Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «Архаическая культура»



2015-11-10 809 Обсуждений (0)
Тема: «Архаическая культура» 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы: 1. Культурно-семиотическая концепция происхождения человека.

2. Архаическая культура и её культурологическое объяснение.

3. Табу, тотемизм, магия: их сущность, происхождение и роль в

развитии культуры.

 

 

1. Культурно-семиотическая концепция происхождения человека.

Культурологов давно интересует вопрос о происхождении человека. Ответ на него зависит от того, как понимается человек, каково его отношение к другим феноменам жизни. Если человек выделился из животного мира, то каковы были условия и факторы, обусловившие такое выделение? Возможно это было приспособление к новым условиям, труд, совместная деятельность, общение, язык. Поскольку сознание и психику человека не удалось ни вывести из физиологии,, ни свести к ней, исследователи обратились к семиотике в культурологии

Семиотика – научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы. Для культурологи представляют интерес два основных направления семиотики: социально-психологическое и теоретико-деятельностное. Сторонники социально-психологического направления (Морис, Гардинер, Бюлер, Пирс) считали, что знаком является нечто, замещающее для кого-либо что-либо по некоторому свойству или способности. Знак направлен кому-либо и создает в сознании этого лица эквивалентный знак или более сложный знак. Тот знак, который человек создает, называется интерпретатором первого знака, при этом знак заменяет собой объект. В социально-психологическом направлении знак характеризуется в контексте коммуникации. При этом выделяются основные типы знаков: знак-изображение (рисунки), знак-индикатор (дым как индикатор жилища), знак-символ (современные числа). В теоретико-деятельностном направлении семиотики знаки рассматриваются в контексте социальной деятельности и употребления. В знаках выделяются такие элементы, как знаковая форма, связь значений, объективное содержание. Знаковая форма рассматривается как представляющая объективное содержание и как объект, с которым можно действовать самостоятельно (например: мы действуем с числами в математике, а со словами в поэзии). Объективное содержание трактуется как представленное в знаковой форме и как фиксирующее сопоставление объектов с общественно-значимыми эталонами (например: в определенном числе мы фиксируем сопоставление некоторой совокупности с натуральным рядом). Связь значения соединяет оба элемента в одно целое – собственно знак. Существуют типы знаков: знаки-модели (например: числа –пальцы древних народов), знаки-символы (в арабских числах), знаки-обозначения (слова), знаки-выделения (для архаического человека это представления о душе).

Дарвиновская теория предполагает, что человек – это биологический вид, опираясь на сравнительно-анатомические данные (это сходство облика человека и обезьяны, факты эмбриологии, палеонтологические находки переходных форм от обезьян к человеку-«австралопитек, питекантроп, синантроп и др.»). Дарвиновская теория объясняет многое, но не может объяснить, как формировались сознание и разум человека, без которых «Homo sapies» т.е. человек разумный , не являлся человеком. Есть и другая концепция происхождения человека «теологическая». В Библии, основном источнике, повествование начинается с происхождения сознания (Духа), но она не объясняет факты науки (находки).

Ученые говорят о двух этапах формирования человека:

- переходная форма

- формирование «Homo sapies»

За основу все же берется теория Дарвина. Достаточно представить себе ситуацию, где сообщество обезьян спускается с деревьев в поисках пищи (для них это экстремальная ситуация), далее обезьяна сталкивается с хищником. И сигнал тревоги заставляет адаптироваться. Можно предположить, что сигналы, запускавшие совместные действия, впоследствии становились знаками (нового поведения и связанных с ним орудий, предметов). Именно так, судя по всему, формировалась и коммуникация, и знаки естественного языка (слово), и воображение, и память, помогающая создавать знаки и означать с их помощью различные ситуации и предметы. Именно адаптация к новым условиям резко меняет естественные процессы развития обезьян как биологического вида. Формируются новые типы движения конечностей, новые типы ощущений, новые действия.

