Изучение реального конфликта в организации
Методика А.А. Вахина и К.А. Кравцовой [15, с. 349 - 367] Методика направлена на получение максимально объективной информации о конфликте непосредственно от его участников. Она представляет собой стандартизированный опрос, в основе которого лежит схема изучения процесса развития конфликта во времени. Опросник является удобным средством получения информации непосредственно о конфликте, взаимоотношениях в коллективе, основных участниках конфликта, готовности членов коллектива изменить ситуацию и т.д. Небольшой по объему опросник позволяет включать в себя разнообразные методики. Это зависит от того, какого рода дополнительную информацию о конфликте необходимо получить. Вопросы, включенные в опросник методики, разделены на 7 смысловых блоков: 1.Социально-демографические данные. В него включены такие переменные: половозрастные характеристики, а также стаж работы в организации, который имеет непосредственное отношение к восприятию конфликта. 2.Оценка работы руководства. К нему относятся вопросы, касающиеся: а) стиля управления коллективом, б) повседневного контроля и руководства. 3.Отношение к коллективу. В данный блок включены так называемые “открытые” вопросы (4,5), позволяющие выявить недостатки и преимущества работы в данном коллективе. Членам коллектива предлагается вербализовать как положительные, так и отрицательные аспекты, что имеет большое значение для будущего процесса консультирования. 4.Оценка наличия конфликта. Не всегда ситуация, обозначенная как конфликтная, является таковой на самом деле. Иногда имеется “ложный” конфликт, когда внешнему наблюдателю (по его субъективному мнению) кажется, что конфликт существует. На самом же деле конфликта как борьбы за важный ресурс нет, а есть некие внешние проявления, которые принимаются за показатели конфликтного состояния (поведения). Поэтому важно учесть, определяют ли члены коллектива ситуацию как конфликтную или нет. 5.Личная позиция в конфликте. Известно, что в конфликте всегда присутствует две противоборствующие стороны (оппоненты, конфликтующие стороны). Практически в любом организационном конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными членами коллектива, группой. Поэтому необходимо определить, как распределились относительно конфликтующих сторон остальные члены коллектива. Их позиция относительно конфликта может быть активной, пассивной и нейтральной. На выявление всех этих нюансов направлены вопросы данного блока. 6.Собственные возможности в решении конфликта. Здесь предлагаются вопросы, направленные на оценку членами коллектива собственных возможностей в разрешении конфликта. Задача этого блока — выявить, как оценивают члены коллектива свои возможности по разрешению данного конфликта. 7.Личностные и групповые качества. В зависимости от целей и задач исследования данный блок может включать различный диагностический инструментарий, направленный на оценку индивидуально-психологических и социально-психологических переменных. Для постоянного использования авторами рекомендуется методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера. На основании индивидуальных профилей (оценок отдельных членов коллектива) создается групповой профиль, который и характеризует психологическую атмосферу коллектива. Таким образом, программа представляет собой стандартизированный опросник, позволяющий единовременно собрать необходимую информацию о ситуации в коллективе, а также получить дополнительные данные с помощью различных тестовых методик, включенных в программу опроса. Рекомендуется использовать данный опросник или его измененный (дополненный или сокращенный) вариант после предварительного знакомства с коллективом и сложившейся в нем конфликтной ситуацией. Следует помнить: адекватную информацию можно получить только при условии, что исследование проводится в соответствии с правилами и нормами, предусмотренными для опросных методов. Опросник А.А. Вахина и К.А. Кравцовойкак научно-исследовательский инструмент можно реконструировать под конкретную задачу, то есть применять для решения разнообразных задач. Например, авторами он использовался для изучения влияния профессионально-психологических особенностей членов коллектива на восприятие конфликта. Для этого был модифицирован блок “Личностные качества”. Авторов интересовало, какие из индивидуально-психологических характеристик, обусловленных профессиональной деятельностью, оказывают наибольшее влияние на адекватность — неадекватность восприятия конфликта. Для выбора определенных качеств рекомендуется использовать метод экспертных оценок. Для опроса экспертов требуется дополнительная анкета. Для измерения качеств, выделенных в ходе опроса экспертов, были подобраны соответствующие методики. Главное требование к методике — получение максимально возможного количества информации при небольшом объеме самой методики. Таким образом, опросник можно использовать для изучения влияния различных личностных, экономических, политических и многих других факторов на конфликт и его восприятие членами коллектива. При использовании опросника для изучения локального конфликта диагностика проводится анонимно, но согласованию с администрацией учреждения. Инструкция. Вашему вниманию предлагаются вопросы о работе Вашей организации, ответы на которые предполагают полную анонимность. Просим Вас быть искренними в ответах. (Обведите букву того варианта ответа, который кажется Вам наиболее верным, или сами напишите ответ.)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |