Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровня жизни населения региона



2015-11-10 782 Обсуждений (0)
Уровня жизни населения региона 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной практике оценки общественного развития, и в частности, уровня и качества жизни населения приняты два подхода. Первый связан с использованием социальных индикаторов, учитывающих особенности национальных систем, в целом, однако, базирующихся на методологических рекомендациях международных организаций. Второй заключается в расчете сводного индекса на основе отдельных показателей, применяемого ООН и другими международными организациями для проведения межстрановых сопоставлений уровня и качества жизни населения.

В большом массиве информации существует несколько информационных слоев, каждый из которых имеет специфику. Наиболее распространенные информационные слои представляют собой - единичный (частный) показатель, индикатор, индекс, ранг (рейтинг). В общем плане показатель определяется как количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Качественная сторона статистического показателя отображает сущность явления и процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная - его размер, абсолютную или относительную величину [148, с. 301].

В ходе настоящего исследования были рассмотрены различные системы показателей, используемые в мировой и отечественной практике для оценки уровня жизни населения. В главе 1 нами предлагается система укрупненных разделов-рубрик, объединяющих показатели уровня жизни населения региона, опирающихся на современную систему статистических данных и характеризующих доходные и потребительские аспекты жизни населения региона.

Комплексное исследование и оценка уровня жизни населения предполагает использование системы статистических показателей для расчета обобщающих индикаторов, необходимость разработки которых не вызывает сомнения. Любая система показателей должна завершаться обобщающей характеристикой, обеспечивающей методологическое единство всех частных показателей системы и однозначность оценки исследуемого процесса.

Впервые доклад о принципах определения и измерения уровня жизни комплексным индексом был подготовлен в 1960 г. рабочей группой ООН. В 1970 г. Исследовательский Институт Социального Развития ООН предложил индекс социального развития, который включал 16 (9 социальных и 7 экономических) взаимозависимых характеристик. В дальнейшем Морис Д. Моррис разработал индекс физического развития качества жизни, учитывающий ожидаемую продолжительность жизни, уровень младенческой смертности, распространение грамотности среди взрослого населения. В 1975 г. применялась система социальной и демографической статистики Статистического бюро ООН, позднее в 1978 г. - система, включающая 12 основных групп показателей: демографические характеристики населения, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продуктов питания, жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования; образование и культура, занятость и условия труда; доходы и расходы населения, стоимость жизни и потребительские цены, транспортные средства, организация отдыха, физкультура и спорт, социальное обеспечение, свобода человека и, кроме того, ряд информационных показателей, а в 1979 г. - система социальных показателей Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

Длительное время в качестве обобщающих характеристик использовались главным образом демографические и экономические показатели. Однако экономический рост не всегда сопровождается позитивными социальными последствиями, поэтому постепенно сформировалась система показателей уровня жизни населения, содержащая демографические и социально-экономические показатели, отражающие различные стороны человеческого развития. В 1980 г. Советом ОЭСР был утвержден список социальных индикаторов, характеризующих: здоровье, образование и обучение, занятость и качество трудовой жизни, время и отдых, доступность товаров и услуг, физическое окружение, социальную среду, личную безопасность. В рамках Программы развития ООН (ПРООН) был разработан индекс качества жизни, объединяющий социально-экономические и демографические показатели. В 1987 г. Вашингтонский Комитет по проблемам кризиса народонаселения опубликовал индекс неблагополучия, базирующийся на 10 показателях, характеризующих благосостояние людей в зависимости от материального положения, демографической ситуации, состояния здоровья и общественного устройства. Применяется и упрощенный подход к расчету интегрального показателя качества и уровня жизни, например, в США индекс нищеты рассчитывается на основе индексов инфляции и безработицы. Во второй половине 80-х годов ПРООН в качестве обобщающего показателя качества жизни населения был предложен индекс развития человеческого потенциала, состоящий из индексов ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и благосостояния.

Необходимо еще раз отметить, что проводя данное исследование, автор ставит своей задачей разграничить понятия "уровень жизни" и "качество жизни", и эта задача была решена в главе 1. По мнению автора, необходимо рассматривать уровень жизни населения именно в его экономическом понимании, суть которого состоит в том, что уровень жизни определяется, прежде всего, соотношением доходов и стоимости жизни и реализуется через потребление. Поэтому автор не считает возможным применять для проведения комплексного исследования и оценки уровня жизни населения региона системы показателей, предлагаемые международными экономическими организациями, так как на его взгляд они включают понятия, относящиеся к "качеству жизни", "условиям жизни" и "образу жизни".

Неотъемлемым компонентом перспективного развития и использования в качестве инструмента измерения влияния экономической политики на уровень жизни населения выступают индикаторы, характеризующие конечный результат политики повышения уровня жизни в областях, затрагивающих доходно-потребительские аспекты человеческой деятельности. Эти индикаторы образуют систему измерений с трех сторон: отражают результаты деятельности и достижение поставленных целей; выявляют особенности; предназначены для стратегического планирования и прогнозирования [5, с. 16]. Мониторинговая функция при этом рассматривается как необходимый фактор или одна из предпосылок программы действий.

