Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №6



2015-11-10 1831 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №6 0.00 из 5.00 0 оценок




Морфология как раздел языкознания

Цель: Познакомить студентов с сущностью грамматики. Дать основные понятия о способах и средствах выражения грамматических значений. Выявить особенности грамматического значения в противопоставлении лексическому значению. Рассмотреть традиционную классификацию частей речи.

 

Основные вопросы семинарского занятия

1. Морфология как раздел языкознания. Основные понятия морфологии.

2. Грамматическое значение и способы его выражения (порядок слов, ударение, редупликация, служебные слова, сложение и его типы, аффиксация, супплетивизм). Средства выражения грамматического значения: синтетический и аналитический способы.

3. Понятие грамматической формы слова, парадигмы. Понятие грамматической категории.

4. Части речи. Классификация частей речи.

5. Характеристика основных частей речи. Явления переходности в системе частей речи.

Основные понятия и определения

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове». Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение — обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п.

Грамматический способ — супплетивизм. Под супплетивизмом понимается выражение грамматического значения словом с другой основой: иду — шёл, человек — люди. В одну грамматическую пару объединяются разнокорневые слова. Лексическое значение у них одно и то же, а различие служит для выражения грамматического значения.

Грамматический способ редупликации (повтора) заключается в полном или частичном повторении частей слова для выражения грамматического значения. Такой способ словообразования как редупликация (удвоение корня или основы слова) в русском языке не встречается, однако, широко распространён в австронезийских языках. Так, например, в языке ниуэ от глагола ako (учить) путем редупликации образуется существительное akoako (учитель).

Грамматический способ — чередование (внутренняя флексия) представляет собой использование изменения звукового состава корня для выражения грамматического значения: избегать — избежать; собирать – собрать.

Грамматическая форма — внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют словоформой.

Грамматическая категория — это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода, одушевлённости/неодушевлённости, числа, падежа, степени сравнения; глагольные категории вида, залога, наклонения, времени и лица.

Грамматика – совокупность существующих в языке средств и способов словоизменения и правил сочетания слов в предложении; раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетаний и типы предложений.

Грамматический строй – совокупность закономерностей, определяющих способы изменения слов (морфология) и способы их соединения в словосочетания и предложения (синтаксис).

Синтетические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются в пределах самого слова (аффиксация, внутренняя флексия, ударение, супплетивизм…).

Аналитические языки – языки, в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения.

Лексическое значение – содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков.

Аффиксация – присоединение аффиксов к корням или основам.

Внутренняя флексия – изменение звукового состава корня, выражающее различие грамматических значений.

Аблаут – морфологическое чередование, играющее роль внутренней флексии.

Умлаут – чередование коневых гласных в немецком языке как средство образования грамматических форм. Выражается в палатализации корневого гласного под влиянием гласного последующего аффикса.

Парадигма – совокупность форм словоизменения одного и того же слова.

Морфема – мельчайшая значимая единица, имеющая звуковое выражение.

Аллоформ – вариант морфемы.

Аффикс – служебная морфема, т.е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматического значение корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении.

Корень слова – непроизводная основа, являющаяся носителем вещественного значения слова. Выделяется путем отделения аффиксов и вычленения общей, далее нечленимой части родственных слов.

Опрощение – изменение в морфологическом строении слова, в результате которого производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные морфемы, превращается благодаря тесной спайке морфем (корня с аффиксами) в непроизводную, морфологически нечленимую.

Переразложение – перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь производной, членится сейчас иначе, чем когда-то.

Усложнение основы – превращение ранее непроизводной основы в производную (членимую на морфемы).

 

План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Каковы два понимания термина «грамматика»? Какова связь между ними?

2. В чем состоит отвлеченность грамматики?

3. Какая сторона языка определяет его тип и почему?

4. Какова роль грамматики в процессе коммуникации и в процессии усвоения иностранного языка?

5. Что такое грамматический строй?

6. Назовите составные части грамматики?

