Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №7



2015-11-10 1332 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №7 0.00 из 5.00 0 оценок




Синтаксис

Цель: Показать особенности синтаксиса как раздела грамматики. Определить предложение и словосочетание, выявить их основные типы. Рассмотреть традиционную классификацию словосочетаний.

 

Основные вопросы семинарского занятия

1. Синтаксис как раздел языкознания. Основные единицы синтаксиса.

2. Предложение и аспекты его изучения.

3. Основные типы предложения.

4. Актуальное членение.

5. Классификация словосочетаний.

 

Основные понятия и определения

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании, учение о предложении и учение о членах предложения.

Словосочетание, простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления, примыкания двух или более знаменательных слов. Грамматически господствующее слово — главный член словосочетания., а грамматически подчинённое — зависимый.

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.

(красивая шляпка, об интересном рассказе).

Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа (ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине).

Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия (петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше).

Предложение — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.

 

План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Что такое синтаксис?

2. Дайте определение синтагмы как основной единицы синтаксиса.

3. В чем состоит отличие словосочетания от предложения?

4. Что такое словосочетание? Каковы различные подходы к решению вопроса о границах словосочетания?

5. Какие словосочетания изучаются в синтаксисе? Какой раздел языкознания изучает связанные словосочетания?

6. Каковы виды словосочетаний: по характеру стержневого слова, по смысловым отношениям между его компонентами, по структуре?

7. Как связываются слова в словосочетании?

8. Что такое согласование? Примыкание? Управление?

9. Что такое предложение?

10. Перечислите основные признаки предложения, отличающие его от других структурных единиц языка.

11. Объясните как вы понимаете коммуникативную функцию предложения?

12. Что такое предикативность? Что входит в понятие «предикативности»?

13. Что такое модальность высказывания? Какими языковыми средствами может выражаться модальность?

14. Что такое модель предложения?

15. Чем отличается простое предложение от сложного?

16. Назовите структурные типы простого предложения.

17. В чем разница между односоставным и двусоставным предложениями?

18. Как называются односоставные бесподлежащные предложения? Бессказуемостные?

19. В чем разница между распространенными и нераспространенными предложениями?

20. На какие типы делятся предложения по цели высказывания?

21. Каковы типы сложных предложений?

22. Назовите и определите главные и второстепенные члены предложения. В чем разница между ними?

23. Что такое актуальное членение предложения? Актуальная информация? Тема и рема?

24. Каковы средства выделения ремы в различных языках?

 

Практические задания

1. Распределите данные словосочетания по структурным типам и по семантическим типам:

Интерес к музыке, брат товарища, родной дом, ярко блестит, сорвала цветок, скрипач из Москвы, некто в сером, рисует мастерски, скрывать тревогу, лунной ночью, пробудить интерес, заниматься спортом, прогулка верхом, нечаянное открытие, жажда славы, охота странствовать, один из них, сократить вдвое, чай вприкуску, слепой от ярости, душа нараспашку, пора вставать, рокот волн.

2. Данные словосочетания разбейте на три группы в зависимости от вида синтаксических отношений между компонентами: согласование, управление, примыкание. Какими средствами осуществляются в них эти связи?

Упасть навзничь, совет отца, вчера утром, девочка из легенды, вернуться домой, дело чести, горные вершины, построить дом, прийти на праздник, вечерний звон, мчаться стремглав, любить человека, достояние народа, лелеять мечту, безмерно счастливый, depends on you, come here, Mary's brother, look at me, these books, go away, black table, his answer, read a letter, a running boy, speak loudly, bad manners, a book cover, Klavier zu spielen, langsam gehen, die Befreiung des Volkes, schreiben den Artikel, die dunklen Tannen, sehr schwierig, roter Apfel, ein Fest geben.

3. Нижеследующие словосочетании преобразуйте в предложения, сохраняя лексическое тождество. Объясните разницу в сопоставительных парах: его приезд, хорошая погода, плач ребенка, прибытие гостей, чтение книги, постановка спектакля, решение вопроса.

4. Определите модальность предложений, какими способами она выражена?

Сидел бы ты дома. Если бы он был здесь, он мог бы позабавить нас. Луна вращается вокруг Земли. Он, вероятно, не должен был туда ходить. Возможно, ты прав. Пусть он придет попозже. Я и работай и учись, а ты будешь бездельничать? Узнай он обо всем вовремя, ничего бы не случилось. Может быть, ты успеешь на поезд? Вы, кажется, много работаете? Человек должен жить и творить. Дай мне стакан воды. Пойдем погуляем! Вон отсюда! Без тебя я не добрался бы до города.

5. Следующие предложения переведите на русский язык. Составьте структуру соответствующих предложений. Какие выводы можно сделать из этого сопоставления?

It was about 10 o’clock when they finished. How far is it to the railway station? My hat was blown into the river. He was shown the way to the station. It is a long way to the lake. I was told the news at once. It was dark and gloomy in the empty hall. This man is much spoken of. Es dӓmmert. Das Kraftwerk wird durch Wasser in Bewegung gesetzt. Es wurde ihm nicht geholfen. Man studiert in unserem Institut viele Fremdsprachen. 1781 gründete man in Leipzig das berühmte Gewandhaus. Es regnet. Es wird bald Sommer. Es wird Sonntags nicht gearbeitet.

 

 



2015-11-10 1332 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №7 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №7

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)