Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Построение прогноза вероятности обмана



2015-11-10 615 Обсуждений (0)
Построение прогноза вероятности обмана 0.00 из 5.00 0 оценок




Какую практическую ценность представляет предложенный способ классификации контекстов и поведения информатора?

Ответив на два вопроса вы сможете определит вероятность наличия лжи в общении. Что же это за волшебные вопросы?

Первый вопрос: Вынуждает ли контекст разговора лгать моего собеседника?

При этом важно не то, как вы воспринимаете текущую ситуацию, важно как она представляется визави. Возможно, что одному не мешает наличие автомата в руках, но другому, которому ствол смотрит точно в глаз может быть слегка не по себе.

Если ответ на данный вопрос, о контексте разговора, положительный, то вероятность будет находиться в правой колонке схемы, если отрицательный - в левой.

Второй вопрос: Если у собеседника причины лгать?

Опять же, для ответа вам нужно влезть в его шкуру. Вы на его месте возможно повели бы себя иначе. Это ровным счетом ничего не доказывает, Вы на своем, он на своем. И ему на его месте кажется что ничего страшного не произойдет, если он скажет, что переключатель «А» всю ночь находился в положении «Вкл.», он даже не знает куда тянутся эти проводки. Но он почему-то уверен, что если скажет правду, то его тут же уволят, и что он скажет своим семерым детям...

Ответ на вопрос о мотивации собеседника надо искать используя точку зрения самого информатора, тогда вы приблизитесь к более точному ответу. Очевидно, что чем лучше вы знаете другого человека, чем лучше вы знаете людей в целом, тем вернее будут ваши прогнозы по поводу «Есть ли у собеседника причины лгать».

Представьте еще раз ситуацию собеседования при приеме на работу.

Как вы думаете, какой будет совет на первый вопрос. К какому контексту относится собеседование? Дозволено ли врать в ситуации собеседования? Для простоты будет рассматривать только поведение претендента, предполагая, что работодатель – само совершенство.

Вы хотели бы, чтобы ответ был - «нет». Нет, в ситуации собеседования врать категорически нельзя. Вольно вам, как говорит ведущий телепередачи «Сто к одному». Именно на сто собеседований приходится одно, где контекст, с точки зрения кандидата, предполагает правду. В остальных случаях в большей или меньшей степени предполагается возможность лжи, не полной правды и так далее.

Итак, данный контекст, скорее провоцирует ложь, чем стимулирует правду. Лишним доказательством этого является многоэтапный отбор в серьезных компаниях.

Хорошо, с контекстом разобрались. Как быть с личностью претендента? Какой будет ответ на второй волшебный вопрос? Есть ли у претендента причина говорить правду? Давайте сначала возьмем «серую лошадку» о которой не известно ничего.

Для большей уверенности в результатах собеседования следует предположить, что да, у человека есть причины для лжи в большей или меньшей степени. Заметьте! Мы не говорим, что претендент лжет, мы говорим, что у него есть для этого причины. Например, потому что он хочет устроиться на работу.

Теперь посмотрим, как будет меняться наша оценка в зависимости от получаемой от претендента объективной информации.

Выяснилось, что человек ищет работу неспешно. В данный момент он продолжает работать, но хочет подыскать что-то более перспективное. Это может повысить доверие к его словам, если он не торопится, если голод не мучает его и его близких, возможно, что он будет более честен.

Выяснилось, что у него совсем нет опыта по профессии, на которую он претендует, но он утверждает, что сумеет быстро научиться и полностью оправдает ваши надежды. Это понижет доверие к претенденту, кто знает, как сложится будущее…

Выяснилось, что человек ответственный и не бросает слов на ветер, о чем свидетельствует рекомендательное письмо от уважаемого вами человека, который, как вы знаете, напрасно хвалить не станет. Доверие в претенденту снова повышается…

И так далее. В результате собеседования, когда вы собрали и оценили всю доступную информацию, вы можете сделать первый вывод: есть ли у человека причины лгать или у него есть основания говорить правду. Возможно, что ваша оценка будет не столь категоричной и вы скажите себе: «Пожалуй, в целом он говорит праву, хотя может быть что-то и приукрасил».

Имея второй ответ, вы можете определить в каком квадрате приведенной выше схемы вы находитесь в данный конкретный момент.

Напомним вам возможные комбинации, приведя примеры в каждом разделе.

 

Квадрант 1. «Коммуникация содержит ложные послания почти со 100% вероятностью»

Контекст происходящего предполагает или допускает ложь и у человека (информатора) есть причины лгать.

Пример. Самая невинная ситуация – карточная игра. Игроки собираются вместе, чтобы провести время. Они договариваются о правилах игры, уточняют те или иные особенности игры. Обсуждают ставки и начинают играть. Всем хорошо и все довольны. Если кто-то, оставаясь в рамках игры, одурачил других, то все принимают такое поведение, как должное и игра продолжается. Часто в карточной игре побеждает самый хитрый, поэтому у игроков есть причины блефовать.

 

Квадрант 2. «Коммуникация может быть правдивой, но если причины лгать, которые имеются у информатора перевесят, то ложь становится весьма вероятной»

Контекст происходящего предполагает правдивое взаимодействие, но у человека (информатора) есть причины лгать.

Пример. Ситуация карточной игры может резко измениться когда кто-то начинает мухлевать и играть «не честно», такую игру следует трактовать, как «контекст не допускающий ложь». Потому что в данном случае под ложью подразумевается отступление от согласованных правил игры. А у игрока, который пошел на нарушения должно быть были веские причины, чтобы нарушить правила. Может быть, он шулер, может быть ему надо выиграть во чтобы то ни стало, кто знает…

Другой пример. Родители спрашивают своего ребенка, чтобы он хотел получить ко дню рождения. Их интересует правдивый ответ. Да и сама ситуация предполагает, что он будет таким. И это вполне естественно. Но может оказаться, что желаемый ребенком подарок родители воспримут с раздражением. Ребенок уже поднимал тему «а не купить ли нам собаку» и видел реакцию родителей. И тогда он фактически обманывает их, говоря что хотел бы машинку с радиоуправлением. Конечно, и машинка доставит ему удовольствие, но настоящая-то мечта – это живая собака.

 

Квадрант 3. «Коммуникация вероятнее всего ложная (таков контекст), если информатор имеет особые причины говорить правду, то он может особо сообщить об этом»

Контекст происходящего предполагает или допускает ложь, но у человека (информатора) есть причины говорить правду.

Возьмем в качестве примера условную ситуацию, которую приводили, когда демонстрировали что о лжи говорят в сети интернет. Контекст взаимодействия людей, которые называют «комплимент» предполагает, что люди не говорят всей правды, а говорят только приятную правду.

Итак, некто спрашивает другого как он выглядит в этом новом костюме. Контекст предполагает дозированную правду, небольшая лесть (ложь) допустима. Но человек считает, что он обязан сказать, что этот фасон вышел из моды еще во времена Элвиса Пресли, а такой галстук подошел бы бродяге с площади трех вокзалов.

 

Квадрант 4. «Коммуникация с очень высокой вероятностью правдивая»

Контекст происходящего, условия игры предполагают правдивое взаимодействие и у человека (информатора) есть причины говорить правду.

Пример ситуации. Командующий учениями вызывает к себе начальника штаба и требует от него доклада о текущем положении дел. Ситуация требует полной достоверности. Это понимают и командир и подчиненный. Они оба заинтересованы в том, чтобы информация была полной и объективной. Мы можем надеяться, что доклад не будет содержать лжи, если только начальник штаба не введен в заблуждение кем-либо или чем-либо.

Как мы уже говорили раньше часто внутрипрофессиональное общение можно отнести к этому варианту.

Директор и начальник отдела. Если последнему нечего скрывать, то доклад, вероятно, будет правдивым.

Клиент и сотрудник справочной службы. Контекст предполагает, что ответ должен быть правдивым. Правдивый ответ – это часть работы сотрудника справочной службы. Не поэтому ли мы так доверяем им?

 

В заключении этой темы мы лишь повторим, что предполагаемый подход предназначен для вероятностного прогнозирования «возможна ли ложь в данной ситуации». Призываем вас помнить, что всегда есть исключения, а подхода, который бы работал во всех случаях пока нет. Вероятность лжи – это не то же самое, что и ложь. Если вы определите, что вероятность обмана высока, то будучи подготовленным сможете противостоять попыткам ввести вас в заблуждение.

