Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, правовой статус, признаки субъектов предпринимательской деятельности



2015-11-10 3132 Обсуждений (0)
Понятие, правовой статус, признаки субъектов предпринимательской деятельности 5.00 из 5.00 4 оценки




Субъекты предпринимательской деятельности- это такие участники гражданских правоотношений, которые на свой риск осуществляют самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и которые зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Субъекты предпринимательской деятельности это, прежде всего, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых- извлечение прибыли. Некоммерческие организации, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Субъектам предпринимательской деятельности присущи следующие признаки:

- обладание правосубъектностью, которая охватывает как

частноправовые, так и публично-правовые сферы предпринимательской деятельности;

- наличие обособленного имущества, принадлежащего на праве

собственности (абсолютном вещном праве), либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ограниченном вещном праве);

- самостоятельная имущественная ответственность;

- регистрация в установленном порядке и приобретение статуса

юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и др.) и юридические лица (в том числе, иностранные).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками:

- правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности);

- дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);

- иметь имя (фамилия, собственно имя, а также отчество, если иное не следует из закона или национального обычая);

- иметь место жительства (место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает).

Особенности статуса индивидуального предпринимателя заключаются в следующем:

во-первых, этот статус приобретается с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

во-вторых, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения;

в-третьих, работодатель- индивидуальный предприниматель обязан на каждого работника вести трудовую книжку;

в-четвертых, в отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между индивидуальными предпринимателями либо между ними и юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Но это касается только споров, связанных с предпринимательской деятельностью;

в-пятых, индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом);

в-шестых, требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему

имущества, на которое может быть обращено взыскание; в-седьмых, на индивидуальных предпринимателей возлагаются некоторые дополнительные обременения, обусловленные повышенной нагрузкой с их стороны на услуги, оказываемые на одинаковых условиях всем гражданам[21].

В процессе получения статуса индивидуального предпринимателя физическому лицу необходимо:

- объективно оценить свои личностные качества и способности, необходимые для осуществления определенного вида предпринимательской деятельности;

- определить сферу своей предпринимательской деятельности с учетом профессионального опыта, наличия финансовых, материально-технических и иных ресурсов;

- получить систему знаний, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, а именно изучить нормативно-правовую базу, регулирующую предпринимательскую деятельность. Действительно знание права способно обеспечить защищенность субъекта предпринимательской деятельности на всех стадиях его функционирования от внешних и внутренних угроз, имеющих негативные, прежде всего экономические, а также организационные, правовые и иные последствия;

- изучить предполагаемый спрос на товары (работы, услуги), которые будут являться объектом сделок с покупателями (потребителями);

- определить возможность приобретения либо аренды помещений, другого имущества, необходимого в целях осуществления определенных видов деятельности;

- подготовить бизнес-план своей деятельности.

Бизнес-план представляет собой экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта).

Бизнес-план является тем инструментом, который позволяет при надлежащем использовании контролировать и управлять предприятием в ходе реализации плана, что в свою очередь является основой успеха.

Объем бизнес-плана зависит от цели (проекта), но главное- он должен конкретно характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности, в результате реализаций которых будет обеспечено достижение цели. А именно в бизнес-плане, как правило, указывается следующие разделы:

- общая характеристика организации (резюме). В этом разделе целесообразно изложить основные цели организации; стратегии, разработанные для достижения этих целей; состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринимать в рамках определенной стратегии; объемы продаж товаров прогнозируемых в ближайшие годы; ожидаемую выручку от продаж; планируемые затраты на производство товаров (услуг); ожидаемую чистую прибыль и т.д.;

- характеристика товаров (услуг). В данном разделе необходимо указать какие товары (услуги) будут предлагаться фирмой, их описание и характеристики; насколько привлекательно изображение образца товара; какие потребности призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги); насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям обязательной стандартизации и сертификации и др.;

