Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Территориального центра уровня жизни



2015-11-10 627 Обсуждений (0)
Территориального центра уровня жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Агентство стратегического развития (базовая функция - поддержка стратегического развития). Основными функциями Агентства стратегического развития должны стать стратегический анализ тенденций уровня жизни населения, мониторинг внешней и внутренней среды территорий и их влияние на факторы повышения уровня жизни населения, формирование рейтинга конкурентоспособности территории в зависимости от уровня жизни ее населения, оценка конкурентных преимуществ муниципальных образований с этих же позиций, координация процессов разработки территориальных стратегий развития при выборе повышения уровня жизни населения в качестве стратегического приоритета.

Информационно-аналитическое агентство (базовая функция - информационно-аналитическая поддержка). Деятельность агентства направлена на информационное обеспечение функционирования Территориального центра уровня жизни, а также формирование благоприятного имиджа территорий с точки зрения уровня жизни их населения.

Наряду с этим, учитывая, что рыночная реальность требует новых знаний и инновационных методов их получения, информационно-аналитическое агентство призвано предоставить комплекс услуг по повышению квалификации управленческого персонала в области разработки и реализации стратегических планов повышения уровня жизни.

Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса (базовая функция - управленческое консультирование). Агентство специализируется на оказании консалтинговых услуг в области становления и развития бизнеса, компьютеризации, применения нормативно-правовой базы, и ориентирован главным образом на малые и средние компании, способствующие повышению уровня занятости и доходов населения территории, и, тем самым, повышению его уровня жизни.

Проектно-инвестиционное агентство (базовая функция - финансовая поддержка). Основное направление деятельности агентства - привлечение инвестиционных ресурсов на территорию региона путем формирования системы кредитования, залоговых, страховых и гарантийных механизмов, поиска потенциальных инвесторов, содействия в реализации инвестиционных проектов.

Как уже упоминалось выше, одним из элементов инструментария по управлению повышением уровня жизни региона является разработка и реализация целевых комплексных программ.

 

Программно-целевой подход предполагает отбор приоритетных целей экономического, социального развития, разработку взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективности при требуемом обеспечении ресурсами.

Анализ зарубежной практики показывает достаточно активное использование программно-целевого подхода к управлению региональным развитием в странах с развитой рыночной экономикой. В США он применяется практически повсеместно. В Европе, в частности во Франции, программный метод используется для развития экономического потенциала кризисных территорий.

В современных условиях России программно-целевой метод реализуется в виде федерально-целевых программ (ФЦП), выступает как важнейшее средство реализации экономической политики государства, активного воздействия на социальные, экономические, производственные и иные процессы.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области реформирования местного самоуправления, закреплены вопросы местного значения сельского и городского поселений, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, одним из которых является принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития. На программно-целевом методе должно основываться планирования развития территории муниципального образования. С его помощью на среднесрочный период и долгосрочную перспективу возможно определить оптимальный набор объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, необходимых для обеспечения гарантированного уровня жизни населения, планировать зоны перспективного инвестиционного развития, определить реальный потенциал развития территории.

Если применение программно-целевого метода на федеральном уровне в основном урегулировано Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 20.03.2003 г. № 165 «О внесении изменений и дополнений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», на региональном уровне – законами субъектов Федерации о программах экономического и социального развития, то на муниципальном уровне применение программно-целевого метода законодательно не урегулировано и требует разработки соответствующей нормативно-правовой базы.

По мнению автора, целесообразно было бы разработать типовой макет муниципальной программы, который может быть использован для разработки программ повышения уровня жизни муниципального образования первого вида – городского округа и муниципального района и муниципальных образований второго вида – городских и сельских поселений.

Однако, если говорить о региональном уровне, то также можно сказать что не существует типовых макетов разработки целевых программ повышения уровня жизни населения.

На наш взгляд, типовой макет программы включает три взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных раздела, формирование которых осуществляется поэтапно:

- анализ уровня жизни населения региона или муниципального образования, оценка сильных и слабых сторон региона или муниципального образования (городского округа, муниципального района и поселений, расположенных на его территории) относительно факторов, влияющих на уровень жизни населения;

- разработка стратегических направлений повышения уровня жизни населения региона или муниципального образования;

- формирования перечня конкретных некоммерческих мероприятий и инвестиционных проектов, способствующих повышению уровня жизни населения.