И еще, не судите слишком строго лжеца, иногда он просто не может поступить иначе…

Признаки лжи и обмана

Наш жизненный опыт, да и ваш вероятно тоже, подтверждает мнение Пола Экмана, что чаще всего обманщики изобличают себя своим поведением. Для выявления лжи нам нужен жизненный опыт, внимательность, знание признаков лжи и небольшая тренировка на реально действующих лжецах.

Надо ли говорить, насколько человечество заинтересовано в том, чтобы узнать точные признаки лжи. Это нужно всем: родителям и учителям, милиции и страховым агентам, политикам и имиджмейкерам. Лучшие умы человечества бились и бьются над этой задачей. Кто знает, поучил ли бы кто-то еще Нобелевскую премию в тот год когда награждали бы человека открывшего признаки лжи. Но пока это только возможное будущее… Подумайте почему открыты многие законы, но только не признаки лжи. Может быть кому-то надо, чтобы это осталось тайной. Кому же? Да все тому же человечеству. Что мы будем делать, если не сможем врать, заблуждаться и хитрить?

В этой главе мы поговорим о некоторых самых надежных признаках лжи, при этом будем помнить о вездесущих исключениях и невозможности распространить любой признак, прием или метод на все многообразие человеческого опыта. Также необходимо исходить из того факта, что не существует стопроцентных признаков обмана, нет таких слов, таких жестов, такого тона и тембра голоса. Нам надо смириться, что наивысшим достижением будет только косвенные признаки лжи и вероятностный прогноз.

Поскольку ложь является сознательным действием, то человек, зная, что сейчас ему предстоит обманывать может подготовиться к этому. Он может придумать правдоподобную легенду, зная какие вопросы последуют, он репетирует ответы. Зная, что его часто выдают глаза, он станет контролировать их выражение. Однако даже самый изощренный лжец не способен контролировать сразу все свое поведение, сознательных ресурсов на это не хватает. И тут-то он и прокалывается. Задача верификатора, так мы будем называть человека, который стремиться определить ложь, создать такие условия, когда предполагаемый обманщик должен начать ошибаться. У верификатора есть две стандартные ошибки, которые мы рассмотрим чуть позже: обвинение невиновного, и пропуск виновного.

Задача верификатора одна – определить наличие лжи. При этом возможна ситуация, когда он не вполне понимает сути и смысла разговора. Профессиональный определитель лжи способен работать на переговорах, не зная языка, на котором говорят оппоненты. Он не обязан разбираться в микробиологии, в банковских операциях, пропускной способности трубопровода, чтобы определить наличие лжи. Дело в том, что кроме содержания разговора, что, к слову сказать, проще всего исказить, есть огромное количество параметров, которые способен отследить специалист. Конечно, потребуется тренировка, но навык обнаружения лжи и доведение этой способности до автоматизма дело нескольких месяцев.

Истинное мастерство складывается из внимания к деталям. Если вы хотите узнать уровень подготовки специалиста, то обратите внимание на то, как он относится к частностям. Для мастера важно все, до последней мелочи, для любителя - главное общее впечатление. Для того, чтобы достичь мастерства в определении лжи вам необходимо узнать максимальное количество признаков же, тех самых мелочей из которых складывается истинное знание. Для того, чтобы обучение шло более эффективно мы разложили все признаки по отдельным полочкам. А одной лежит все, что относится к речи человека, на другой к внешним реакциям. Однако, вам надо помнить, что в реальной жизни весь этот объем информации обрушится на вас единовременно. В целях обучения полезно просматривать видеозаписи ваших бесед с предполагаемыми обманщиками, и мы уверены, что каждый новый сеанс принесет вам новую информацию. Когда вы достигните такого уровня, что последующие просмотры уже ничего не способны добавить, можете считать, что первая ступень обучения у вас позади, точнее внизу, а впереди и вверху дальнейшее совершенство навыка. Наступит момент, когда вы сможете предупреждать, предвосхищать и предотвращать ложь, когда она вам не нужна. Это и будет первая площадка на бесконечной лестнице мастерства.

 

Речь

Речь, пожалуй, самый легко поддающийся сознательному управлению элемент в той информации, которую передает лжец.

Человек может подготовить речь. Он может подбирать слова. Он может прогнозировать, какие последствие будут иметь те или иные фразы, и произносить их или утаивать по своему усмотрению.