- рынок сбыта товаров (услуг). Процесс исследования предполагаемого рынка сбыта товаров состоит из четырех этапов:

а) определение данных, позволяющих установить условия производства и реализации товаров, а также потенциал будущих конкурентов;

б) определение источников получения информации, как путем собственных исследований, так и посредством местных (региональных) торговых палат и т.п.;

в) проведение анализа следующих данных: круг потребителей, количество и ассортимент товара, примерный уровень розничной цены собственной продукции в условиях конкуренции и т.п.;

г) разработка мероприятий по удержанию своей деятельности на рыночном пространстве;

- конкуренция на рынках сбыта. Этот раздел бизнес-плана посвящен анализу рыночной конъюнктуры, рыночной стратегии и тактики, характеристике возможных конкурентов;

- план маркетинга. В данном разделе указываются цели и стратегии маркетинга; ценообразование, каналы распространения товара; методы стимулирования продаж; организация послепродажного обслуживания клиентов; реклама; формирование общественного мнения об организациях и товарах;

- план производства. Этот раздел бизнес-плана разрабатывается только теми предпринимателями, которые намерены заняться производственной деятельностью. Очень важно в этом разделе привести схему производственных потоков. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких целях и как они будут использоваться для изготовления продукции, как и куда эта продукция будет поставляться;

- организационный план. Это раздел бизнес-плана характеризует уровень управления организацией, квалификацию и опыт работы самого предпринимателя. Он должен включать в себя следующие проблемы:

организационная структура предприятия и ее развитие;

владелец предприятия и его квалификация;

персонал предприятия и его квалификация;

методы и формы стимулирования и ответственности персонала;

роль и место менеджеров, консультантов;

- риски в деятельности организации. В этом разделе бизнес-плана необходимо изложить вопросы о возникновении предполагаемых рисков, внешние и внутренние факторы их возникновения, последствия рисков и рассмотреть пути (методы) их предупреждения и минимизации;

- финансовый план. Данный раздел бизнес-плана является заключительным и представляет собой обобщающий результат деятельности предприятия. Как правило, в данном разделе дается описание стратегии развития собственного бизнеса, что очень важно для обоснования реальности осуществления предпринимательского проекта и избежания рисков;

- приложения. Они необходимы для большей детализации отдельных разделов бизнес-плана. Их количество и состав определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов. Наиболее распространенные документы, входящие в приложения: технические данные о продукции; анкеты руководящих работников; организационная и другие схемы; результаты аудиторских проверок; мнения консультантов и экспертов.

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 9 ноября 2007 г. № 384 «Об утверждении формы бизнес-плана, предоставляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, и критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента туристско-рекреационной особой экономической зоны, либо резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности» утверждена форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

В бизнес-плане должны содержаться следующие сведения:

1. Общие сведения о заявителе на получение статуса резидента особой экономической зоны.

1.1. Наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) - претендента на получение статуса резидента особой экономической зоны туристско-рекреационного типа либо резидента, вносящего изменения в условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (далее - заявитель).

1.2. Организационно-правовая форма заявителя, имена и адреса учредителей (для юридических лиц).

1.3. Дата регистрации заявителя, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего заявителя.

1.4. Место государственной регистрации и почтовый адрес заявителя - юридического лица.

1.5. Ф.И.О., номера телефонов, факсов руководителя (руководителей), заявителя (адрес места жительства заявителя - индивидуального предпринимателя).

1.6. Вид (виды) экономической деятельности заявителя. Если на момент подачи инициативной заявки заявитель осуществляет несколько видов экономической деятельности, указать процент прибыли, приходящийся на каждый из видов деятельности в общем объеме прибыли в среднем за последний отчетный год деятельности.

1.7. Срок реализации проекта.

1.8. Общая стоимость реализации проекта, ожидаемые источники денежных средств и их структура (собственные и заемные средства заявителя, бюджетное финансирование).

1.9. Заявление о коммерческой тайне.