Содержание данных этапов согласуется с целями и задачами деятельности Территориального центра уровня жизни, являющегося главным элементом функционально-организационного механизма управления повышением уровня жизни населения Ульяновской области.

Исходными информационными материалами для разработки программы повышения уровня жизни могут служить: отраслевые и региональные прогнозы развития, разрабатываемые на областном и муниципальном уровнях; статистическая отчётность; данные социологических и иных обследований; предложения и рекомендации работников муниципальных и региональных служб, руководителей и специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, иных хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона или муниципального образования.

Разработка программы должна базироваться на следующих принципах:

- ориентация на собственные ресурсы региона или муниципального образования, с учётом которых разрабатываются конкретные проекты и мероприятия, обеспечивающие приток финансовых ресурсов, достаточных для решения проблемы повышения уровня жизни;

- ориентация на непрерывное отслеживание уровня жизни населения региона или муниципального образования.

Ключевым моментом анализа уровня жизни населения является выявление динамики изменения его показателей с тем, чтобы в ходе реализации программы своевременно выявить, насколько реализация конкретных мероприятий влияет на рост благосостояния граждан, оправдываются ли их выборные ожидания, для того чтобы своевременно скорректировать управление регионом или муниципальным образованием, приняв соответствующие организационные и правовые решения.

 

 

Заключение

 

На современном этапе развития общества основным критерием эффективности социально-экономической политики, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, является уровень жизни населения.

Обобщая все многообразие подходов к определению категории "уровень жизни населения" автор пришел к выводу, что такая дефиниция, как "уровень жизни населения региона" в литературе отсутствует, ее региональная специфика не выделяется.

Кроме того, было выявлено, что понятие "уровень жизни населения" в трудах российских и советских ученых пересекается, а иногда и является синонимичным с такими терминами, как "качество жизни", "условия жизни", "образ жизни" и т.д. Автор раскрывает содержание этих терминов и четко разграничивает их с понятием "уровня жизни населения".

По мнению автора, термин "уровень жизни населения" должен употребляться в его экономическом понимании, т.е. опираться на понятия "доходы", "потребление", "стоимость жизни". Исходя из вышесказанного, автор делает выводы о том, что "уровень жизни населения региона - это важнейшая доходно-потребительская характеристика социально-экономического развития региона, которая дает возможность судить о социальных последствиях проводимой в нем государственной и региональной социально-экономической политики".

Опираясь на приведенное определение, автор предлагает систему индикаторов уровня жизни населения региона, объединенных в укрупненные разделы, которая может быть различным образом конкретизирована.

На наш взгляд, система индикаторов уровня жизни населения, употребляемая в современных статистических изданиях не характеризует рассматриваемую нами дефиницию исчерпывающе, так как в ней недостаточно отражен потребительский аспект уровня жизни.

В то же время, исходя из целей, задач, объекта и предмета данного исследования, нецелесообразно включать в систему индикаторов уровня жизни населения такие разделы, как демографические параметры, природно-климатические условия жизни и элементы социальных гарантий. Автор считает, что первые два из названных разделов будут расширять понятие "уровень жизни" до понятия "качество жизни", и последний из них подразумевает реализацию защиты и поддержки населения по большей части на уровне государства, а не региона (государственные социальные гарантии).

В настоящее время проблема повышения уровня жизни населения является центральной. От ее решения зависят темпы социально-экономического развития субъектов РФ, их экономическая безопасность и политическая стабильность.

Решение данной проблемы требует четко сформулированной региональной политики повышения уровня жизни населения.

Анализ автором понятийно-терминологической системы, характеризующей такую дефиницию, как "региональная политика",показал, что точное определение содержания этой дефиниции отсутствует.

Каждый из рассмотренных в данном исследовании автор дает определение региональной политики, рассматривает ее субъекты, объекты, цели, задачи и направления. Однако, в трудах упомянутых авторов раскрывается не каждое из вышеназванных понятий и делается это с разной степенью детализации. Кроме того, реализация региональной политики предполагается почти всеми названными авторами лишь на государственном уровне (кроме В. Лексина, В. Швецова, Л. Маркина, О. Суханова).

