Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В РОССИИ



2015-11-10 3500 Обсуждений (0)
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В РОССИИ 4.50 из 5.00 4 оценки




Под профилактикой подразумевается научно обоснованная и своевременно предпринимаемая система действий, направленных на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных девиаций у отдельных индивидов и групп риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

В профилактике нуждается все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни. Однако важно помнить, что главный принцип профилактики – опора на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Сокращение, а в последующем и ликвидация беспризорности возможны только при работе в этом направлении на межведомственной основе.

Основу системы работы в области профилактики безнадзорности и правонарушений составляет более или менее внятно декларируемая политика органов власти, набор документов, регламентирующих эту работу. Правовую основу функционирования государственной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних составляет Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, документы местных органов власти и управления, различные целевые программы.

Политика субъекта федерации или муниципалитета в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних включает в себя: создание правовых и социальных гарантий для несовершеннолетних; идеологическое, материально-техническое, финансовое, научно-методическое, кадровое, и информационное обеспечение учреждений и органов государственной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Основными задачами профилактики безнадзорности являются: выявление семей и несовершеннолетних, относящихся к группе социального риска, а также пресечение безнадзорности несовершеннолетних; проведение профилактической работы с лицами, систематически не выполняющими свои обязанности по воспитанию несовершеннолетних; противодействие вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность; обеспечение социально-бытового устройства несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; создание единой общегородской межведомственной информационной системы по подросткам, находящимся в трудных жизненных условиях, а также по учреждениям и организациям, способным оказать им помощь, и реабилитационным программам; разработка и реализация комплекса мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, и т. д.

В муниципальных образованиях разрабатываются, утверждаются и реализуются программы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних которые предусматривают систему мероприятий, направленных на профилактику, создание учреждений для этой цели, распределение полномочий между различными ведомствами, а также финансирование этих программ.

Важнейшим направлением профилактической работы является обеспечение трудовой занятости старших подростков и молодежи, для чего в некоторых регионах страны разработана система квотирования рабочих мест, профессиональной ориентации и начального профессионального образования подростков. Для обеспечения права на образование таких подростков развернута сеть вечерних (сменных) школ, центров образования, других образовательных учреждений, где подросток может получить начальное профессиональное и общее образование.

Важным направление профилактической работы является пропаганда и создание условий для ведения здорового образа жизни и социально полезного поведения несовершеннолетних. Безусловно, ключевая роль в защите прав и профилактике негативных проявлений среди подростков принадлежит семье, родителям и лицам, их заменяющим.

Систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних составляют: органы социальной защиты населения, опеки и попечительства, здравоохранения, образования, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, органы местного самоуправления, специализированные учреждения и организации, комиссии по делам несовершеннолетних, а также органы и учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма.

Координатором и координатором всей работы по организации профилактики являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. Эти Комиссии в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, и т. д. Призванные организовывать непосредственную профилактическую работу лишь с целевой аудиторией несовершеннолетних и семей, оказавшихся в социально-опасном положении, то есть в ситуации критической, а не трудной, комиссия должна брать на себя функции по распределению и направлению несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Органы социальной защиты населения в системе профилактики осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, создают систему специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В соответствии с ФЗ №120 именно органы и учреждения социальной защиты являются главными в деле выявления и оказания первой помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении.

В систему профилактики входят также специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Это такие учреждения, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, и т. д.

Специализированные учреждения органов социальной защиты, образования, по делам семьи и молодежи и здравоохранения для несовершеннолетних осуществляют работу с несовершеннолетними: нуждающимися в экстренной медицинской, психотерапевтической, психической, социальной помощи; испытывающими трудности в общении с родителями, сверстниками и другими лицами; не имеющими постоянного места жительства: употребляющими наркотики, спиртные напитки или другие средства, влекущие одурманивание, другими категориями детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

Органы управления образованием и образовательные учреждения в пределах своей компетенции контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, осуществляют другие действия, направленные на защиту прав детей и профилактику отклоняющегося поведения.

Образовательные учреждения создают условия для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обеспечивают их обучение по соответствующим программам; оказывают психолого-педагогическую помощь родителям, имеющим затруднения в воспитании детей; обеспечивают реализацию воспитательных и образовательных программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних; осуществляют выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения, принимают меры по обеспечению получения ими основного общего образования.

Органы службы занятости населения в системе профилактики безнадзорности несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации содействуют реализации трудовых прав несовершеннолетних, организуют их профессиональную подготовку и переподготовку, а также осуществляют иные полномочия, установленные законодательством.

Детские и молодежные общественные объединения в системе профилактики безнадзорности несовершеннолетних участвуют в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и пользуются соответствующей информационной, организационной и материальной поддержкой органов администрации.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел обеспечивают выявление обстоятельств, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними и принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению; внесение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органы власти обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними; выявление совершеннолетних лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, в том числе лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего; выявление родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, и т. д.

Учреждения дополнительного образования, культуры и спорта создают условия для организации содержательного досуга подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни, организуют коррекционные и реабилитационные мероприятия.