Однако, если слушатель знает на что обращать внимание. то провести его не просто. Субмодальности речи, такие ее аспекты, как скорость, высота и громкость голоса, интонации могут многое рассказать. В частности, по мнению немецкого психолога Штангля скорость речи в точности соответствует типу темперамента человека. А чрезмерно громкий голос может являться сверхкомпенсацией призванной скрыть ту или иную слабость. Как отмечается специалистами [29] некоторые признаки голоса могут квалифицироваться, как сигналы дающие основание заподозрить человека во лжи. Практика показывает, что фразы содержащие ложь часто имеют более бледный эмоциональный и интонациональный фон. Это связано, что лгун рассказывающий выдуманную историю не всегда может выдумать и эмоции, которые должны были бы соответствовать ситуации.

 

Используемая лексика.

Часто бывает, что когда человек начинает врать, он несколько изменяет привычный для него набор слов. Например, в речи появляются нецензурные слова, междометия, слова-связки и тому подобное.

Кто-то начинает говорить о себе в третьем лице.

Часто обманщик усиленно подбирает слова, эта работа мысли видна, как говорится, невооруженным взглядом.

Есть и обратное поведение. Легенда, которой придерживается лжец хорошо им заучена и опробована. Он повторят ее много раз и слова льются удивительно легко.

Различают [29] два типа речи: установочную и спонтанную. Оказывается, что у лиц, не имеющим ораторского опыта, не владеющих навыками публичных выступлений спонтанная речь обычно прерывается паузами, во время которых человек подбирает слова, обдумывает сказанное и то, что только предстоит сказать. Человек сбивается, отклоняется от мысли, иногда отказывается от продолжения разговора. Обратная картина, если речь установочная, если все ее обороты продуманы и выверены. Она производит впечатление гладкой и причесанной. В итоге, установочная речь выдает себя чрезмерной логичностью и правильностью.

 

Ошибки и оговорки

Зигмунд Фрейд не был первым, кто изучал оговорки и ошибки в речи. Но он сумел привлечь к этим явлениям внимание общества. Кто-то знает о его работах понаслышке, кто-то по анекдотам, кто-то читал книги. Но все знают, что оговорки не бывают беспричинными, и за ними что-то скрывается. Как выяснить, причину той или иной оговорки? Сам Фрейд использовал для этого метод ассоциаций, поскольку он позволяет прикоснуться к бессознательному. А, по мнению Фрейда, именно бессознательное при помощи оговорок и ошибок выражает свое собственное мнение.

На эту тему вспоминается дин анекдот, как говорится, на данную тему.

Встречаются два психоаналитика, и после великосветских приветствий и раскланиваний один говорит другому:

- Послушайте коллега, какая интересная оговорка случилась у меня сегодня.

- Да, да, продолжайте…

- Завтракаем сегодня с женой. Я хочу попросить ее, чтобы она передала мне джем, а вырвалось: «Ты, гадина, ты всю жизнь мне испортила!»

- …

 

Фрейд считал, что оговорка сообщает за человека то, что он не хотел бы произносить вслух.

Так или иначе, но лжецы, особенно из числа обычных людей довольно часто прокалываются именно на этом. То у них выскочит неосторожное слово, то в состоянии эмоционального напряжения скажут, что-то лишнее. Верификатору следует внимательно следить за тем, что говорит человек и сопоставлять сказанное с уже имеющейся информацией и со сказанным им ранее. Большинство людей не имеют натренированную память прирожденного лжеца и через некоторое время могут начать путаться. Это вносит чувство провала, страхи и паники. Где уж тут до выдерживания легенды.

Вы помните наше стандартное предупреждение - наличие оговорки, как и любого другого признака не являются доказательством лжи. Ошибки и говорки лишь сигнал, что ложь возможна.

 

Паузы

Пауза бывает необходима лжецу, для того чтобы сориентироваться в ситуации, подготовить ответ и понять, не попадет ли он с ним в какую-либо ловушку, который расставил верификатор.

Считается, что долгие паузы без видимых причин довольно надежный показатель лжи. Настолько, что в древности одним из способов определения лжеца было испытание, когда судья произносил вопрос и через короткое время бил в колокол. Тот подозреваемый, который ответил после удара признавался виновным

Главная задача верификатора, когда он замечает длинную паузу и собеседника является определение есть ли причины для паузы. Если другому человеку надо вспомнить, где он был в ночь с 10 на 11 ноября 1993 года, то каждому потребуется какое-то время. Хотя бы для того, чтобы убедится, что вспомнить это теперь невозможно.

