Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о психике и ее эволюции



2015-11-10 1175 Обсуждений (0)
Понятие о психике и ее эволюции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психическое явление– субъективное переживание или элементы внутреннего опыта субъекта.

Психические процессы и явления, течение или проявление которых не отражается в сознании человека, называютсянеосознаваемыми процессами.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности.

Физиологические основы психики.

1. Строение нейрона (см. рис. 1).

 

Рисунок 1. Строение нейрона.

 

2. Виды нервной ткани:

· белое вещество образовано нервными волокнами в миелиновой оболочке;

· серое вещество образовано телами нервных клеток и дендритами.

3. Общий план строения нервной системы (см. рис. 2).

 

Нервная система
Центральная нервная система (ЦНС)
Периферическая нервная система (ПНС)

Рисунок 2. Строение нервной системы.

Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

Нервные узлы – скопления тел нейронов за пределами ЦНС.

Нервные окончания:

· рецепторы – концевые окончания дендритов в органах, воспринимают раздражение и преобразуют их в нервный импульс (электрический сигнал);

· эффекторы –концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

5. Головной мозг (см. рис. 3, табл. 3) располагается в мозговом отделе черепа. Его средний вес – 1360 г. Из основания черепа выходит 12 пар черепных нервов.

 

Волокна проводящих путей
Кора мозжечка
Подкорковые ядра
Кора больших полушарий
Головной мозг
Белое вещество
Серое вещество

Рисунок 3. Строение головного мозга.

Таблица 3. Строение и функции головного мозга.

Отделы мозга Структуры отделов Функции
Ствол мозга Задний мозг Продолговатый мозг:находятся ядра серого вещества с отходящими парами черепно-мозговых нервов: XII – подъязычных; XI – добавочных; X – блуждающих; IX – языкоглоточных. Проводниковая – связь СМ и вышележащих отделов ГМ; Рефлекторные: 1) регуляция деятельности дыхательной, сердечнососудистой и пищеварительной систем; 2) пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания; 3) защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота.
Варолиев мост содержит ядра: IIIV – слухового; IIV – лицевого; IV – отводящего; Y – тройничного нервов. Проводниковая: содержит восходящие и нисходящие нервные пути и нервные волокна, соединяющие полушария мозжечка между собой и с корой больших полушарий. Рефлекторная:отвечает за вестибулярные и шейные рефлексы, регулирующие тонус мышц, в т.ч. мимических мышц.
Мозжечок:полушария мозжечка соединены между собой варолиевым мостом. Снаружи – кора мозжечка (серое вещество), внутри – белое вещество с вкраплениями ядер серого вещества. Координация произвольных движений и сохранение положения тела в пространстве. Регуляция мышечного тонуса и равновесия.
Ретикулярная формация – сеть нервных волокон, оплетающих ствол мозга и промежуточный мозг. Обеспечивает взаимодействие восходящих и нисходящих путей мозга, координацию различных функций организма и регуляцию возбудимости всех отделов ЦНС.
Средний мозг Четверохолмие с ядрами первичных зрительных и слуховых центров. Ножки мозгас ядрами: IV – глазодвигательного; III – блокового нервов. Проводниковая. Рефлекторные: 1) ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражители; 2) регуляция мышечного тонуса и позы тела.
Подкорка Передний мозг Промежуточный мозг: а) таламус (зрительный бугор) с ядрами II-й пары зрительных нервов. Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств. Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации. Регуляция эмоционального поведения.
б) гипоталамус. Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций организма. Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма. Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие). Участие в смене сна и бодрствования.
Базальные ганглии (подкорковые ядра). Роль в регуляции и координации двигательной активности (вместе с таламусом и мозжечком). Участие в создании и запоминании программ целенаправленных движений, обучения и памяти.
Кора больших полушарий Древняя и старая кора(обонятельный и висцеральный мозг): содержит ядра I-й пары обонятельных нервов. Древняя и старая кора вместе с некоторыми подкорковыми структурами формирует лимбическую систему, которая: 1) отвечает за врожденные поведенческие акты и формирование эмоций; 2) обеспечивает гомеостаз и контроль реакций на самосохранение и сохранение вида; 3) влияет на регуляцию вегетативных функций.
Новая кора. 1) осуществляет высшую нервную деятельность, отвечая за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связаны с деятельностью коры; 2) осуществляет восприятие, оценку и обработку всей поступившей информации от органов чувств; 3) координирует деятельность всех систем организма; 4) обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой.

6. Рефлекс –ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Рефлекторная дуга(см. рис. 4) путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

 

Рисунок 4. Рефлекторная дуга.

Звенья рефлекторной дуги:

- рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;

- чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру;

- нервный центр (спинной или головной мозг) – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на (вставочные в случае трехнейронной рефлекторной дуги), двигательные нейроны;

- двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу;

- рабочий орган (мышца или железа) – реагирует на полученное раздражение.

7. Общий план строения анализатора(см. табл. 4).

Анализатор –система чувствительных нервных образований, воспринимающая и анализирующая различные внешние или внутренние раздражения.

 

Таблица 4. Строение анализатора.

Название отдела Орган Функция
Периферический отдел Рецепторы органа чувств Получают информацию об окружающей среде в виде химических (обоняние, вкус), механических (слух, тактильные ощущения) и световых (зрение) сигналов. Преобразуют сигналы в нервные импульсы.
Проводниковый отдел Чувствительные нервы Осуществляет передачу нервных импульсов от периферического отдела к коре больших полушарий.
Центральный отдел Специализированные (специфические для каждого анализатора) перцептивные и интегративные зоны коры больших полушарий Возникновение сенсорного образа. Построение целостной картины окружающей действительности.

Сознание –это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Основные характеристики сознания: активность, интенциональность, рефлексия, критичность.

В филогенезе сознание появляется в процессе труда.

Труд –это специфический присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Самосознание –осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Самосознание –процесс осознания своего «Я» во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми.

Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку, самовоспитание.

Самосознание характеризуется своим продуктом – «Я–образом» или «Я–концепцией».

Я-концепция – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и отношение к себе.

Я-концепция –целостный образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.

 



2015-11-10 1175 Обсуждений (0)
Понятие о психике и ее эволюции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о психике и ее эволюции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)