психологические и идеологические факторы для сплочённости группы, организации или общества. При наличии образа врага предмет противостояния приобретает внеличностный, объективный характер. Образ врага создаётся:

- для поддержания и укрепления сплочённости группы. Этот враг в действительности может быть как реальным, так и мнимым (придуманным);

- для решения внутригрупповых противоречий и проблем. В этом случае его создание связано с поиском «козла отпущения» для оправдания провалов и ошибок во внутренней политике, экономике и т.д. Известно, сколько «врагов народа» было разоблачено и уничтожено в 30-е гг. XX в. в нашей стране.

В конфликте вступает в действие девиз «кто не с нами, тот против нас». Это ожесточает борьбу. После того как образ врага создан, борьба идёт на уничтожение врага.

Демонстрация силы и угроза её применения. Это следующий элемент эскалации конфликта. Одна из сторон конфликта пытается показать, что её мощь и ресурсы превосходят другую сторону в надежде, что это приведёт к капитуляции противника.

Часто это реализуется через объявления различного рода ультиматумов другой стороне. Понятно, что к ультиматуму прибегает та сторона, которая сильнее другой. Поэтому предъявление ультиматума – это удел сильных. Хотя речь не всегда идёт о физической или материальной силе. Объявление голодовки в знак протеста против бесправия властей – это тоже ультиматум (врачей, учителей, авиадиспетчеров). И в этом случае власть и администрация часто идут на уступки перед лицом угрозы смерти человека и перед лицом угрозы обнаружить свою собственную жестокость и античеловечность.

Естественной реакцией на демонстрацию силы и угрозу её применения является попытка защититься. Но лучшая защита – нападение! Угроза силой чаще всего провоцирует насилие и дальнейшую эскалацию конфликта.

Применение насилия. Это высшая стадия эскалации конфликта.

Речь идёт не только о физическом насилии, имеются в виду такие виды: экономическое, политическое, моральное и др. Если начальник в ответ на справедливую критику принуждает подчинённого уволиться «по собственному желанию» - это тоже насилие. Если в СМИ изо дня в день пропагандируются разврат, убийства, жестокость – это тоже насилие над человеком, над его духовным миром.

Насилие может быть не только явным и прямым, проявляющимся в открытой форме – убийство, нанесение физического или материального ущерба …Насилие может выступать в замаскированной форме, когда создаются определённые условия, ограничивающие права людей или создающие препятствия для утверждения их законных интересов.

Тенденция к расширению и углублению конфликта. Это ещё один этап эскалации конфликта. Конфликт начинает «расползаться», охватывая новые сферы, территории, социальные уровни и страны. Так, например, в Первую мировую войну было вовлечено 38 государств, во Вторую – 72.

Завершение конфликта – последний этап открытого конфликта. Он означает любое его окончание. На этой стадии противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта.

К таким ситуациям относятся:

- явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

- очевидная бесперспективность продолжения конфликта и осознание этого участниками конфликта;

- обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и её способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

- появление в конфликте третьей стороны и её способность и желание прекратить конфликт.

Способы завершения конфликта:

- устранение оппонента или обоих оппонентов;

- устранение объекта конфликта;

- изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

- участие в конфликте новой силы, способной завершить его путём принуждения;

- обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского суда;

- переговоры как один из наиболее эффективных способов решения конфликта.

 

Характер завершения конфликта может быть различным:

1 ) с точки зрения реализации целей противоборства:

- победоносным;

- компромиссным;

- пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

- мирным;

- насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

- конструктивным;

- деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

- полностью завершённым;

- отложенным на время.

Помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

- затухание конфликта;

- устранение конфликта;

- перерастание конфликта в другой конфликт.

ПОСЛЕКОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД

Это последняя стадия конфликта, когда:

-ликвидируются основные виды напряжённости,

-отношения между сторонами нормализуются и

-начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Но, не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию (завершение одного конфликта может стать толчком к началу другого).

Постконфликтный синдром. Между оппонентами сохраняются напряжённые взаимоотношения, при обострении – новый конфликт.

В этой ситуации надёжный способ завершения конфликта – это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели.

- - - - - - - - - - -

Это вариант № 2

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (953)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)