Участвуя в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, негосударственные некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения: осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних; способствуют утверждению у несовершеннолетних здорового образа жизни; оказывают помощь многодетным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; содействуют социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из мест исполнения наказания в виде лишения свободы или специальных учебно-воспитательных учреждений; взаимодействуют с государственными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Говоря о профилактической работе, можно выделить три уровня её организации:

1. Вся детская и подростковая популяция с 7 до 17 лет, с преимущественным вниманием к подросткам 12–15 лет, которые находятся в группе риска в силу естественных процессов взросления.

2. Дети и подростки, проводящие основную часть своего времени на улице, находящиеся в неблагоприятных жизненных ситуациях, неуспешные в школьном обучении.

3. Дети и подростки с асоциальными формами поведения, трудностями обучения; находящиеся в ситуации безнадзорности и/или беспризорности, аддиктивным поведением, жертвы насилия и агрессии.

Уровень I является по сути дела профилактическим и ориентирован на те виды активности, которые уменьшают количество детей и подростков, попавших в «группу риска» по проблемам социальной адаптации. На этом уровне могут быть реализованы следующие виды активности:

1. Школьные профилактические программы, направленные на создание здоровой развивающей социальной среды внутри школы, организацию занятости детей после окончания учебного времени, содействие развитию детских общественных инициатив и организаций, гуманизацию отношений внутри школы, привлечение школьников к управлению делами школы; проведение различных тренингов и т. п.

2. Расширение досуговых форм времяпровождения в районе.

3. Организация мероприятий по организации различных форм здорового образа жизни: дворовых спортивных соревнований, туристических походов, движения «Стартуют все», посещения музеев, театров, выставок, пропаганды различных видов самодеятельного творчества, народных промыслов и т. д.

Работа на 2 уровне направлена, с одной стороны, на выявление детей и подростков «группы социального риска» и помощь им, с другой – на организацию различных альтернативных форм досуга детей и подростков, организацию временной трудовой занятости подростков, создание коррекционно-развивающей среды.

Если первые два уровня можно в той или иной степени обозначить как превентивные, то третий уровень программы является в полной мере клиническим и ориентирован на активное вмешательство в судьбу ребенка, на активную помощь в решении его проблем. На третьем уровне решаются проблемы детей и подростков с асоциальными формами поведения; трудностями обучения; аддиктивным поведением, безнадзорностью и беспризорностью, детей – жертв жестокого обращения и насилия в семье.

Работа на этом уровне предполагает создание баз данных, индивидуальный мониторинг и сопровождение детей и семей группы риска. База данных должна содержать не только информацию о детях, но и полноценную информацию об организациях, учреждениях, фирмах, на базе которых можно было бы реализовать коррекционные программы.

На этом уровне обеспечивается также создание индивидуальных и групповых программ помощи для детей, подростков и, при необходимости, их родителей, а также разработка альтернативных форм профессиональной адаптации.

Систему работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков можно рассмотреть на примере г. Москвы, где создана и работает комплексная межведомственная программа «Дети улиц». Понятие «Дети улиц» – это объединение двух понятий.

1. «Уличный ребенок или уличная молодежь» – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широком смысле слова, включающем незанятые жилища, незаселенные места и т. д.) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты» (определение международной программы уличных детей).

2. Это также и дети, которые проводят большую часть дня на улицах, но живут дома со своими семьями или близкими. В настоящее время работа с этими детьми ведется совместными усилиями трех ведомств: сотрудники милиции выявляют и задерживают уличных детей, направляют их в медицинские учреждения, где детям оказывается необходимая помощь. После чего дети направляются в социальные приюты до определения места их постоянного пребывания (родительская семья, детский дом, приемная семья, родственники и т. д.).

Эта цепочка имеет два уязвимых места: задержание детей сотрудниками воспринимается как карательное действие и часто интерпретируется как нарушение прав ребенка. И второе – дети часто сбегают из приютов и центров временного содержания, и вновь оказываются на улице. Исходя из этого, в городе была построена практика уличной социальной работы, основной принцип которой: от карательных и репрессивных методов – союзу и сотрудничеству с ребенком. В городе появилась служба уличных социальных работников, патрулирующих места скопления детей и на принципе добровольности оказывающим им такую поддержку. С одной стороны, уличные социальные работники являются выразителями интересов уличных детей, а с другой – отражают интересы государства.

В городском центре «Дети улиц» ведется работа по внедрению опыта общественных организаций и разрабатывается проект «Уличная социальная работа» для «детей улиц». Социальный работник (и /или доброволец-волонтер, студент, практикант и т. д.) становится посредником между нуждающимся в помощи несовершеннолетним с его потребностями и обществом, устанавливает доверительный контакт, доносит до «ребенка улицы» требования общества, государства. Социальный работник выступает в двух ролях: представляет и отстаивает интересы и права «ребенка улицы» и является координатором деятельности профилактических служб.

Важными аспектами в организации государственной службы уличной социальной работы являются сознательное участие и сотрудничество представителей различных ведомств, изменение усилий этих ведомств от репрессивных и карательных действий к уважительному отношению к личности ребенка, его правам и предоставлению доступных услуг по выбору.

 



2015-11-10 3500 Обсуждений (0)
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В РОССИИ 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В РОССИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3500)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)