Формирование «Homo sapiens» - это следующий этап. И в этой связи, точнее было бы сказать, что первый человек был не человеком разумным, а человеком культурным, «Homo kulturel». Завершение адаптации существа переходной формы расчистило почву для формирования культуры. Культура- это форма жизни, духа. Её можно назвать социальной, в которой главным является семиотический процесс (коммуникация, означение, формы знакового поведения). Особенность этого процесса в том, что он обеспечивает воспроизводство эффективных типов поведения, деятельности и жизни. Таким образом, существо переходной формы становится архаическим (культурным человеком) только тогда, когда его поведение и деятельность начинают отвечать культурным требованиям (правилам, нормам).

А теперь ответим на вопрос, что такое сознание человека? Это такой способ отображения окружающего человека мира и самого себя, определяющий его поведение и деятельность, который во-первых, удовлетворяет семиотическому процессу (т.е. фиксирует, описывает только означенные события), во вторых , удовлетворяет требованиям культуры (т.е. культурособразен, и важно, чтобы в число его культурных представлений входило бы и представление о самом человеке). Иными словами, человеческое сознание – это сознание в языковой форме, сознание культурное и сознание, как «самосознание». Дальнейшее развитие человека шло как в рамках отдельных культур, так и при смене одной культуры другой. Каждая культура, как то древняя, античная, средневековая, Нового времени – открывалась своеобразным «проектом нового человека». Поскольку в каждой культуре семиотический процесс существенно менялся, соответственно менялась психика, и телесность человека. Вопрос: от кого всё-таки произошел человек? Оказывается не верен в своей постановке. Если отвечать на этот вопрос буквально, то ответ будет таков: тело человека произошло из тела обезьяны, но правильнее говорить о предпосылках происхождения человека культурного: ими были не только находящиеся на определенной стадии эволюции сообщества обезьян, но также экстремальные обстоятельства жизни.

 

 

2. Архаическая культура и её культурологическое объяснение.

В архаической культуре (период: 50-10 тыс. лет) человек учится рисовать, считать, создает первые объяснения мира и самого себя. В этот период появляются и первые социальные формы организации людей (племенные и родовые союзы). К числу первых представлений человека об окружающем мире относят наскальные изображения (Сначала это были изображения животных, выполненные в натуральную величину и изображались только в профиль). Позднее в изображениях людей и животных прорисовываются глаза, ноздри, окраска шкур, одежда и др. предметы. Архаичный художник стремился передать предмет, рассматриваемый а) с разных сторон; б) снаружи и изнутри.

Если иметь в виду культурное сознание человека, то главным для архаического человека являлось убеждение, что все люди, животные, растения имеют душу. В соответствии с архаическими представлениями душа – это легкое, подвижное, неуничтожаемое, неумирающее существо. Как же сложилось подобное представление? Дело в том, что архаический человек постоянно сталкивался с явлениями смерти, сновидений, обморока. Как в этих случаях нужно было действовать? Ситуация была разрешена, когда сформировалось представление о душе. В свете этих представлений смерть-это ситуация, когда душа навсегда покидает собственное тело, уходит из него и её надо проводить в другую жизнь (т.е. похоронить). Поэтому и клали вместе с умершими все его вещи.

Архаического человека занимает осмысление природных явлений и событий. Так, например, он очень боится затмений солнца и луны, поэтому одушевляя их он наделяет их образами борющихся зверей. Для архаического человека, как мы уже поняли, живым было всё. А потому идея души неотделима от практики заклинания (молитвы) и практики дарения (жертвоприношение).

Как архаические люди понимали и видели окружающую их среду? Кажется, как ещё человек может видеть, если не также как мы, ведь глаза, уши вроде бы мало изменились. Но нужно различать «смотрение» как физиологический акт и «видение» как психологический и культурный акт. То, что человек некоторой культуры может увидеть, определяется возможностями этой культуры. Если сегодня мы видим внутреннее устройство машины, то архаический человек мог видеть души демонов и места их обитания. Таким образом, архаический человек видел всё пространство и среду, как населенную различными духами, между которыми существовали сложные иерархические отношения. И архаичный человек обязан был знать всех этих духов, не забывать приносить им жертвы. И всё это составляло его жизнь. До настоящего времени некоторые аборигены сохранили обычаи и верования своих архаических предков (на российской земле – это ханты, аборигены Сибири и др.)

