Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №8



2015-11-10 791 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №8 0.00 из 5.00 0 оценок




Современные проблемы языкознания

Цель: познакомить студентов с основными проблемами и парадигмами современного языкознания, помочь ориентироваться во всем многообразии современных лингвистических концепций и научить анализировать конкретный языковой материал в рамках этих концепций.

 

Основные вопросы семинарского занятия

1. Парадигмы современной науки о языке.

2. Системно-структурная организация языка.

3. Лингвосемиотика.

4. Психолингвистика.

5. Когнитивная лингвистика.

6. Основные понятия когнитивной лингвистики.

7. Лингвистические проблемы концептуализации и категоризации знания.

8. Типы концептов и их вербализация.

9. Коммуникативная лингвистика.

10. Коммуникативные единицы языка и речи.

11. Синтаксическое и коммуникативное значения.

12. Проблемы современной прагмалингвистики.

13. Социолингвистика.

14. Язык и общество. Классификация социолингвистических факторов.

15. Социальные факторы в развитии системы языка. Современная языковая ситуация.

16. Лингвокультурология. Язык и культура: методология и теория. Спорные вопросы о взаимоотношении языка и культуры. Когнитивные аспекты лингвокультурологии.

 

Основные понятия и определения

Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

Предметом когнитивной лингвистики является человеческая когниция — взаимодействие систем восприятия, представления и продуцирования информации в слове

Концептуализация — это процесс образования и формирования концептов в сознании [Болдырев, 2004], осмысление новой информации, ведущей к образованию концепта [КСКТ, с. 93-94].

Под категоризацией понимается осмысление объектов и явлений действительности в рамках категорий — обобщенных понятий. Осуществляя категоризацию действительности, сознание человека «сводит бесконечное разнообразие своих ощущений и объективное многообразие форм материи и форм ее движения в определенные рубрики, т. е. классифицирует их и подводит под такие объединения - классы, разряды, группировки, множества, категории» [КСКТ, с. 45-46].

Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1950-х гг.

Социолингви́стика (социологическая лингвистика) — раздел языкознания, изучающий связь между языком и социальными условиями его бытования. Социолингвистика тесно связана с такими лингвистическими дисциплинами, как психолингвистика и этнолингвистика. Социолингвистика возникла в 1920-х (Афанасий Селищев), развитие получила в 1950-1970-е годы (Уриэль Вайнрайх, Уильям Лабов).

 

План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Как соотносятся между собой основные идеи теоретического языкознания в конце 20 – начале 21 вв.?

2. Соотношение между семантикой, синтактикой и прагматикой языка.

3. Синтаксическая и семантическая информация в рамках лексикографического описания языков: возможности, достижения и перспективы.

4. Дайте определение понятиям «когнитивная лингвистика», «концепт», «концептуализация», «категоризация», «дискурс».

 

Семинарское занятие №9

Методы лингвистического анализа

Цель: познакомить студентов с основными методами исследования и научить их применять на практике.

 

Основные вопросы семинарского занятия

1. Сравнительный метод.

2. Сопоставительный метод исследования.

3. Описательный метод.

4. Метод компонентного анализа.

5. Квантитативный метод (статистический).

6. Концептуальный метод.

7. Дискурсивный метод.

8. Исторический метод.

9. Оппозитивный метод. Метод оппозиций.

 

Основные понятия и определения

Сравнительно-исторический метод (или сравнительный, кросскультурный, компаративный метод) – метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этих сходств и различий. Широко применяется в исторических науках, культурологии, социологии, этнографии.

Описательный метод – один из наиболее древних и широко распространенных в любой научной дисциплине, которая изучает какие-либо факты, предметы, явления. К тому же он служит основанием для последующего применения в той или иной научной дисциплине других методов, ибо, прежде чем применить их, надо описать основные свойства рассматриваемого предмета. Описательный метод часто используется также и параллельно с другими методами исследования или вместе с ними.

