Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

В) ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН КОНФЛИКТА И ЕГО ПРИРОДЫ (ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ)




Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разрешения конфликта. Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина конфликтов:

- Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства;

- Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека;

- Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения;

- Козер - универсальный источник конфликтов борьбу за ресурсы.

В современной конфликтологии выделяют существование четырех групп причин конфликтов: 1) объективных;

2) организационно-управленческих;

3) социально-психологических;

4) личностных.

Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая - субъективный.

1) Объективные делятся на социальные, политические, экономические и идеологические и иные. Разные авторы выделяют разные факторы:

по Щепаньскому — это:

1) неравенство социальных субъектов (имущественное, экономическое, политическое, национальное, религиозное, статусное и пр.);

2) дезорганизация общества: выход производственных, социальных, экономических, политических, идеологических и прочих процессов за пределы существующих в обществе норм (безработица, инфляция, криминализация, нищета, война, природные и техногенные катастрофы);

по Анцупову и Шипилову —для Р. это проявляется в слабой разработанности и использовании нормативных процедур разрешения социальных противоречий:

- недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

- образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами;

- традиционные для россиян стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.

2) Организационно-управленческие:

- структурно-организационные:

- ошибки в проектировании структуры, изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности;



- проблемы в технической структуре — неодинаковая оснащенность рабочих мест, изматывающий темп работы;

- проблемы во властной структуре - несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответсвен-ти, распределение власти в целом;

- функционально-организационные:

- неоптимальные:

- функциональные связи с внешней средой,

- связи между структурными подразделениями организации,

- взаимозависимость задач,

- неправильное распределение ответственности,

- ограниченность ресурсов, которые нужно делить между работниками,

- неудовлетворительные коммуникации: отсутствие, искаженность или противоречивость информации,

- слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);

- личностно-функциональные:

- неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и другим качествам,

- противоречивость должностных инструкций,

- различие формальных требований к работнику,

- противоречивость требований профессиональных и личных;

- ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).

3) Социально-психологические:

- естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

- конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную);

- потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин);

- разбалансированное ролевое взаимодействие людей;

- выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки:

1) сравнение с идеальным положением дел;

2) требование к данной деятельности по нормативам;

3) степень достижения цели деятельности;

4) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности;

5) сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом, оценивая других людей, мы используем способы 1—4, оценивая же себя — 4 и 5);

- разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых мудрецах и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрализации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей);

- концепция депривации Е.Вятра (польск. исслед.): состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности, работает случай условной депривации, впервые описанный франц. А.деТоквилем в работе «Старый порядок и революция в ХIХ в.»: «Революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче, и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения»;

- стремление больше брать, чем отдавать;

- стремление к власти;

- психологическая несовместимость.

4) Личностные:

- субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое);

- к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения;

- низкая конфликтоустойчивость, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-006*page.htm Лигинчук Г.Г. Конфликтология

Объективные причины конфликта многообразны. Их не перечислить. Подчеркнем лишь то, что все эти причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.). К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.

Конфликтное отношение характеризуется доминированием субъективной стороны. Субъективные причины и условия — главнейшая составляющая детерминация конфликта.Сюда относятся самые различные формы проявления и функционирования интересов как осознанных потребностей.

Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуально-псих-ми особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения.

Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся причин такого рода можно отнести:

- естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

- слабую разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

- недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

- образ жизни многих россиян;

- достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений способствующие возникновению конфликтов.

Кроме названных существует ряд объект-х причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек... Список этот будет расширяться с изменением матер-х и социальных аспектов нашей жизни.

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)