3. Табу, тотемизм, магия: их сущность, происхождение и роль в развитии культуры.

Обсуждая проблемы становления человека и человеческого общества, мы с вами убедились, что возникновение вида «Homo sapiens» произошло благодаря общественному существованию архантропов и палеоантропов и развитию в первобытном человеческом стаде коллективной производственной деятельности. Общественное существование, являясь основным условием развития производства, в свою очередь было возможно лишь при достижении в коллективах определенной степени солидарности, что предполагает либо подчинение интересов личности интересам коллектива, либо, что предпочтительней, установление баланса личных и коллективных интересов. Достижение солидарности требовало соблюдения всеми определенных норм поведения и наличия механизмов, обеспечивающих исполнение налагаемых общественным существованием обязанностей и ограничений. Выработка таких норм и механизмов по существу и является созданием коллективных представлений, выражающих интересы общества на определенной стадии его развития, но как правило, не совпадающих полностью с интересами каждой отдельно взятой личности. Необходимо сознавать, что сами мы оцениваем поведение и идеи других, исходя, главным образом, из коллективных представлений или, в крайнем случае, в пределах границ, ими определяемых. Формирование коллективных представлений длительный, а их смена – исключительно сложный процесс, ибо в сознании каждого коллективные представления далекого прошлого продолжают сохраняться в пережиточных формах. К числу наиболее ранних коллективных представлений, генетически связанных между собой и оказавших определяющее влияние на становление и последующее развитие человеческой культуры относятся «табу, тотемизм, магия».

По-видимому, одним из наиболее ранних коллективных представлений была система немотивированных и категорических запретов, регулирующая поведение людей в первобытных коллективах и их отношение друг к другу. Такие запреты, сохранившиеся до наших дней у так называемых примитивных народов, получили в литературе название «табу», что дословно с полинезийского означает «особенно отмеченный». Понятие «табу» сложно и многозначно. Оно родилось в недрах определенного образа жизни и взаимоотношений между людьми. Наиболее полное определение «табу» дал русский этнограф Ю.И.Семенов.: «Термин «табу» прежде всего применяется для обозначения особого рода запретов совершать определенные действия и самих этих запретных действий. Кроме того этот же термин применяется для обозначения особого рода состояний, в которых, по убеждению примитивных народов, могут находится люди и вещи, а также для обозначения людей и вещей, находящихся в таких состояниях».Во-первых, «табу» не всякий запрет, а лишь запрет категорический и ничем не мотивируемый. Во-вторых, в отличие от законодательных или религиозных запретов сила, санкционировавшая «табу» неизвестна, и следовательно, вольный или невольный его нарушитель был лишен права на оправдание или покаяние. Возможно было только очищение, которое допускалось не во всех случаях нарушения «табу». В-третьих, отсутствие силы, санкционировавшей «табу», не означало, что его нарушение останется безнаказанным. Нарушение «табу» освобождало некую неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом состоянии. Эта сила карала (часто смертью) не только самого нарушителя, но и коллектив, членом которого он является. Соблюдение «табу» осмысливалось как своеобразная профилактическая мера, защищающая коллектив от смертельной опасности, которая может произойти из-за неправильного поведения отдельной личности. Возникновение первобытного человеческого стада связано с реформой половых отношений: гаремная семья обезьян и предлюдей была заменена промискуитетом (форма детопроизводства, основанная на неупорядоченных половых отношениях). Известно также, что усложнившаяся система половых запретов привела на стадии разложения первобытного человеческого стада к экзогамии (запрет половых отношений между членами родственного коллектива). Именно экзогамия сыграла важнейшую роль в развитии общественных отношений и становлении духовной культуры. Половые «табу» были не единственной сферой запретов. Существовали пищевые «табу»: не употреблять в пищу добычу до её доставки и др. Перечисленные выше формы «табу» возникли как средство обуздания животных инстинктов, которые мешали производственной деятельности, ослабляя коллектив в борьбе за существование. Иными словами, «зоологический индивидуализм» и был той неведомой, неосознанной, но вполне реальной опасностью, от которой и формирующееся, и сформировавшееся общество должно было защищаться. Таким образом, «табу» были первыми регуляторами поведения людей в первобытных коллективах, их отношений к коллективу и друг к другу.