Выбор показателей для мониторинга уровня жизни населения региона, на наш взгляд, должен осуществляться с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического наблюдения и задач, которые ставит практика управления. При этом необходимо руководствоваться следующими основными принципами построения системы показателей:

- соответствие общей методологии построения статистических показателей, используемых в отечественной и международной статистике;

- обеспечение единства методологии построения сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями системы государственной централизованной статистики;

- удовлетворение потребностей региональных органов управления в качественной и оперативной информации, отражающей основные социально-экономические явления и процессы, происходящие в регионе;

- соответствие содержания и состава системы показателей зонам внимания и наблюдения, особенностям и положению региона.

Организация мониторинга требует упрощенной системы показателей исходя из принципов репрезентативности и экономичности. В систему показателей уровня жизни населения региона необходимо включить относительно небольшое число показателей, но в то же время оно должно быть достаточным для изучения изменений, происходящих на территории региона и принятия научно-обоснованных управленческих решений.

Процесс "сжатия" информации до минимального набора сам по себе не представляет особой трудности. Сложность сводится к выбору показателей, необходимых для получения существенной информации. Полная информированность означает наблюдение за актуальными показателями, затрагивающими жизненно важные аспекты уровня жизни. Исходя из практического применения мониторинговых функций, можно прийти к выводу о том, что системный подход является чрезвычайно полезным инструментом для определения перечня показателей и контроля в отношении актуальности и полноты охвата. Для удержания конкретного объекта в управляемых рамках, требуется агрегирование и сжатие информации в соответствии со структурой общей системы. Кроме того, показатели уровня жизни населения региона должны соответствовать следующим требованиям:

- обеспечивать многомерность измерения;

- учитывать особенности структуры подсистем;

- предоставлять возможность построения и интерпретации интегрального показателя;

- предполагать доступность информационных источников и поростоту измеримости характеристик;

- предоставлять возможность сопоставлений (сравнений);

- направлять управленческие решения к достижению цели.

В основу выбора показателей нами положена система индикаторов уровня

 

 

жизни, применяющаяся в современных статистических изданиях и метод построения обобщающих оценок. Итак, в минимальный набор включено 27 количественных и качественных единичных показателей, отражающих уровень жизни населения региона. Определены нормативно-оценочные интервалы (пороговые значения) выбранных показателей. Все единичные показатели, сгруппированы по основным компонентам уровня жизни в соответствии с назначением, и на их основе построены интегральные, представленные в виде системы показателей уровня жизни населения региона (прил. 31).

С целью выявления закономерностей социально-экономического развития, принадлежности к определенному моменту времени, показатели нами разделены на два вида - позитивные, рост которых характеризует повышение уровня социально-экономического развития; и негативные, рост которых свидетельствует о снижении уровня социально-экономического развития.

Приведение показателей к единому масштабу осуществлялось путем стандартизации значений по формуле (8), которая позволяет перейти к безразмерным величинам:

(8)

где - стандартизованное значение -го показателя для -го объекта;

- значение -го показателя для -го объекта;

- минимальное значение -го показателя для -го объекта;

- максимальное значение -го показателя для -го объекта.

Для определения обобщенной оценки в качестве стандартизованного значения негативных показателей использовалось преобразование вида (9):

(9)

Обобщающий, синтетический показатель для региона найден из стандартизованных значений по формуле (10):

 

 

(10)

где - интегральный показатель -го объекта;

- число позитивных показателей;

- число негативных показателей;

- стандартизованное значение -го позитивного показателя для -го объекта;

- стандартизованное значение -го негативного показателя для -го объекта;

 

На основе интегральных показателей (индикаторов), использующих стандартизованные по формуле (3) исходные единичные показатели, нами был рассчитан синтетический показатель, обобщающий показатели уровня жизни населения региона. Индекс уровня жизни региона (ИУЖР) как сводный показатель включает 4 индикатора , величина каждого из которых находится в пределах от 0 до 1 и при можно утверждать о достижении таких целей, как:

- повышение доходов населения;

- повышение уровня потребления товаров и услуг;

- улучшение жизнеобеспечения путем повышения комфортности жилья, обеспеченности медицинскими кадрами, а также телефонной и сотовой связью;

- повышение уровня социально-культурного развития населения.

При этом индикаторы характеризуют зоны, на которые должно быть направлено внимание региональных органов власти - материальное благополучие, комфортность жилья, повышение обеспеченности кадрами медицинских и образовательных учреждений, социально-культурное развитие населения.

После приведения выбранных автором единичных показателей к единому масштабу(формула 8) по формуле 10 были рассчитаны обобщающие индикаторы, характеризующие основные компоненты уровня жизни населения Ульяновской области. Результаты расчетов показаны в приложении 32.