Сопоставление фактов служит одним из эффективных приемов научного исследования и используется во многих отраслях знаний как универсальное средство выявления скрытых свойств и качеств изучаемого предмета. С помощью сопоставительного метода исследуются все значимые единицы языка: от фонем до предложений. Сопоставление текстов производится часто при анализе переводов. При сопоставлении могут выявляться общие черты или общие явления, свойственные как всем языкам, так и группе родственных языков.

Сущность психолингвистического метода, используемого в современной лингвистике для исследования плана содержания языка, заключается в том, что с его помощью предполагается обработка и анализ тех языковых фактов, которые можно получить от информантов, носителей языка, в результате специально организованных экспериментов. План содержания языка по своей природе концептуален, поэтому привлечение к его исследованию испытуемых не только правомерное, но и необходимое средство изучения семантики языка в целом и значений отдельных языковых единиц в частности.

Среди квантитативных методов, используемых в языкознании, следует различать количественные и статистические. С помощью количественных методов специалисты учитывают и регистрируют частоты встречающихся в текстах или в речи фактов благодаря их дискретности и повторяемости. Статистические методы используются для исследования фактов в их массовых проявлениях, с целью вскрыть закономерности (правила) появления этих фактов при функционировании языка. Статистические методы включают в себя разнообразные формулы, применяемые для выявления правил распределения языковых единиц в речи, для измерения различных как формальных, так и качественных явлений языка, для установления тех или иных тенденций в развитии и функционировании языка, для определения значимости исследуемых семантических явлений, установления зависимости между качественными и количественными, характеристиками языка. При употреблении квантитативных методов следует всегда придерживаться их основного назначения – исследовать качественное (семантическое) своеобразие рассматриваемого явления, степень интенсивности его свойств, поскольку связь между количественными и качественными показателями – один из основных законов диалектики.

Дистрибутивный метод – цель применения этого метода заключается в том, чтобы выявить семантическую общность слов на основании сходства их синтаксических потенций, которые обнаруживаются в их отношении с другими словами. Как правило, оказывается, что те слова, которые в сочетании с другими словами способны к одинаковым синтаксическим преобразованиям, обладают и одинаковыми семантическими свойствами.

Сущность и назначение метода компонентного анализа сводится к тому, что в совокупности исследуемых языковых единиц выделяются те признаки, с помощью которых одни единицы различаются между собой, другие, напротив, объединяются в группы или совокупности. Иначе говоря, описание фактов осуществляется набором признаков, входящих в их план содержания.

 

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в языкознание»

1. Лексическое и грамматическое значение.

2. Грамматические категории и формы.

3. Типы грамматических значений.

4. Принципы выделения частей речи.

5. Словосочетание.

6. Предложение.

7. Историческое изменение грамматического строя языка.

8. Язык как система и структура.

9. Развитие языка.

10. Происхождение языка.

11. Функции языка.

12. Язык и мышление.

13. Взаимодействие языков.

14. Сравнительно-исторический метод изучения языков.

15. Генеалогическая классификация языков.

16. Морфологическая (типологическая) классификация языков.

17. Методы лингвистического анализа.

18. Происхождение письма. Основные алфавиты мира.

19. Принципы орфографии. Задачи, типы транскрипции.

20. Принципы классификации языков.

21. Синтетические и аналитические языки.

22. Литературный язык и диалекты.

23. Морфема.

24. Основные типы словарей.

25. Проблемы фразеологии.

26. Социальный анализ лексики.

27. Стилистический анализ лексики.

28. Этимологическая и внутренняя формы слова.

29. Заимствования.

30. Пути обогащения словарного состава языка.

31. Табу и эвфемизмы.

32. Архаизмы и неологизмы.

33. Антонимы.

34. Синонимия.

35. Изменение значений слова.

36. Полисемия.

37. Омонимия.

38. Проблема слова. Определение, свойства и признаки слова.

39. Фонетическое членение речи.

40. Фонетические процессы.

41. Учение о фонеме.

42. Язык как система знаков.

43. Основные фонетические законы.

44. Проблемы, задачи, содержание курса и основы языкознания.

45. Проблемы современного языкознания.

46. Когнитивная лингвистика. Понятие «концепт».

 



2015-11-10 791 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №8 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №8

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (791)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)