В современной этнографической литературе под тотемизмом принято понимать архаичную форму религии – комплекс верований, обрядов, мифов, основанных на представлениях о тесной родственной связи какой-либо группы людей (род, племя)с определенным видом животного, растением или с неодушевленным предметом. В коллективе, имеющем общий тотем, поддерживалась строгая экзогамия, действовало и «табу» на убийство и вообще на причинение вреда сородичам. В условиях развитого тотемизма существовали атрибуты культа: типовые обряды, тотемические мифы, священный центр, где хранились реликвии. Так в чем же сущность тотемизма, когда и почему он возник и какова его роль в становлении и развитии человеческого общества и человеческой культуры? При всем многообразии мнений о происхождении и сущности тотемизма большинство исследователей сходятся в том, что рассматривают тотемизм как исторически первую «форму осознания связи коллектива, его единства, его противоположности другим коллективам». Тотемизм как бы цементировал первобытный коллектив – коллектив становился не совокупностью индивидуальностей, определяющих его лицо, а силой противостоящей индивидуализму. Пережитки первобытного коллективизма, отголоски тотемического принципа всё ещё живут в нас. Но разве единство и солидарность перестали быть общественным идеалом, и разве мы не видим разрушительных последствий резкого взаимного отчуждения? Осознание первобытным коллективом связи с территорией проживания, а также со всеми природными объектами, находящимися на ней является важнейшим этапом социального и культурного развития человека. Ведь это означало, во-первых, что человек осознал себя частью видимого, обозримого и осязаемого им мира. Но не центром, а частью наряду с животными, растениями и др. Во-вторых, с осознания единства клана и занимаемой им территории начинается формирование чувства Отечества, чувства Родины. Большинство исследователей, считая тотемизм первой формой религии, полагают, что поскольку до появления «Homo sapiens» и раннеродовой общины возникновение религиозных представлений было невозможно, то тотемизм возник в раннеродовой общине, закрепив и санкционировав сложившиеся в ней общественные отношения. Он развивался и видоизменялся по мере развития родового общества.

В современных отечественных нормативных источниках «магия» (от греч. волшебство) – «обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы». Существует мнение, что магия возникла в коллективах неадертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактное мышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий, т.е. та самая рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный и постоянно развивающийся человеческий разум от «рассудочной» деятельности и «знания» животного. С позиций концепции о существовании первобытного мифологического сознания возникновение магии-естественный этап духовного развития человечества. Но для правильной оценки этого феномена нужно отличать собственно магию как идею, как форму осознания окружающего мира от магических технологий, средств и методов реализации этой идеи. В собственно в магии проявилось убеждение первобытного коллектива в принципиальной возможности человека воздействовать на природу, других людей, животных, растения и т.д. Магия была, по сути, мятежом, вызовом формирующегося человека природе и собственному естеству. И орудием этого мятежа человек избрал магические технологии, которые исследователи называют «отрицательной магией». В процессе развития обретающий все большую уверенность в своих силах, единый коллектив вводит в форме тотема самопочитание. На этой основе начался период расцвета, период господства магии, выражающий идею господства человеческого коллектива над природой. Но существовала идея общественной опасности: природные явления, болезни и др. Они, по-видимому, осознавались как таинственные непонятные силы, которых следует остерегаться, а главное обладать средствами борьбы с ними. Так возникают формы магической практики: обряды, танцы, песни, заговоры. У человека формируется осознание своей силы, своего исключительного положения-истоки грядущей человеческой гордыни.

Лекция 5



2015-11-10 809 Обсуждений (0)
Тема: «Архаическая культура» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «Архаическая культура»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (809)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)