7. Назовите единицы языка в иерархической последовательности.

8. Каковы два типа изменения слов?

9. Каков статус словообразования в языкознании?

10. Чем определяется деление языков на синтетические и аналитические?

11. Что такое лексическое значение? Грамматическое?

12. Охарактеризуйте три основные свойства грамматических значений, отличающих их от значений лексических:

общность грамматических значений для группы единиц,

обязательность выражения грамматических значений специальными языковыми средствами,

несовпадение грамматических значений тождественных разрядов слов в разных языках.

13. Каким образом можно установить грамматические значения слова, словосочетания, предложения?

14. Каким образом взаимодействуют лексическое и грамматическое значения?

15. Перечислите основные средства выражения грамматического значения

16. Какие из них принадлежат к синтетическим средствам, а какие – к аналитическим? В чем разница между ними?

17. Что такое аффиксация?

18. Что такое внутренняя флексия, чем она отличается от фонетического чередования звуков? Какие разновидности аблаута и умлаута вы знаете?

19. При каких условиях словесное ударение может быть грамматическим средством?

20. Какие компоненты интонации используются для выражения грамматических значений?

21. Что такое редупликация? Супплетивизм? При каких условиях словоформы можно считать супплетивной парой?

22. Что такое конверсия?

23. Каким образом служебные слова и порядок слов служат передаче грамматического значения?

24. Что такое грамматическая форма?

25. Почему один из элементом структуры слова может быть назван «грамматическим показателем»?

26. Проиллюстрируйте специфичность грамматических форм разных языков?

27. Что такое парадигма? Совпадают ли парадигмы слов, относящихся к разным частям речи? Слов, относящихся к одной части речи в разных языках?

28. Что такое грамматическая категория, каковы ее признаки?

29. Объясните соотношение понятий «грамматическое значение», «грамматическая форма», «грамматическая категория».

30. В каком отношении друг к другу находятся грамматические формы одной и той же категории?

31. Каким образом можно установить наличие какой-либо грамматической категории в данном языке? Что такое сема?

32. Что такое грамматические универсалии?

33. Каковы виды грамматических категорий, в чем состоит различие между ними? Какие категории относятся к каждому из этих типов?

34. Как вы понимаете, что грамматическая категория – понятие историческое?

35. Что обуславливает возможность деления слов на части речи?

36. Расскажите об истории развития теории частей речи.

37. В чем состоит отличие двух подходов к классификации слов по частям речи: логического или сугубо грамматического?

38. Приведите примеры современных классификаций слов по частям речи (академическая классификация, классификация академика В.В. Виноградова).

39. Какие критерии принимаются во внимание при делении слов по частям речи?

40. Продемонстрируйте подвижность выделяемых в классификациях разрядов слов.

41. Что такое морфема? Как соотносятся морфема, фонема и слово? На каком основании выделяются морфемы?

42. Что такое алломорф?

43. Что такое корневая морфема? Что такое аффикс? Чем аффиксы отличаются от корня? Назовите и определите виды аффиксов.

44. В чем разница между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? Что значит продуктивные и непродуктивные аффиксы?

45. Назовите и охарактеризуйте типы морфем:

по значению и функции,

по структуре и форме,

по характеру выражаемого значения.

46. Что такое опрощение? Переразложение? Усложнение? Приведите примеры.

47. Что такое валентность и дистрибуция? Каковы виды дистрибуции?

 

Практические задания

1. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами:

Стол – стола – столу, кот – коты, избегал – избежал, выходил – выхаживал, день сменяет ночь – ночь сменяет день, белый – белее – белейший, хорошо – лучше, разрезать – разрезать, иглы – иглы, иду – шел, окно – окна, говорю – говоришь – говoрит, прилежнейший – самый прилежный, напишу – буду писать, поехал – поехал бы, man – men, sing – sang, good – better – best, easy – easier – easiest, write – writes, spoke – had spoken, boy – boy’s, I – me, go – went, speaks – is speaking, girl – girls, der Mann – die Mӓnner, schreibe – schreabst – schreibt, er – ihm – ihn, viel – mehr, das Kind – des Kindes – dem Kinde, lese – las, sagte – hatte gesagt, blau – blauer – blauest, der Bube – die Buben.

