Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «История античной культуры»



2015-11-10 731 Обсуждений (0)
Тема: «История античной культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы:1. Античная программа построения наук;

2. Характерные черты древнегреческой культуры;

 

3. Художественная культура Древнего Рима;

 

1. Античная программа построения наук;

Данная программа основывалась на переосмыслении знаний, которые заимствовали греки у египтян (математические и астрологические), собственные и заимствованные с Востока мифологические и религиозные представления. Все эти знания и представления воспринимались как «темное», «запутанное» познание подлинного мира. Важной способностью и ценностью становится желание рассуждать правильно, следовать правилам истинного мышления, избегать противоречий, а если они возникали уметь снять их. На сцену истории вышло рациональное научное мышление. Именно оно стало главной пружиной, обеспечивающей развитие античной культуры. В античности всегда существовали два культурных начала – религиозно-мифологические и философско-научные представления. И оба эти начала античной культуры находились в культурном симбиозе, обеспечивающем органическое развитие античной культуры. Греческий гений нашёл изумительное решение: представить новое, современное как рожденное из старого, уходящее в него корнями. Иными словами: «Всё новое – это хорошо забытое старое».

2. Характерные черты древнегреческой культуры;

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством и временем античная культура раздвинула рамки исторического существования. Она заявила о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Нет сомнений в том, что европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического и социально-политического пространства. Она существовала в рамках особой государственной системы: города-полисы. Различие между ними было существенным: они говорили на разных языковых диалектах, имели собственные календари и монеты, почитали разных богов и героев. Но несмотря на указанные региональные различия античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности. Прежде всего античная культура «космологична». Космос выступает её абсолютом. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. У греков существовал закон, предписывающий художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – это «красота, мера, гармония». По мнению грека «красота» (прекрасное) объективно существует в настоящем мире, в её основе лежат: соразмерность, определённость, ограниченность и единство в многообразии. Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определённого. Она едина и неделима, она – характеристика совершенства. Ученый-философ Демокрит говорил: «Прекрасное есть надлежащая мера во всём». Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру. Природа Греции сама осуществляет меру. В ней нет ничего громадного, всё обозримо и понятно. Грек не угнетён безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи. Грек воспринимает мир в чётких естественных границах. Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония, что есть единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества. Античная культура – это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить всё, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается «в пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человеческое подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены пропорциональные соотношения его частей. Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин Греции называется калокагатия (Kalos-прекрасная, agathos-хороший), т.е добрый человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство. Достичь идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени. К образованию относилось освоение всех искусств: пение, музыка, танцы, поэзия, искусство счёта, речи, искусство спора. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческим телом. Такой подход определялся и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью. Так гласит греческая эпиграмма: «Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже завтрашний день… Ясно всё это поняв, человек , веселись беззаботно… И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна». Античный грек высоко ценил эти рекомендации. Античная греческая культура предполагает культ тела человека. Достаточно вспомнить, что поклоняясь богам, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики – теории красоты и гармонии. Наиболее полно телесность и пластичность были выражены в архитектуре и скульптуре, где математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. Но не с реальным человеком, здание предполагало героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина. Ещё одной чертой культуры Древней Греции является её праздничность. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Культура античной Греции представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности.

 

3. Художественная культура Древнего Рима;

Художественная культура Древнего Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом. Греки, как уже отмечалось, признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне же, в свою очередь, не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство. И сила государства выразилась прежде всего в строительстве. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура. Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Римляне ввели инженерные сооружения (мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской и сельский пейзаж. Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами.

С веками римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В конце 1 века до н.э. наступил «золотой век» римского государства. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. Конец 1 – нач. 2 в. н.э. – это время создания грандиозных архитектурных комплексов. Среди них: Колизей, Пантеон. В пору кризиса античного мировоззрения (II в. н.э.) в портрете всё чаще фиксируется индивидуализм и одухотворенность, самоуглубление и вместе с тем утонченность и усталость, характеризующие период упадка. Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Таким образом, в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, которая была характерна для античного мира.

 

Лекция 7



2015-11-10 731 Обсуждений (0)
Тема: «История античной культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «История античной культуры»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)