1.10. Дата составления бизнес-плана.

2. Вводная часть (резюме проекта) (2-3 стр.).

Информация, характеризующая направления и цели деятельности заявителя, доказательства экономической эффективности и реализуемости проекта.

2.1. Сущность предполагаемого проекта и место реализации.

2.2. Эффективность реализации проекта.

2.3. Общая стоимость проекта.

2.4. Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы.

2.5. Срок окупаемости проекта.

2.6. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, ежегодные суммы налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет на ближайшие 3 года).

2.7. Предполагаемая форма и условия участия инвестора (кредитора).

2.8. Гарантии возврата инвестиций (кредитных ресурсов).

2.9. Сопутствующие эффекты (социальные, экологические) от реализации проекта. Количество создаваемых рабочих мест (с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях) и дополнительных мест размещения туристов. Прогноз увеличения туристических потоков и увеличение туристского сектора и смежных отраслей в валовом региональном продукте.

3. Анализ положения дел в сфере туризма, санаторно-курортной сфере, использования природно-климатических ресурсов (далее - отрасль) и описание организации - заявителя (до 7 стр.).

3.1. Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли. Значимость отрасли для экономического и социального развития субъекта Российской Федерации.

3.2. Основные потребительские группы и их территориальное расположение.

3.3. Общая концепция предполагаемого бизнеса (цели функционирования, наименование работ (продукции) и услуг, основные потребители).

3.4. Прогноз конъюнктуры рынка туристско-рекреационной деятельности.

3.5. Ожидаемая доля заявителя в отрасли.

3.6. Перечень основных (потенциальных) конкурентов, их доли на рынке.

3.7. Учредители юридического лица - заявителя.

3.8. Перечень существующих (потенциальных) стратегических партнеров и контрагентов.

4. Описание работ (продукции) и услуг (до 5 стр.).

4.1. Основные характеристики работ (продукции) и услуг (функциональное назначение, основные потребительские качества и параметры работ (продукции) и услуг, соответствие государственным стандартам, патентно-лицензионная защита, требования к контролю качества, возможности адаптации (модификация) работ (продукции) и услуг к изменениям рынка).

4.2. Наличие опыта туристско-рекреационной деятельности.

4.3. Анализ качества выполняемых работ (производимой продукции) и оказываемых услуг.

4.4. Сравнительный анализ основных характеристик аналогичных и конкурирующих (замещающих) работ (производимой продукции) и оказываемых услуг.

5. Маркетинг (до 7 стр.).

В этом разделе должно быть доказано, что выполняемые работы (производимая продукция) и оказываемые услуги заявителя имеют рынок сбыта и обоснованы подходящая тактика конкурентной борьбы и механизм продвижения на рынок.

5.1. Факторный анализ состояния туристско-рекреационной деятельности и ее сегментов (емкость, степень насыщенности, потенциал роста рынка).

5.2. Оценка доли заявителя на рынке и объема выполняемых работ (производимой продукции) и оказываемых услуг.

5.3. Обоснование рыночной ниши работ и услуг и среднесрочная концепция ее расширения, т.е. характеристика целевых рынков и поведения потребителей, прогнозы продаж, трудности выхода (расширения) на целевые рынки, наиболее эффективные механизмы продвижения работ (продукции) и услуг на целевые рынки.

5.4. Общая стратегия маркетинга заявителя.

5.5. Характеристика ценообразования заявителя (сопоставление собственной стратегии в области цен с ценовой политикой основных конкурентов, обоснование цены на работы (продукцию) и услуги с учетом требований к качеству и анализа формирования себестоимости, оценка окупаемости затрат, уровня рентабельности реализации работ (продукции) и оказания услуг, политика предоставления скидок).

5.6. Тактика реализации работ (продукции) и оказания услуг. Анализ методов реализации и их эффективность, приоритетные направления развития работ (продукции) и услуг в долгосрочной перспективе, наличие договоров и протоколов намерений на выполнение работ (производство продукции) и оказание услуг.

