Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет №5. Грамматическое значение и способы выражения языка





 

Термин грамматика неоднозначен: обозначает как раздел языковедения, так и объект этой науки — объективно существующий в каждом языке строй. Последний понимается как совокупность законов функционирования всех единиц языка на всех его уровнях, либо как совокупность правил построения лексических единиц и связных высказываний и их частей.

Все эти правилы построения прямо или косвенно соотнесены с какими-то чертами передаваемого содержания. Иначе говоря, грамматические правила входят в общую систему соответствий между значением (смыслом) и особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц.

 

Элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическими значениями. Грамматические значения представлены не в отдельных словах и их отдельных формах, но в еще большей мере — в осмысленных сочетаниях знаменательных слов и в целом предложении.

 

Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличии от лексических значений выражаются попутно, как бы мимоходом. Например: двести человек - человек двести (в последнем примере словоформы те же, но изменение их порядка создает добавочное значение приблизительнсоти; одно и то же слово вперед может употребляться в разных значениях в зависимости от интонации (повелительной «вперед!», вопросительной «вперед?»).

Именно грамматические значения организуют высказывание, делают его адекватным выражением мысли.

 

Рассотрим предложение: Петров-студент. Слова, входящие в состав предложения, выражают два лексических значения. 1) Петров — имя собственное. 2) Студент — нарицательное существительное. Смысл предложения заключается в специальном сообщении того факта, что

Петров есть член класса. Мы можем выделить здесь следующие грамматические значения:

-значение утверждения факта

-значение нарочитого отождествления двух мыслимых единиц

-отнесенности факта к настоящему моменту времени

-безусловной реальности факта

-единственного числа



 

Грамматические значения выявляются в противопоставлении. Грамматические противопоставления образуют системы — грамматические категории. Они чрезвыйчано разнообразны, и по количеству противопоставленных членов (*граммем), и по способу их формального выражения, и по харктеру выраженных значений и их отношению к действительности.

 

Есть категории двучленные. В современном русском языке число (единственное, множественное), глагольный вид (совершенный, несовершенный). Трехчленные, лицо (певрое, второе, третье). Многочленные (падеж).

Чем больше греммем в одной грамматической основе, тем как правило сложнее оппозиционные отношения.

 

Есть грамматические категории, находящие выражение в формах слова простых (синтаксических) или сложных (аналитических).

Грамматические категории:

-формообразование (образование форм данного слова)

-классификационные (относящиеся к определенному классу)

 

'Граммема — образование от корня слова грамматика с суффиксом, указывающим на абстрактную единицу языковой системы. Примеры граммем — каждый из противопоставленных падежей, каждое из противопоставленных лиц и т.д.

 

По характеру передаваемых значений грамматические категории можно разделить на три типа:

1) объективые по преимуществу отражают наблюдаемые и преломляемые сознанием человека связи и отношения объективной действительности

2) субъективно-объективные отражают соотношение между описываемой ситуацией и положением субъетов — участников общения.

3) Формальные используются главным образом для сигнализации факта между словами.

 

Грани между перечисленными типами изменчивы. Граммемы большинства категорий многозначны; из своего «семантического спектра», т.е из набора потенциально присущих им в языке значений, они в речи, в разных случаях употребления «актуализируют» то одно то другое.

Не является всегда одинаковым и значение единственного числа. Чаще всего оно указывает на единичность («Рыба сорвалась с крючка»), но может употребляться и в собирательном смысле, когда говорят о некотором множестве («Торговля рыбой») и в самом общем смысле, когда противопоставление единичности и множественности оказывается несущественным («Рыба дышит жабрами»).

В других грамматических категориях типичны случаи большей или меньшей смысловой неравноценности составляющих граммем.

 

Существуют также грамматические разряды слов (сематико-грамматические и формальные).

 

Сематико-грамматические. Характеризуются сематическими особенностями, проявляющимися в грамматическом функционировании соответствующих слов. Самые крупные из этих разрядов так называемые части речи. Особое место занимают словообразовательные разряды, проявляющиеся в словообразовательной структуре.

 

Формальные разряды. Различаются по способу образования грамматических форм, входящих в них слов. Между формальными разрядами отсутстсвуют отношения смыслового простивопоставления: это параллельные способы выражения одних и тех же грамматических значений.

 

Остановимся еа взаимодействии грамматических категорий с сематико-грамматическими разрядами слов.

Один тип такого взаимодействия — модификация конкретного содержания граммем при их «накладывании» на слова.

 

Другой тип — явление сематически обусловленной дефектности граммем: иногда значение граммем и значение разряда оказываются несовместимыми или трудно совместимыми. Так, многие «имена масс» не образуют множественного числа (молоко, пух). Другие напротив не имеют форм единственного числа (духи, дрова, дрожжи).

 

Взаимодействие грамматических и лексических значений в языке совершенно естественны.

 

Грамматическая наука разделается на морфологию, или грамматику слова, и синтаксис, или грамматику связной речи.

Морфология — наука о структуре слов и его словоформ.

Синтаксис — построение, порядок, устройство, связь.

Словообразование — образование слов как лексических единиц языка.

 

В словообразовании, морфологии и синтаксисе в первую очередь выдвигаются проблемы грамматической сематики.

 

Языкознание. Маслов

 

 

Закирова





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (893)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)