2. Найдите русские эквиваленты данных слов и словосочетаний и определите, каким способом выражены в них грамматические значения: the sister, sister’s, of the sister, with the sister, about the sister, die Schwester, mit der Schwester, fur die Schwester, bei der Schwester.

3. Разделите данные ниже словоформы на синтетические и аналитические. Какие грамматические значения и как в них выражены? Будем читать, моего, было написано, трех, прочитает, настоящий, везу, дал бы, ушедший, наилучший, самый высокий, более четкий, телята, рассказывай, бросает, came, boys, more useful, women, mice, had seen, will enter, dog’s, was found, went, shorter, peoples, had been done, hat erfüllt, belingelte, Hӓuser, gibt, waren gewesen, einige, seiner, war, gekommen, ihn, Scherzer, ist gelaufen, hat umgeschrieben, sass, wurde verlegen, life, Morgens, den Gedanken, keines, ihrem, werde tun.

4. Выделите грамматические показаьели из приведенных ниже словоформ. Укажите, какие грамматические значения ими выражены: светает, деревьями, работаем, красивого, меня, шли, лба, пишущий, сделанный, будешь знать, сильнее, became, feet, reads, boy's, easier, is done, more useful, worked, arbeitet, die Trӓume, mir, sah, des Knaben, wird getan, bessser, weibliches, werde lessen, den Tagen.

5. Установите сходство и различия в образовании форм числа у чуществительных русского и французского языков: Le docteur – врач, L'ardeur – рвение, la table – стол, la fatigue – усталость, l’eau – вода, les funerailles – похороны, la troupe – отряд, les etudes – занятия, les epinards – шпинат, les mathematiques – математика, le bouton – пуговица, les annales – летопись, la fourche – вилы.

6. Переведите на английский язык нижеследующие предложения. Сопоставьте способы выражения временных отношений в обоих языках. Какие выводы можно сделать о совпадении или несовпадении грамматических категорий глагола в сопоставляемых языках:

- Этот мальчик хорошо читает.

- В данную минуту он читает записку.

- Он читает эту книгу целый месяц.

- Я читал ваше письмо.

- Когда я вошел, он читал какую-то книгу.

- Он уже прочитал письмо.

- Мальчик прочитал рассказ и пошел гулять.

- Он будет читать эту книгу.

- К концу недели он прочитает эту книгу.

7. Определите к каким частям речи относятся следующие слова: двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, пальто, хорошо, блестящий, рядом, бег, плакса, фламинго, белый, есть, evening, eighth, grass, journey, running, letter, joyful, junior, nervous, rightly, talented, speaker, merry, reddish, sorglos, wunderbar, tausend, Felsen, Tӓtigkeit, mehr, wünschen, liegende, gut, Revolution, Gesellschaft, Maler, Bewegung, schreiben, manhmal, reisen, Neben, er, was, zwanzigste.

8. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов: ножом – потом, стеной – домой, вобрать – водить, ободрать – обонять, косточка – ласточка, обобрать – отварить, chest – best, candy – sandy, stocking – speaking, really – lily, disappear – discuss, sudden – broken, only – quickly, wenig – lebendig, dicht – macht, erinnern – erleben, Mӓdchen – Eichen, eilend – wӓhrend, Antrag – Antwort.

9. Сколько разных корней в словах? Сгруппируйте эти слова по общности корня:

Вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник; вожатый, вожу, обезвоженный, унавоженный; топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить; hand, handy, handsome, handkerchief, handle.

10. Действием какого грамматического закона можно объяснить появление следующих просторечных форм: местов, у метра, польта, красившее, ширьше, плакаю, дремает, бечь.

 



2015-11-10 1831 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №6 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №6

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)