5.7. Политика предоставления гарантий качества работ (продукции) и услуг.

5.8. Реклама и продвижение работ (продукции) и услуг на рынок. Объем средств, выделяемых на культурные мероприятия.

5.9. Стратегия в области качества (наиболее привлекательные для потребителей характеристики качества работ (продукции) и услуг, тенденции их изменения, стратегическая линия поведения заявителя на рынке в области качества работ (продукции) и услуг.

6. Логистика производства (до 3 стр.) - для заявителей, планирующих разработку месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных ресурсов, их добычу, промышленный розлив минеральных вод и иное использование природных лечебных ресурсов.

6.1. Источники поставки сырья для производства, их местоположение и виды доставки, объемы грузопотока (в месяц).

6.2. Необходимые складские мощности для обработки и хранения сырья.

6.3. Необходимые складские мощности для хранения готовой продукции и виды доставки потребителям, объемы грузопотока (в месяц).

7. Производственный план (до 5 стр.).

Обоснование выбора производственного (туристско-рекреационного, научно-технологического) процесса и возможности заявителя выполнить необходимый объем работ и услуг с определенными качественными характеристиками в заявленные сроки. Все данные этого раздела должны быть представлены в среднесрочной перспективе.

7.1. Место реализации проекта (с обоснованием выбора) и (или) строительной площадки, их особенности (климат; обеспеченность транспортной, инженерной, инновационной, социальной инфраструктурой; наличие строительно-монтажных и вспомогательных ремонтных организаций; наличие и состояние производственных площадей и т.п.).

7.2. Необходимая площадь земельных участков для туристско-рекреационной деятельности.

7.3. Необходимые объекты недвижимости для туристско-рекреационной деятельности.

7.4. Необходимые объекты и мощности инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры.

7.5. Планирование и сметная стоимость работ по проекту (сроки строительства, монтажа, ввода в эксплуатацию и достижения проектной мощности туристско-рекреационных сооружений и оборудования - календарный план с указанием затрат на реализацию каждого этапа).

7.6. Производственная программа заявителя в номенклатурном разрезе.

7.7. План капитальных вложений.

7.8. Стратегия материально-технического обеспечения программы туристско-рекреационной деятельности (расчет потребности в материальных ресурсах, поставщики ресурсов и обоснование их выбора, условия поставок, ориентировочные цены, возможные альтернативные источники снабжения ресурсами).

7.9. Оценка обеспеченности потребностей квалифицированным персоналом для туристско-рекреационной деятельности (общая численность персонала, анализ структуры производственной программы заявителя (ППЗ) по возрасту и квалификации, система оплаты труда и годовой фонд заработной платы, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития бизнеса).

7.10. Характеристика экологических последствий реализации проекта, обеспечение экологической и технической безопасности. Объем средств, выделяемых на природоохранные мероприятия.

7.11. Анализ системы качества работ и услуг:

7.11.1. Организация обслуживания туристов (доставка и размещение туристов, питание, транспорт, организация досуга, лечения на минеральных источниках и т.п.).

7.11.2. Рынок сырья для обслуживания туристско-рекреационных зон (сервисное оборудование для гостиниц и ресторанов, продукты питания и т.п.).

8. Организационный план (2-3 стр.).

8.1. Краткая характеристика членов совета директоров и высшего руководства организации-заявителя (краткие биографические справки с указанием квалификации, послужного списка и опыта работы в данной сфере деятельности, контактные телефоны).

8.2. Организационная структура управления организации-заявителя (с указанием основных должностных обязанностей представителей высшего руководства).

8.3. План-график основных мероприятий развития бизнеса (список видов намеченных мероприятий с указанием даты начала и завершения работ, ответственных исполнителей).

9. Финансовый план (до 5 стр.).

