Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Типы поведения личности в конфликте





Альтруистичныйтип поведения отличает приоритет отношений с окружающими над собственными интересами личности, стремление к сотрудничеству, низкая агрессивность, потребность в изменении дружелюбия на окружающих, зависимость поступков от мнения значимых других. Стремление решать конфликт на основе доброжелательности, сотрудничества, сочетается с выраженной потребностью в соблюдении социальных норм.

Рациональный тип поведения предполагает анализ позиций участников конфликта, определение цели и средств. Лица с преобладанием этого типа стремятся к разрешению конфликта с минимальными потерями для сторон, при этом предпочитают брать на себя ответственность за преодоление проблемы. Они не склонны откладывать разрешение спорного вопроса, в случае затруднений могут использовать “жесткие” способы воздействия. Их отличает повышенная тревожность, чувствительность к деталям и нюансам взаимоотношений, гибкость в контактах.

Агрессивный тип поведения проявляется в негибкости, ригидности поведения, отсутствии умения учитывать все нюансы изменений ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точку зрения окружающих. Стиль общения отличается грубостью, бесцеремонностью, потребностью в подтверждении своей значимости, честолюбием. Легкость возникновения агрессивных реакций является причиной плохой предсказуемости поведения лиц данного типа.

“Жертва”. Этот тип характеризует отсутствие собственных убеждений и принципов. Отсюда чрезмерная зависимость их мнений, оценок и действий окружающих. Лица с преобладанием этого типа в любом конфликте – пострадавшая сторона. Им свойственна практически полная утрата ориентации на свои интересы, чрезмерная податливость любому влиянию, внутренняя конфликтность и фрустрированность, повышенное чувство вины, самоуважение, покорность обстоятельствам.

“Созерцатель”. Этот тип отличается нерешительностью, стремлением уйти от решения проблемы, демонстративным пренебрежением своими интересами. Лица с преобладанием этого типа бесконфликтны, не испытывают потребности в действии, пренебрегают возникающими препятствиями, считают, что они исчерпают себя со временем. При этом “созерцатели” расчетливы, скептичны, эмоционально сдержаны, пассивность своего поведения оправдывают рациональными объяснениями.



Компромиссный тип поведения включает стремление уйти от проблемы, ее решения с помощью чрезмерной склонности к уступкам. Неустойчивость оценок и непоследовательность поведения становится причиной зависимости поведения от мнения и оценок окружающих, сиюминутных интересов. Подобная “бесконфликтность” маскирует нерешительность, легкость заимствования чужих представлений и взглядов, ориентацию на сиюминутные требования ситуации, отсутствие видения перспективы. Люди с преобладанием этого типа отличаются слабым эмоциональным контролем поведения.

Бесконфликтныйтип поведения характеризуется отсутствием ориентации на чужие представления и взгляды, требования ситуации. Представителей этого типа не тревожит возможное ухудшение отношений с окружающими в результате конфликта. Они никогда не инициируют конфликтные отношения с людьми, беспристрастны, легко вживаются в разные социальные роли, гибки в контактах, коммуникабельны, доброжелательны.

Система Е.Б. Фанталовой “Диагностика внутреннего конфликта”[136]

 

Система включает в себя четыре методики (“Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах” (УСЦД), “Семь состояний”, “Шкала оценки дискомфорта”, “Свободный выбор ценностей”), направленные во взаимодействии на выявление доминирующих ценностей и конфликтов личности, а также способов их эмоциональной переработки, отражающей, в свою очередь, глубокую индивидуальность и специфичность функционирования психологических защит. Поэтому для психологического прогноза и успешного психотерапевтического воздействия эта система может являться своего рода аналитическим фильтром, с помощью которого, частично, можно увидеть, какие мероприятия социально-психологического профиля уместны для данного, конкретного случая, а каких в этом случае следует избежать.

Таким образом, система Е.Б. Фанталовой помогает провести дифференциацию психологических индивидуальностей по ценностям, конфликтам и их эмоциональной переработке для различных контингентов, находящихся в поле деятельности психологов и социальных работников (лица, находящиеся в состоянии посттравматического стресса или уже пережившие его, лица с различного рода девиациями, лица, нуждающиеся в компетентной социально-психологической помощи и адаптации и т.д.).


I. Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах (УСЦД). Методика Е.Б. Фанталовой

Инструкция.

Вам предлагается список из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей.

Список ценностей:

1.Активная, деятельная жизнь

2.Здоровье (физическое и психическое здоровье)

3.Интересная работа

4.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

6.Материально- обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

7.Наличие хороших и верных друзей

8.Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

9.Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)

10.Свобода как независимость в поступках и действиях

11.Счастливая семейная жизнь

12.Творчество (возможность творческой деятельности).

 

Вам предстоит сравнить эти понятия – ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения по двум разным критериям.

Далее смотри бланк: На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполняйте, начиная с матрицы № 1. Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют разную степень значимости, привлекательности для Вас. Вы смотрите каждую пару и выбираете из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре: её Вы обводите в кружок.

Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье. Под цифрой 3 – интересная работа. Если Вы обвели 2, то это означает, что для Вас здоровье важнее, чем интересная работа.

Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя! Закончив первую матрицу, переходите ко второй. В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас.

Пример: Если в паре 7 8 (Наличие хороших и верных друзей – уверенность в себе) Вы обвели 7, то Вы считаете, что наличие хороших и верных друзей более доступно Вам, чем уверенность в себе.


РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

 

Дата___________________

 

Ф. И. О. _____

Возраст__________ Пол_________ Профессия________________________________

Образование_____________ Хронические заболевания________________________________

Матрица 1

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12    
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12      
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12        
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12          
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12            
1 9 2 10 3 11 4 12              
1 10 2 11 3 12                
1 11 2 12                  
1 12                    

Матрица 2

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)