В ходе исследования автором было выявлено, что такое направление, как "повышение уровня жизни населения" отсутствует в понятийной структуре региональной политики.

Во всех рассмотренных источниках упоминается либо "социальное развитие страны", либо "социальная политика", как направление государственной региональной политики. Автор аргументировано доказывает, что упоминаемая в современной литературе по региональной экономике социальная политика, рассматриваемая как одна из составляющих региональной политики обычно на федеральном уровне не является аналогом политики повышения уровня жизни населения региона.

Исходя из упомянутых выше положений, автором был сформулирован понятийно-терминологический аппарат, раскрывающий содержание такой дефиниции, как "региональная политика повышения уровня жизни населения" и включающий определение данной политики, ее субъект и объект, задачи и направления.

Проведенный автором структурно-динамический и многомерный статистический анализ показателей уровня жизни населения Ульяновской области позволил оценить его и сделать некоторые выводы об основных направлениях политики повышения уровня жизни Ульяновской области. К этим направлениям могли бы относиться следующие:

В качестве основных инструментов разработки региональной политики повышения уровня жизни населения автором предлагается организация мониторинга уровня жизни населения Ульяновской области и функционально-организационная модель управления повышением уровня жизни населения региона.

Автор отмечает, что понятие мониторинга встречается в различных сферах научного знания, однако не выявлено специфики регионального мониторинга уровня жизни населения. Автор формулирует определение мониторинга уровня жизни населения региона, разрабатывает программу данного мониторинга, выбирает его единичные показатели для построения на их основе интегральных индикаторов: доходности, удовлетворения потребностей, комфортности, индивидуального развития.

На основе интегральных индикаторов автор рассчитывает синтетический показатель - индекс уровня жизни населения региона.

В основу функционально-организационной модели управления механизмом повышения уровня жизни населения Ульяновской области положена концепция пространственного зонирования территории региона путем создания специальных организационных структур в форме Территориальных центров уровня жизни, осуществляющих управление, мониторинг и оценку уровня жизни населения.

Деятельность территориальных центров уровня жизни заключается в обеспечении стратегических преимуществ территорий путем повышения уровня жизни населения. Создание на базе ресурсного потенциала городов и прилегающих к ним сельскохозяйственных районов Территориальных центров уровня жизни населения направлено на эффективное управление повышением уровня жизни населения территорий в существующем нормативно-правовом поле.

Автором определены миссия, цели и задачи Территориальных центров уровня жизни, разработана организационная структура данных центров.

На основе проведенного автором структурно-динамического и многомерного статистического анализа уровня жизни населения ульяновской области, а также обработки результатов мониторинга уровня жизни населения данного региона автором были сформулированы некоторые подходы к разработке основных направлений политики повышения уровня его населения. К этим направлениям могли бы относиться следующие:

- повышение уровня доходных характеристик уровня жизни населения Ульяновской области, напрямую зависящее от развития сферы производства, ее модернизации, реконструкции, обновления основных фондов, что приведет к увеличению объема выпускаемой продукции, повышению занятости населения и, как следствие, к повышению доходных характеристик;

- повышение размера заработной платы работающих и ее воспроизводственной и мотивационной роли;

- повышение размера пенсий;

- регулирование цен и тарифов на коммунальные услуги;

- повышение уровня благоустройства жилищного фонда;

- развитие материально-технической базы социально-культурной сферы;

- в таких сельских районах, как Мелекесский, Павловский, Сенгилеевский необходимо более эффективно использовать имеющуюся в них материальную базу социальной сферы для повышения уровня жизни населения главным образом за счет развития сферы платных услуг в качестве усиления потребительского компонента уровня жизни;

- в Мелекесском, Радищевском, Сурском и Цильнинском районах необходимо более неэффективно использовать возможности повышения доходных характеристик уровня жизни;

- разработка мер по сглаживанию различий в уровне жизни городского и сельского населения Ульяновской области в значительной мере возложенная на Территориальные центры уровня жизни.

 



2015-11-10 627 Обсуждений (0)
Территориального центра уровня жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Территориального центра уровня жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)