В данном разделе наряду с прогнозируемым движением денежных потоков (поступлениями и выплатами) должно быть описано текущее финансовое состояние заявителя. Все расчеты этого раздела должны быть выполнены на основе информации, приведенной в разделах «Маркетинг» и «Производственный план». Все данные этого раздела должны быть представлены в среднесрочной перспективе.

9.1. Анализ финансово-хозяйственного состояния заявителя (пишется для организаций, за исключением вновь созданных, путем расчета показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, имущественного состояния, рентабельности, рыночной стоимости).

9.2. Доходы и расходы заявителя (данные по предполагаемым доходам и расходам по всем видам деятельности заявителя, первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й - поквартально, далее - по годам).

9.3. Движение денежных средств (данные по предполагаемым доходам и расходам по всем видам деятельности заявителя, первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й - поквартально, далее - по годам).

9.4. Налоговые платежи (данные по предполагаемым налоговым платежам по всем видам деятельности заявителя, первый год реализации проекта в разбивке помесячно, 2-й и 3-й - поквартально, далее - по годам).

9.5. Предполагаемый объем инвестиций по проекту с указанием источников финансирования.

10. Оценка эффективности проекта и рисков его реализации.

Раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность, а также осуществляется оценка факторов риска реализации проекта и возможных вариантов их снижения. В разделе должна быть представлена следующая информация:

10.1. Расчет абсолютных экономических показателей деятельности заявителя (выручка от реализации, анализ себестоимости работ и услуг, предложения по экономии затрат, внереализационные доходы и расходы, балансовая прибыль и прибыль после налогообложения).

10.2. Расчет чистой приведенной стоимости проекта (по месяцам).

10.3. Расчет показателя внутренней нормы рентабельности IRR (внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам).

10.4. Расчет срока окупаемости инвестиций по проекту (период времени с начала реализации проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение).

10.5. Определение точки безубыточности деятельности заявителя (рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены работ и услуг и величины переменных расходов, деленной на объем реализации работ и услуг).

10.6. Анализ основных видов рисков:

10.6.1. Технологический риск (отработанность технологии, наличие, исправность и ремонтопригодность туристско-рекреационного оборудования; наличие запасных частей, дополнительной оснастки и приспособлений; оснащенность инструментом; подготовка обслуживающего персонала; наличие квалифицированных кадров, участие в монтаже и обучении зарубежных специалистов).

10.6.2. Организационный и управленческий риски (наличие и гарантия выполнения плана-графика работ; заинтересованность всех участников в выполнении плана-графика; возможность дублирования организационных срывов; наличие квалифицированного управленческого персонала (сертификация менеджеров).

10.6.3. Риск материально-технического обеспечения (анализ информации о поставщиках основных производственных ресурсов; оценка возможности перехода на альтернативное сырье; уровень организации входного контроля качества сырья) - для заявителя, планирующего разработку месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других лечебных ресурсов, их добычу, промышленный розлив минеральных вод и иное использование природных лечебных ресурсов.

10.6.4. Финансовый риск (оценка существующего финансового положения; вероятность неплатежей со стороны участников проекта; кредитный и процентный риски).

10.6.5. Экономические риски (устойчивость экономического положения заявителя к изменениям макроэкономического положения в стране; оценка последствий повышения тарифов и цен на стратегические ресурсы; возможность снижения платежеспособного спроса на работы и услуги в субъекте Российской Федерации и в целом по стране; наличие альтернативных потребителей; последствия ухудшения налогового климата).

10.6.6. Экологические риски (возможные штрафные санкции и их влияние на экономическое положение претендента).

11. Приложение.

В приложение включаются документы, подтверждающие и разъясняющие сведения, представленные в бизнес-плане;

- определить территорию осуществления предпринимательской деятельности и др.

 



2015-11-10 3132 Обсуждений (0)
Понятие, правовой статус, признаки субъектов предпринимательской деятельности 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Понятие, правовой статус, признаки субъектов предпринимательской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)