Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Начальный, ранний ислам исходит из того, что вся свет-





Ская и духовная власть принадлежит пророку, а после его смер-

Ти – халифам («заместителям пророка»). Но уже после 945 года

Действительная власть стала переходить к светским правите-

Лям – султанам, а имамы и другие духовные лица довольство-

Вались религиозным авторитетом. Цари стали провозглашать

Себя непосредственными выразителями божественной воли.

Таким образом, положения ислама о повиновении властям

Стало аналогично положению христианской религии: «Нет

Власти не от Бога».

Коран обосновывает необходимость охраны частной

Собственности, покорность и смирение перед насилием и бед-

Ностью, объясняет смысл существования не в земной жизни, а

В потустороннем мире.

Комментарием к Корану (т.е. толкованием) является за-

Коноучение, изложенное в книгах шариата (по-арабски

«путь», т.е. верный путь к спасению). Это и есть мусульман-

Ский правовой кодекс.

Основными направлениями ислама являются суннизм и

Шиизм. Сунна – «священное предание», дополнение к Корану,

Оправдывающее новые потребности господствующего класса,

Еще не предусмотренные Кораном. Здесь присутствует идея

Суннитов о приходе на землю «махди» – божественного спаси-

Теля, который установит равенство и справедливость.

История конфликтологии

Недовольство арабами со стороны Персии (персидские

Феодалы были согнаны со своих земель) выразилось в появле-

Нии нового идеологического течения в исламе – шиизма, рас-

Пространившегося, главным образом, среди персов.

Шииты по-своему трактовали положения Корана, про-

Тивопоставляя свое «священное предание» суннитскому. Они

Выдвинули положение о династии 12 имамов – потомков зятя

Магомета. По их учению, двенадцатый имам «скрылся» для

Того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой

Справедливость и правду.

Умар Ибн Аль-Хаттаб (586–644 гг.) был вторым мусуль-



Манским халифом, младшим современником Магомета, он

Был у власти с 634 по 644 гг.

Умар вначале (как и апостол Павел в христианстве) был

Яростным оппонентом Магомета и его новой религии, но впо-

Следствии стал самым преданным его сторонником.

В 632 году Магомет умер, не назвав преемника. Умар

Сразу поддержал кандидатуру Абу Бекра – соратника и зятя

Магомета, таким образом предотвратив борьбу за власть. Абу

Бекр стал первым халифом (последователем Магомета), но

Буквально через два года умер, успев назвать Умара (тоже зятя

Пророка) своим преемником.

За десять лет правления Умара произошли наиболее

Важные арабские завоевания. До его смерти были захвачены

Палестина, Сирия, Египет, после – арабские армии захватили

Персию и продолжили движение по Северной Африке.

Умар умело управлял завоеванными землями. На захва-

Ченных территориях арабы были привилегированной кастой

И должны были жить в городах-гарнизонах отдельно от мест-

Ных жителей. Покоренные народы платили пошлину мусуль-

Манским завоевателям, но им не причинялось никакого вреда,

Насильно не навязывался ислам. То есть арабские завоевания

Были более националистическими, чем крестовые походы, хо-

Тя религиозный аспект имел место.

Умар после Магомета был самой главной фигурой в

Распространении ислама. Большая часть завоеванных им тер-

Риторий остается арабской и по сей день.

Конфликтология

Однако политическая и правовая идеология ислама то-

Же подвергалась критике не только в учениях сект угнетен-

Ных мусульман и покоренных народов, но и в произведениях

Передовых арабских мыслителей, которые стремились отде-

Лить политику от религии. Крупнейшими учеными средневе-

Ковья, которые с прогрессивных позиций освещали проблемы

Политики и государства, были Ибн Рушд (1126–1198 гг.) и Ибн

Халдун (1332–1406 гг.).

Большое значение воспитанию добродетели у граждан

Придавал арабский мыслитель и врач Ибн Рушд (известный

Также под латинским именем Аверроэс). В этих целях исполь-

Зовали методы как убеждения, так и принуждения.

Вслед за Платоном Ибн Рушд основой стабильности

Признавал закрепление разделения труда и соответствующей

Ему феодально-иерархической структуры. Только в этом слу-

Чае возможна гармонизация общества.

Большая часть сочинений философа представляет собой

Комментарий к трудам Аристотеля, за что Ибн Рушд получил

Почетное прозвище Комментатора. Наибольшей известностью

Пользуется его философский трактат «Опровержение опро-

Вержения», где он отстаивает права разума в познании.

Структура идеального общества, по мнению Ибн Рушда,

Должна представлять собой три сословия, одно из которых

Производит материальные ценности, другое обеспечивает за-

Щиту от врагов, а третье осуществляет обучение и воспитание

Граждан. Критикуя мусульманскую политическую традицию,

Ибн Рушд считал, что представители духовенства должны

Быть отстранены от власти. По его мнению, глава государства

Должен избираться из числа наиболее способных граждан и

Выступать в обществе в качестве светского государя, опираю-

Щегося на систему законов.

Другой арабский мыслитель Ибн Халдун, последователь

Ибн Рушда, полагал, что объединение людей в общество не





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)