Если выявить причину для паузы не удалось необходимо «отмотать» немного назад и определить о чем был вопрос. Предположим, что он имел отношение к последним крупным покупкам. Тогда следует создать гипотезу о том, что вопросы о крупных покупках касаются чего-то тайного или скрываемого Дальше действия напрашиваются сами – гипотезу надо подтверждать или опровергать. Расспросите собеседника поподробнее на тему крупных покупок.

 

Интонации

Замечено, что у лжеца часто изменяется интонация. Для того, чтобы заметить эти изменения нужно знать его обычную интонация, когда он говорит правду. Задайте человеку несколько вопросов, на которые он точно ответит правдиво. Как его имя, когда он родился, сколько ему лет и т.п.

Запомните правдивую интонацию и используйте ее, как эталон. Характерными изменениями являются следующие:

· извиняющиеся нотки. Человек, как бы интонацией признает свою вину и при помощи интонации проверяет какой будет реакция, если он сознательно. При этом слова, которые он говорит, могут утверждать, что он тут не причем м его даже не было в это время в цеху.

· угасающая интонация. Это характерно для детей. Подходя в своей речи к обману они начинают говорить тише бубнят себе под нос, недоговаривают слова.

· вызывающая интонация. На этом часто прокалываются те, кому известен «восторг надувательства». Для некоторых людей ложь является своеобразным приключением и развлечением. Они считают достижением, если им удалось провести простака. Преждевременная радость способна испортить им праздник и выдает их вполне явно.

· испуганные интонации. Большинство людей испытывают страх, панику от мысли, что их ложь станет очевидной. Для кого-то это грозит тюремным сроком, для других увольнением. Обычно обманщикам есть что терять и они этого боятся. Как и любая другая сильная эмоция страх изменяет интонацию.

Нельзя перечислить все возможные интонации, да в этом и нет необходимости. Если вы знаете правдивую интонацию, то услышав другую ответьте на простой вопрос: «может ли это изменение интонации свидетельствовать об обмане»?

Если ваш ответ положительный, то определите чего касался ваш предыдущий вопрос и сформулируйте гипотезу, что эта тема вызывает необходимость лжи. Проверьте вашу гипотезу при помощи дополнительных вопросов. Если признаки лжи подтверждаются, значит ваша догадка была верной. Если признаки не повторяются, то это может свидетельствовать и о том, что ваш собеседник взял себя в руки и о том, что он был честен, когда говорил на эту конкретную тему.

 

Тон и тембр голоса

Последняя разработка корейских ученых в области верификации – переносной, карманный детектор лжи«Handy Truster». Мы говорили о нем остаточно подробно в главе посвященной детектору лжи. Здесь лишь напомним принцип его работы: перед началом «допроса» подозреваемого необходимо провести калибровку прибора. Для этого задаются контрольные вопросы на которые будут получены правдивые ответы. Потом по мере проведения беседы или допроса, как вам больше нравится, экране «Handy Truster» картинка яблока изменяется будто от него откусывают, если собеседник обманывает вас.

Принцип действия этого прибора основан на том факте, что у лгуна изменяется тембр голоса, он становится выше. Пи этом имеется ввиду изменение относительно обычного тембра конкретного человека. При этом у одного человека такое изменение может быть значительным, а у другого – едва заметным. Собственно из-за индивидуальных различий требуется настройка корейского прибора.

Конечно, использование прибора очень заманчиво, но несет в себе некоторые опасности. Мы хотим вам сказать о них, пока вы не совершили покупку. Позвольте привести аналогию. Что, если бы в школе нас не учили таблице умножение. Зачем это надо – калькулятор есть в каждом магазине, если потребовалось что-то сосчитать купи и считай. Но что будет, если в самый ответственный момент ваш калькулятор сломается, а магазины закрыты и нет никакой возможности купить или найти другой. Вам придется поверить на слово продавцу, потому что он производит впечатления честного и порядочного человека, вон даже шляпу и очки надел.

Верить на слово в некоторых случаях на порядок опаснее, чем играть в русскую рулетку.

Другое дело, если вы способны определить изменение тона у вашего собеседника и сами, а прибор только подтверждает ваши наблюдения, тогда его использование может быть оправдано, например, тем, что это интересно.

Как определить на слух изменение тона и тембра голоса? Это не сложнее чем заметить, что человек сначала говорил по-русски, а потом стал говорить на английским языке. Ваша задача заметить изменение, голос становится более высоким. Иногда он просто срывается на визг, но это, крайний случай и надеяться на такую удачу не стоит.

Пол Экман также указывал, что в экспериментах, которые он проводил на студентах, подтвердилось наблюдение, что повышение тона голоса коррелирует с речами содержащими обман. Однако ученые делают следующие выводы, что изменения тона голоса не могут быть исключительными признаками лжи, как впрочем, и отсутствие эмоциональных изменений не может быть признаком правдивости.

Специалисты верификаторы указывают, что повышение тона голоса не являются признаком лжи. Это указание на то, что ваш собеседник испытывает сильные эмоции. Конечно, честный человек также способен к эмоциональным ответам. Но никто и не говорил, что работа верификатора проста, ваша задача разделить значимое и пустое. Вы будете более успешны в определении лжи, когда станете выносить свой вердикт по сумме признаков, делая выводы только на основе всей доступной информации. Но пренебрегать деталями, как вы уже знаете, удел любителей.

 

Уклончивые ответы, отговорки, отшучивание

Уклончивые ответы и попытки отшутиться и ограничиться малозначащими отговорками должны стать предметом вашего самого тщательного изучения. Такое поведение не бывает беспричинным. Если вы не выясните этой причины, то вам остается или забыть об этом важном признаке лжи, либо придумать подходящее объяснение самому.

Часто люди не заинтересованные в том, чтобы обманывать вас стремятся уйти от разговора, где они встают перед необходимостью это делать. Уклончивые ответы – это попытка остаться честным. Вы должны вовремя ее заметить, и помочь человеку. Потому что он может перейти Рубикон после которого надо врать и подкреплять свою ложь какими-либо доказательствами и действиями.

Услышав уклончивый ответ, знайте – у вас есть шанс уберечь человека от лжи. И от вас зависит, что он скажет дальше. Вспомните наш разговор о том, когда людям труднее всего обманывать и попробуйте воздать такую ситуацию. Скорее всего у вас это получится. Ведь к оговоркам прибегает лишь тот, кто не хотел бы врать, его вынуждает ситуация или какие-то внутренние обстоятельства. Дайте человеку шанс остаться честным!

 

Мимика

Лицо человека является достаточно сильным информатором само по себе. Несмотря на попытки контролировать выражение лица это не всегда удается, да и не всем. В обыденном сознании есть немало указаний на то, что ложь может быть выявлена по выражению лица. Например, формулировка «бегающие глаза» прочно связана с попыткой обмана.

В целом мимика является непроизвольной реакцией на те чувства, которые переживает человек в данный момент. Однако в силу определенных физиологических причин, мышцы лица могут легко управляться сознательно. Это значит, что выражение лица может быть ложным, фальшивым. Это можно заметить, хотя для этого требуется некоторая наблюдательность и знание того, что истинная эмоция захватывает все группы мышц, а лживая только те напряжение, которых сознательно изменил обманщик. Как правило, он упускает из виду одну-две группы мышц и этого бывает достаточно. Вне всякого сомнения, вам знакома ситуация, когда друг говорит, что у него «все о‘кей», а выражение глаз и напряжение мышц на скулах говорят об обратном.

Когда мы говорим о мимике, нам надо помнить, что у каждого человека есть особый набор выражений лица, которые он использует с тех или иных ситуациях. Это – маски – социально одобряемое выражение лица в тех или иных ситуациях. Было время, когда наши туристы, вернувшись из капиталистических стран, рассказывали о странных тамошних продавцах, которые беспрестанно улыбаются, даже если ты у них ничего не купил. Типичный пример маски, которая не имеет никакого отношения к покупателю – просто так принято.

Также вам надо знать, что истинные, но скрываемые эмоции все же появляются на лице, только мало, кто их видит. Они очень быстро, буквально за доли секунды сменяются контролируемым выражением лица. Вам нужно поспешить, если вы хотите их заметить, это вполне реально, если вы обладаете хорошей кратковременной зрительной памятью и смотрите на человека, когда обращаетесь к нему с вопросом. По данным американских психологов смена эмоций может происходить за четверть секунды. Упражнение для развития зрительной памяти вы найдете в приложении к книге. Но нет причин опускать руки, обычному человеку требуется несколько часов самостоятельных тренировок или пара часов на специальном тренинге.

