Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «Культурология как наука»



2015-11-10 555 Обсуждений (0)
Тема: «Культурология как наука» 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1

Вопросы: 1. Предмет и научный статус культурологии.

2. Методология изучения культуры.

3. Типология культуры.

1. Предмет и научный статус культурологии

Наука возникает тогда, когда есть некое явление, иными словами, предмет, целесообразность изучения которого обусловлено общественной потребностью, значительностью его функциональных свойств.

В традиционных науках все просто. Например, в философии знание сфокусировано на человеческом измерении бытия, в эстетике – это область прекрасного, в этике –морали, религиеведение занимает феномен веры. В таком случае предметом культурологи надо считать культуру. Но ведь человек, добро, красота, вера, истина как раз и составляют ядро понятия «культура». Следовательно, понятие «культурология»- это и есть некое единство философии, эстетики, этики и целого ряда других гуманитарных дисциплин. Но чтобы стать целостной системой знания должна быть доминанта, организующая и скрепляющая эту целостность. Очевидно, ею может быть только философия. Словом, культурология прежде всего философская наука. Отсюда соответствующие приоритеты, касающиеся её предмета, сферы приложения, методологии, цели, научных и социально-ценностных качеств.

Культурология, как наука представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, предметом которых является выявление природы возникновения, развития и трансформации, прежде всего духовных сфер социума. Она является междисциплинарной областью научного знания. Для неё характерно выявление основных принципов анализа культурологического материала, его классификации, типологизации, а также вычленение основной культурологической проблематики.

Культура – слово древнелатинского происхождения в переводе имеет несколько значений.:

1. возделывание, обработка;

2. земледелие;

3. воспитание, образование;

4. почитание, культ.

Данные варианты перевода определяют феномен культуры различным образом, акцентируя в нём как материальное, так и духовное начало.

Со временем слово «культура» приобрело более расширенное толкование, так как возделывать, улучшать можно не только землю, но и духовный мир человека. В Древней Греции под тем, что современники именуют культурой, понимали совокупность навыков и умений, воспитанность. В Древнем Риме и в Средние века понимали как высокая степень цивилизованности. В эпоху Возрождения – как совершенствование универсальной индивидуальности, в XVII веке – как процесс просвещения умов, в XIX веке – некоторые философы считали культуру формой духовного самовыражения человека и общества. В XX веке существовало огромное количество различных подходов к осмыслению феномена культуры (аксиологический, социологический, социально-антропологический, функциональный, нормативный, информационно-коммуникативный, семиотический, деятельностный, процессуально-динамический), что и свидетельствует о её полисемантичности.

 

2. Методология изучения культуры.

Многообразие проявлений культуры предопределяет множественность подходов и аспектов в методологии её изучения. А привлечение частнонаучных методов способствует усовершенствованию аналитического аппарата науки о культуре.

Культурологический метод представляет собой интегративный метод анализа, ближе всего тяготеющий к историко-философской традиции, в рамках которого происходит описание , обобщение и систематизация данных эмпирических исследований культуры.

Философский метод выражает необходимость осмысления культуры с познавательной точки зрения и выявления наиболее общих закономерностей функционирования.

Социологический метод позволяет определить взаимоотношения различных социальных слоёв и групп в культуре, включающая демографические, широко применяя для изучения различных культурных явлений и процессов многообразие социологических методик.

Аксиологический метод (теоретико-ценностный) акцентирует внимание преимущественно на моментах отношения, оценки, т.к. все явления культуры носят ярко выраженный ценностный характер. В связи с этим вышеназванный метод имеет широкое хождение в теоретических исследованиях культуры.

Психологический аспект анализа обращает внимание на специфику восприятия выразительности культурных форм, на механизмы закрепления и хранения в памяти общества или отдельного субъекта культурных феноменов, их влияние на поведение человека.

Системно-структурный анализ позволяет обозначить все компоненты и отношения внутри системы культуры и отдельных её образований, выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и качество взаимодействия.

Семиотический подход характеризует явление культуры прежде всего со стороны его знаково-символической природы. Этот подход дает возможность проследить превращение реального культурного факта, события, явления, предмета в знак, проанализировать его смысловое наполнение и пути превращения в символ.

В информационном методе акцентируются моменты, связанные с рассмотрением культурных явлений как носителей специфической информации, которая может быть определённым образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях искусства.

Каждый из этих методов в силу своей универсальности соотносим и может быть использован в различных направлениях анализа по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции и др.

 

3. Типология культуры.

Типология культуры – это качественно содержательная характеристика конкретно-исторических форм бытования культуры.

Конкретно-исторический тип культуры – это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей.

Природно-символический тип культуры ранние формы культуры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценностей в природных явлениях (растворенность духа в природе по Бердяеву).

Антропокосмогонический тип культуры- античные формы культуры, выражающие единство природнокосмического и человеческого начал.

Христианско-религиозный т.к. – это культура раннего и развитого Средневековья, основанная на христианской доктрине.

Универсально-гармонический т.к. – культура эпохи Возрождения, утверждающая идеалы гуманизма, титанизма, человеческого духа, универсальности, индивидуальности.

Протестанско-реформистский т.к. – культура, отразившая идеи протестантизма, оппозиционность религиозно-реформаторского движения против консервативно-деспотической идеологии католицизма. Реформация заложила основы свободомыслия и правового государства.

Рационально-нормативный т.к. – культура строго подчиняющаяся и регламентируемая господствующей идеологией абсолютизма, преимущественно рациональная и нормативная.

Критико-просветительский тип к. – культура провозглашающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просветительские, демократические идеалы.

Романтически-утопический т.к. – система мировосприятия, возникшая в результате разочарования итогами буржуазных революций в Европе, не оправдавшими просветительских идей совершенствования человека и общества.

Индивидуально-прагматический т.к.- система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений, когда доминирующими становятся институт частной собственности, прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость.

Демократически-технотронный т.к.- современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся двуединым влиянием техники: позитивно-демократическим и негативным.

Тоталитарно-бюрократический т.к.- официальная культура, подчиняющаяся строгим установкам господствующей идеологии.

 

 

Лекция 2



2015-11-10 555 Обсуждений (0)
Тема: «Культурология как наука» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «Культурология как наука»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)