 

 

В качестве интегральных индикаторов уровня жизни населения Ульяновской области автором были рассчитаны индикаторы доходности (I1), удовлетворения потребностей (I2), комфортности (I3),индивидуального развития (I4), соответствующие выбранной трактовке уровня жизни населения региона как доходно-потребительской характеристике социально-экономического развития региона.

На основе вышеупомянутых интегральных индикаторов как их среднее арифметическое рассчитан синтетический показатель уровня жизни населения Ульяновской области в 2002-2007 годах (ИУЖР). Исходя из приведенных расчетов, можно проследить динамику ИУЖР за указанный период.

ИУЖР в 2002 году составил 0,181395; в 2003 - 0,2689; в 2004 - 0,3675; в 2005 - 0,4549; в 2006 - 0,5539 и в 2007 - 0,8338 соответственно.

Результаты сделанных нами расчетов говорят о том, что уровень жизни населения в Ульяновской области повышается. ИУЖР в 2007 году составил 0,8338 (в 2002 году - 0,181395 соответственно). Исходя из предложенной автором шкалы оценок развития региона (табл. 16), можно сделать вывод о том, что Ульяновская область находится на завершающей стадии этапа безопасного развитие, и развития компонентов уровня жизни можно оценить как среднее.

Этот вывод подтверждается динамикой интегральных индикаторов, характеризующих развитие основных компонентов уровня жизни населения Ульяновской области. Все четыре индикатора растут, что говорит о тенденции повышения уровня жизни населения региона. Если рассматривать эти индикаторы за 2007 год, то показатели доходности и комфортности можно оценить как находящееся на различных стадиях безопасного развития, а показатели индивидуального развития удовлетворения потребностей - на различных стадиях конкурентоспособности. Следовательно, развитие основных компонентов уровня жизни населения Ульяновской области можно охарактеризовать как высокое (индивидуальное развитие и удовлетворение потребностей, а по доходности и комфортности - как находящееся на стадии безопасного развития).

Задача управления уровнем жизни населения региона, перехода от знания состояния подсистем и компонентов к действию, относится к труднореализуемым. Известные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых посвящены в основном оценке уровня жизни населения. В то же время управление уровнем жизни всегда сопровождается системным наблюдением за динамикой изменений подсистем уровня жизни.

Современная ситуация, для которой характерны изменения технологий, структуры инвестирования, конкуренция за ресурсы требует умения адаптироваться и формировать региональное управление таким образом, чтобы эффективно реагировать на изменяющиеся условия. Важная роль в этом процессе отводится функции мониторинга уровня жизни населения, которая заключается в обеспечении комплексного системного наблюдения за изменениями в компонентах уровня жизни региона. Высокий уровень жизни при этом выступает как стратегическое преимущество.

По нашему мнению, управление повышением уровня жизни населения развитием региона должно быть организовано в определенной последовательности.

1. Выбор приоритетных целей повышения уровня жизни населения региона.

1.1. Диагностика уровня жизни населения региона.

1.2. Ранжирование приоритетов повышения уровня жизни.

2. Организация мониторинга уровня жизни населения региона.

2.1. Формирование системы показателей и нормативно оценочных интервалов изменений для основных компонентов уровня жизни региона.

2.1.1. Доходные компоненты.

2.1.2. Компоненты потребления

2.1.3. Компоненты жизнеобеспечения.

2.1.4. Компоненты социально-культурного развития.

2.2. Формирование сводной таблицы компонентов и интегральных индикаторов уровня жизни.

2.2.1. Сбор информации.

2.2.2. Стандартизация единичных и расчет интегральных показателей.

3. Анализ результатов мониторинга.

4. Разработка управленческих решений.

Автор предлагает для практического использования региональными органами власти подход к оценке уровня жизни населения региона, сущность которого заключается в количественном измерении степени достижения целевых пороговых значений каждым компонентом уровня жизни и общей системой в целом. Позиционирование объекта можно осуществлять в выбранном континууме, предложенном В.К. Левашовым, с выделением определенных этапов развития [57, с. 47-61]. По аналогии, количественное измерение уровня жизни автор предлагает производить в условном квантифицированном континууме от [0] до [1]. Кроме того, определены возможные границы открытых периодов: кризисный (0-0,20), предкризисный (0,20-0,40), стабильности (0,40-0,60), безопасности (0,60-0,80), конкурентоспособности (0,80-1,0). Понятие территориальной конкуренции, базирующиеся на теории конкуренции предприятий М. Портера [106, с. 88-90], можно определить как соревнование между регионами в стремлении завоевать различные целевые группы потребителей местных ресурсов и условий жизнедеятельности [28, с. 31-32].

Среди важнейших факторов повышения конкурентоспособности территории Б.М. Гринчель выделяет такие как достижение высоких стандартов уровня и качества жизни путем перераспределения средств централизованных источников и мобилизации внутренних потенциалов.

Таблица 16



2015-11-10 782 Обсуждений (0)
Уровня жизни населения региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровня жизни населения региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (782)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.126 сек.)