Продолжительность эмоций также является значимым параметром. Замечено, что искренние эмоции быстро возникают. Длятся несколько секунд и угасают или сменяются другими. Длительное выражение эмоций характерно для инсценировки. Для определения необходимой и достаточной длительности воспользуйтесь здравым смыслом и пониманием ситуации. Обычно запоздалая реакция или по картинному затянутая легко заметна. Что уместно для кинокомедии, когда кто-то начинает смеяться позже всех или продолжает смех, когда все отсмеялись хороши для кино – в жизни это выглядит фальшиво.

 

Лоб и брови

На лбу и, в частности, в области бровей находятся мышцы сознательное управление которыми дается относительно трудно. Как следствие – все, что отражается на лбу обладает с целом большей достоверностью, чем другие признаки.

Поднятые внутренние уголки бровей свидетельствуют об эмоциях сожаления, вины, эмоционального расстройства, грусти. Такое движение сложно поддается волевому контролю и редко достигается сознательно. Все вместе увеличивает достоверность этого движения, как признака истинно переживаемых эмоций.

Эмоция страха и беспокойства заставляет брови подняться. Специалисты отмечают, что такое характерное движение в точности сложно повторить преднамеренно. Вы сможете отличить, когда брови поднимаются от искреннего удивления потому, что при удивлении брови не только поднимаются, но и округляются. Также при удивлении внутренние уголки бровей поднимаются значительно больше, чем при страхе и беспокойстве. Надо заметить, что движение бровей, которое мы охарактеризовали, как «удивление» относительно легко может быть симулировано практически каждым человеком. Так что в удивление, определенное только по движению бровей, особо верить не стоит. Некоторые специалисты считают, что опускание и поднимание бровей самое часто мимическое движение. Такие движения часто используются в разговоре, чтобы подчеркнуть и усилить конкретную мысль.

Пол Экман указывает, что Дарвин называл мышцу, сводящую брови вместе и опускающую их вниз, «мышцей затруднения». Оказывается, что это движение характерно для затруднений любого типа, в том числе и для замешательства.

Конечно, словами описать движение бровей не просто, то, что можно показать на примере требует многих слов, которые к тому же не точно передают суть. Дело в том, что у каждого читателя свое представление как выглядят «приподнятые брови». Впрочем, это касается не только бровей.

 

Глаза

Как известно, глаза – зеркало души. Народная мудрость не возникает на пустом месте и уж точно не передается из уст в уста, если не подтверждается в личном опыте. Но также известно, что глаза могут врать – вспомните выражение «бесстыжие глаза», так обычно характеризуют человека, который врет и не краснеет (от стыда).

И все же, есть несколько изменений, которые трудно, а часто и невозможно, контролировать сознательно. Одно из таких изменений – диаметр зрачков. Человек никогда не знает какие у него зрачки в данный момент, если конечно не смотрит в зеркало. Диаметр зрачков зависит от нескольких факторов: от уровня и силы освещения, от состояния организма, от переживаемых эмоций, так как они влияют на состояние вегетативной системы организма. Если уровень освещения в помещении постоянный, мы можем увидеть причину изменений размера зрачка в переживаемых эмоциях. Известно, что при эмоциональном напряжении зрачки расширяются. Возможно, этот факт отражается в поговорке: «у страха глаза велики».

Что еще известно о глазах. Из числа наблюдений:

· глаза неспокойные, находящиеся в постоянном движении в народе считаются верным признаком склонности ко лжи;

· неподвижные глаза часто выдают наркоманов и токсикоманов;

· ускользающий взгляд может быть свидетельством нежелательности контакта, не приемлемости темы разговора и т.д.

Если вы проводите работу по выявлению лжи, то уделите достаточно времени изучению характерного взгляда у вашего собеседника. Вы должны знать ответы на следующие вопросы:

· куда сморит собеседник, когда говорит правду, как выглядят его глаза в этот момент;

· куда смотрит человек, когда он смущен вашим вопросом, растерян, затрудняется ответить;

· куда смотрит человек, когда обманывает.

