В) ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН КОНФЛИКТА И ЕГО ПРИРОДЫ (ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ)
Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разрешения конфликта. Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина конфликтов: - Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства; - Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека; - Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения; - Козер - универсальный источник конфликтов борьбу за ресурсы. В современной конфликтологии выделяют существование четырех групп причин конфликтов: 1) объективных; 2) организационно-управленческих; 3) социально-психологических; 4) личностных. Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая - субъективный. 1) Объективные делятся на социальные, политические, экономические и идеологические и иные. Разные авторы выделяют разные факторы: по Щепаньскому — это: 1) неравенство социальных субъектов (имущественное, экономическое, политическое, национальное, религиозное, статусное и пр.); 2) дезорганизация общества: выход производственных, социальных, экономических, политических, идеологических и прочих процессов за пределы существующих в обществе норм (безработица, инфляция, криминализация, нищета, война, природные и техногенные катастрофы); по Анцупову и Шипилову —для Р. это проявляется в слабой разработанности и использовании нормативных процедур разрешения социальных противоречий: - недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; - образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами; - традиционные для россиян стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий. 2) Организационно-управленческие: - структурно-организационные: - ошибки в проектировании структуры, изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности; - проблемы в технической структуре — неодинаковая оснащенность рабочих мест, изматывающий темп работы; - проблемы во властной структуре - несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответсвен-ти, распределение власти в целом; - функционально-организационные: - неоптимальные: - функциональные связи с внешней средой, - связи между структурными подразделениями организации, - взаимозависимость задач, - неправильное распределение ответственности, - ограниченность ресурсов, которые нужно делить между работниками, - неудовлетворительные коммуникации: отсутствие, искаженность или противоречивость информации, - слабость контактов руководства и рядовых сотрудников); - личностно-функциональные: - неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и другим качествам, - противоречивость должностных инструкций, - различие формальных требований к работнику, - противоречивость требований профессиональных и личных; - ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения). 3) Социально-психологические: - естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; - конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную); - потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин); - разбалансированное ролевое взаимодействие людей; - выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки: 1) сравнение с идеальным положением дел; 2) требование к данной деятельности по нормативам; 3) степень достижения цели деятельности; 4) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности; 5) сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом, оценивая других людей, мы используем способы 1—4, оценивая же себя — 4 и 5); - разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых мудрецах и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрализации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей); - концепция депривации Е.Вятра (польск. исслед.): состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности, работает случай условной депривации, впервые описанный франц. А.деТоквилем в работе «Старый порядок и революция в ХIХ в.»: «Революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче, и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения»; - стремление больше брать, чем отдавать; - стремление к власти; - психологическая несовместимость. 4) Личностные: - субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое); - к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения; - низкая конфликтоустойчивость, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-006*page.htm Лигинчук Г.Г. Конфликтология Объективные причины конфликта многообразны. Их не перечислить. Подчеркнем лишь то, что все эти причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.). К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации. Конфликтное отношение характеризуется доминированием субъективной стороны. Субъективные причины и условия — главнейшая составляющая детерминация конфликта.Сюда относятся самые различные формы проявления и функционирования интересов как осознанных потребностей. Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуально-псих-ми особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся причин такого рода можно отнести: - естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; - слабую разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; - недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; - образ жизни многих россиян; - достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений способствующие возникновению конфликтов. Кроме названных существует ряд объект-х причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек... Список этот будет расширяться с изменением матер-х и социальных аспектов нашей жизни.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |