Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Типология проведения личности в конфликте





(вариант интерпретации по методике К. Томаса)

Адаптированный вариант В.А. Хащенко[143]

 

В.А. Хащенко предложены новые, более широкие возможности использования и интерпретации теста К. Томаса. Его достоинствами являются компактность, быстрота в проведении и обработке результатов, универсальность – пригодность для использования на разных контингентах испытуемых. Вместе с тем, тест К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной имеет ряд недостатков.

1)Прежде всего они связаны с его недостаточными интерпретационными возможностями. Из ответов испытуемых не ясно, чем определяется предпочтение того или иного способа поведения: ситуативными факторами, наличным опытом конфликтного взаимодействия, состоянием человека или его устойчивыми личностными характеристиками.

2)Представленная в тесте интерпретация основных способов поведения позволяет оценивать как идентичные различные по своей мотивационной наполненности тенденции поведения. Например, выбор “соперничества” может наблюдаться как в случае личностной агрессивности, так и отстаивания человеком собственной точки зрения, а предпочтение “компромисса” – интерпретироваться и как взаимные уступки и как соглашательство, беспринципность.

3)Существенным является отсутствие в методике Томаса процедуры обработки и интерпретации, позволяющей давать интегральную оценку поведенческому профилю человека в ситуации конфликта, т.е. относить его к определенному психологическому типу.


Задачи работы по улучшению психодиагностических возможностей методики включали разработку: индивидуально-психологической интерпретации основных способов поведения в конфликте, процедуру обработки и интерпретации поведения в конфликте в рамках его психологических типов

Работа проводилась в 1990-1993 гг. на базе исследований лаборатории психологии малых групп Института психологии РАН.

Предложенная В.А. Хащенко типология расширяет психодиагностические возможности опросника К. Томаса, ориентируясь при интерпретации на поведенческий профиль личности, на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени – на абсолютную величину показателей по основным факторам поведения в конфликте. Преимущества данного способа интерпретации над существующим заключается в том, что он позволяет давать интегральную оценку поведения испытуемого с учетом его индивидуальных характеристик.



Работа с исследуемыми проводится, согласно процедуре адаптированного Н.В. Гришиной варианта методики К. Томаса, направленной на изменение личностной предрасположенности к той или иной тенденции поведения в конфликтной ситуации.

Процедура обработки и интерпретации данных.

Сравнительный анализ эмоционально-волевых и коммуникативных особенностей лиц, предпочитающих те или иные тенденции поведения в ситуации конфликта по К.Томасу, показал, что каждый способ поведения сочетается с определенным симптомокомплексом психологических характеристик, полученных с помощью других психодиагностических тестов.

Индивидуально – психологическая интерпретация основных способов поведения в конфликте.

Соперничество (F).

При его доминировании проявляются следующие личностные особенности: доминантность, активность, решительность в поступках, независимость, склонность к конфликтным проявлениям, низкая подчиняемость, завышенный уровень притязаний и самооценки, чувство собственного превосходства над окружающими, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное же возводится в ранг догмы и категорически отстаивается. Высокая экстрапунитивность сочетается с акцентированным чувством ответственности, поэтому иногда личность берет на себя роль “борца за справедливость”. Неудовлетворенность своей позицией в группе, сверхчувствительность к замечаниям в свой адрес, как правило, склонность к построению “сверхценных” умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих.

Выражение почтения и восхищения со стороны окружающих воспринимается как должное, тогда как отсутствие их проявления не вызывает сомнения в собственных способностях и объясняется враждебностью, некомпетентностью и недобросовестностью окружающих.

В ситуации конфликта данные лица проявляют болезненную обидчивость, повышенную чувствительность по отношению к действительной или мнимой несправедливости. Конфликт вызывает у них враждебность в высказываниях и поступках, повышенную напряженность в отношениях. Они практически никогда не приспосабливаются к интересам других. Эмоциям не хватает тепла, а поступкам – конформности.

Сотрудничество (P-S).

Данный способ поведения обнаружил близость к таким личностным характеристикам, как низкая ориентированность на собственные интересы, ригидность установок, упорство в достижении цели, повышенное чувство справедливости в сочетании с убежденностью в собственной правоте, непосредственность и прямолинейность в высказываниях. Легко загорающееся чувство обиды к критическим замечаниям окружающих, особенно, в случае, ущемляющем престиж личности, сочетается у лиц, предпочитающих данный способ поведения в конфликте, с низкой доминантностью, высоким следованием социальным нормам и требованиям, заботой о впечатлении, которое они производят на окружающих, своем престиже, общественной репутации. Они стремятся быть в центре внимания, ищут поддержки и признания окружающих. Выбор поведения “сотрудничества” объясняется не столько наличием высокой доброжелательности по отношению к окружающим, сколько честолюбием, потребностью в подтверждении собственной значимости, стремлением поддержать высокий социальный престиж, следуя существующим социальным стандартам поведения.

Вытесненная агрессивность, негативное отношение к критике, маскируется у них повышенным демонстрированием в конфликте сотрудничества и конвенциональности. Данные лица хорошо контролируют свои эмоции и поведение, поэтому их отличает рациональность поведения в конфликте.

Компромисс (С).

Испытуемые данного типа поведения в конфликте характеризуются низким самоконтролем поведения, импульсивностью, непостоянством, слабой волей, асоциальностью, отсутствием стремления к выполнению социальных требований. Их поведение не отличается планомерностью. Они часто теряются и действуют хаотично, не умеют организовать свое время и порядок действий. Как правило, такие люди редко берут на себя ответственность при решении групповых проблем. Легкомысленность и небрежность в выполнении социальных требований может сочетаться у этих лиц с проявлением недружественности, отсутствием стремления к сотрудничеству.

Чрезмерная склонность к компромиссам маскирует легкость заимствования чужих представлений и взглядов, ориентацию на сиюминутные требования ситуации, отсутствие видения перспективы. Неустойчивость оценок и непоследовательность поступков являются ведущими характеристиками этих людей.

Таким образом, следующие эмоционально-волевые особенности личности, как подверженность чувствам, асоциальность поведения обуславливают предпочтение в ситуации конфликта компромиссного способа его решения. Вместе с тем, эти личностные особенности определяют и высокую подверженность поведения влиянию случая и обстоятельств. Поэтому как правило, компромисс предпочитается в ситуации неопределенности исхода конфликта.


Избегание (W).

Наиболее существенной индивидуальной характеристикой этого способа поведения являются следующие особенности интерперсонального взаимодействия личности с окружающими. Лица, предпочитающие “избегать” ситуации конфликта, отличаются неуверенностью, низкой настойчивостью в достижении цели и невысокой поведенческой активностью в группе.

Низкая ориентация на собственное мнение, повышенная мнительность, опасение неуспеха являются основой мотивационной направленности этого способа поведения. Их поведение не отличается непосредственностью и прямолинейностью, наоборот, чаще всего в контактах с людьми они проявляют расчетливость, скептицизм и эмоциональную сдержанность. Поэтому и ситуации конфликта они очень осторожны и корректны, но держат себя всегда отстраненно.

Наличие у этих лиц некоторой непластичности поведения обуславливает их нежелание участвовать в разрешении возникающих противоречий, стремление уйти от проблемы. Зачастую эти люди склонны оправдывать подобное поведение, находя рациональное объяснение своим поступкам.

Ситуация конфликта не является для них фрустрирующей. Она рассматривается как нечто неизбежное, преодолимое со временем. Они никогда не ищут виновных за случившиеся и не предъявляют к другим высоких требований.

Приспособление (S).

Этот способ поведения обнаружил выраженную близость к следующим личностным чертам: низкая враждебность и подозрительность по отношению к окружающим, высокая интрапунитивность поведения, конформность, невысокая ориентация на себя и свои интересы. Лица, выбирающие данный способ поведения, по своим личностным особенностям полярны тем, кто выбирает в качестве ведущего способа разрешения конфликта “соперничество”. Ситуация конфликта рассматривается как фрустрирующая, но не подлежащая осуждению.

Вину за создавшуюся ситуацию человек берет на себя, требования к окружающим по ее разрешению не предъявляет. Для этих лиц характерна некоторая “жертвенность”, отсутствие прагматичности поведения. В ситуации конфликта их поведение сопровождается угрызением совести и чувством вины за создавшуюся ситуацию.

Для описания поведения человека в ситуации конфликта В.А. Хащенко предложена трехмерная модель, основополагаюшими измерениями которой являются: стремление к сохранению отношений - стремление к изменению отношений; активность – пассивность; агрессивность – толерантность. Каждое измерение представляет собой полярный фактор, полюса которого характеризуют противоположные тенденции поведения, а нулевая точка является началом двух направлений оценки. Таким образом, модифицированный Хащенко вариант методики позволяет определить шесть тенденций поведения человека в ситуации конфликта (дополнительные к основным показателем, предложенным К.Томасом).





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1911)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)