 

Нейролингвистическое программирование сделало популярной схему глазных сигналов доступа. Оказалось, что существуют определенные закономерности между глазными движениями и теми мыслительными процессами, которые они сопровождают.

 

 


Схема глазодвигательных движений.

 

Вк – Визуальное (зрительное) конструирование. Если собеседник в задумчивости поднимает глаза вправо-вверх, значит, в данный момент, он использует зрение «внутренним образом», конструирует некие зрительные картинки. Конструированные, следовательно он не видел их такими раньше, на самом деле. Может быть изменен ракурс, может быть изменено расстояние, может быть, образ представляется, как неподвижная черно-белая картинка, хотя в реальности это событие было красочным и динамичным.

Вп - Визуальная память. Человек, используя зрение для создания внутренних картинок поднимает глаза влево-вверх, вызывает их из памяти и видит все точно так, как в реальности.

Ак – Аудиальное конструирование. Человек, используя слух внутренним образом, создает некие звуки, которые он не слышал в реальности. При этом глаза смотрят горизонтально вправо.

Ап – Аудиальная память. Человек, используя слух внутренним образом, вспоминает какие-либо звуки, такими, какие они были в реальности. Глаза сморят горизонтально влево.

К – Кинестетика. Когда человек концентрируется на своих ощущениях, эмоциях, чувствах его глаза опускаются вправо.

Ав – Аудиальное образы (внутренняя речь). Когда человек ведет внутренний диалог с самим собой, его глаза опускаются влево.

 

Важным является понимание того факта, что мы (люди) используем свои пять сенсорных чувств (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние) не только внешним образом – для получения информации, но и внутренним. Каждый человек способен представит зрительную картинку того, как бы он выглядел, если бы ему пришлось прыгать с парашютом. При этом не важно сколько вам лет, есть ли опыт прыжков, хотите ли вы прыгать и достанет ли вам мужества сесть в самолет. Такая мыслительная картинка и есть использование зрения внутренним образом. Добавьте к картинке вашего прыжка соответствующие этому процессу звуки: свист ветра, брань инструктора, проклятия тому, кто вас позвал с собой на прогулку. Теперь вы используете внутренним образом свой слух. Ну, а если кто-то сможет представит как пересыхает во рту, как потоки воздуха больно давят на тело, как комок подкатывает к горлу… Теперь в вашей картине есть и внутренняя кинестетика.

Второе важное обстоятельство имеющее отношение к глазным движениям состоит в том, что у каждого человека вырабатываются привычные глазные движения. В некотором смысле, с известными оговорками на вездесущие исключения, можно сказать, что зрительное поле сегментируется и некоторые зоны становятся пристанищем для приятных воспоминания, некоторые для вымышленных картин. Никогда нельзя сказать наперед, есть ли такая зона у вашего собеседника, это можно определить только в результате беседы. Если всегда, когда человек обманывает он смотрит в одну конкретную точку пространства перед ним, и никогда в нее не смотрит при правдивых ответах. То можете считать, что вы его раскусили и ему больше никогда не удастся обмануть вас. Дело в том, что такие глазные движения являются неосознанными и мало кто способен управлять ими.

Есть еще одно немало важное обстоятельство. Родители говорят своим детям: «Смотри мне в глаза! Ты не сможешь меня обмануть – я все вижу». Такая воспитательная мера. Действительно человек, если он не актер, не знает, как он выглядит из вне. Он не знает насколько убедительно звучит его голос, насколько правдив взгляд. А если человек врет и знает это, то ему довольно легко можно внушить, что у него по глазам можно все прочесть. Однако, тех, кто научился мастерски врать, и испытывает азарт обмана такой малостью не испугать. Впрочем, на каждый прием, есть свой контрприем, и победа достается тому, кто знает больше приемов.

Завершая бесконечную тему, «как по глазам узнать ложь», нельзя не сказать, о способности глаз передавать эмоции, и (что не менее важно) человеческой способности замечать и осознавать эти эмоции. Всем известны эпитеты:

- Недоверчивый взгляд. Может быть, человек не знает можно ли вам доверять правду?

- Наглый взгляд. Ложь весьма возможна, более того может быть ваш собеседник предлагает вам поиграть в игру «поймай меня, если сможешь»?

- Виноватый взгляд. М



2015-11-10 615 Обсуждений (0)
Построение прогноза вероятности обмана 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Построение прогноза вероятности обмана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (615)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)