Физиологические основы речи
Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида в направлении увеличения подвижности губ и языка за счет: 1. укорачивания и расширения нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную; 2. развития подбородочного выступа; 3. уменьшением клыков и др. Системы, обеспечивающие звук, делят на: 1) периферические: · голосовой аппарат:органы дыхания (легкие, бронхи и трахея), гортань (4 хряща и голосовые связки), полость рта и носа (язык, зубы, губы); · орган слуха(слуховые рецепторы). 2) центральные– речевые центры в коре больших полушарий (лобные доли): · слуховой центр Вернике –обеспечивает различение звуков речи; · центр Брока –двигательный центр речи. Рисунок 9. Виды речи. Функции речи:коммуникативная, индикативная, предикативная, семантическая, эмоционально-выразительная. Развитие речи у ребенка: 1. Период подготовления словесной речи (с 0 до конца 1-го года жизни). 2. Период первоначального овладения языком и формирование расчлененной звуковой речи (с 2 до 3 лет). 3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (с 3 до 6 – 7 лет). 4. Период овладения ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе (с 7 лет). Б. Бернстайн считает, что социализация зависит от речевого кода, который навязывается человеку его ближайшим окружением и определяет не только восприятие мира, но и способность переходить из одного социального класса в другой, т.е. его социальный успех. При этом он выделяет «разработанный код», который соответствует стандартному или литературному языку, и «ограниченный код» – просторечие, которое составляет язык социальных слоев, не получивших специального образования. Основными признаками ограниченного кода являются: отсутствие сложных синтаксических структур, незначительное количество именных и глагольных групп и т.д. Этот код не способствует выражению сложных, интимных отношений, что действительно ограничивает социальные возможности субъекта. Представители среднего социального класса пользуются «разработанным кодом», но могут при необходимости пользоваться и «ограниченным». Представители низшего класса могут пользоваться только «ограниченным кодом». Обнаружив различия в речевых кодах «средних» и «низших» слоев, Б. Бернстайн утверждает, что успехи и неудачи в области образования и воспитания детей во многом зависят от их языковой компетенции, детерминируемой той социальной средой, в которой родился и воспитывался ребенок.
Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте. Основные характеристики внимания: избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость. Виды внимания: - произвольное; - непроизвольное; - послепроизвольное. В процессе обучения и воспитания стоит учитывать пути управления вниманием: а) организация учебного материала (его структурирование, подбор ярких примеров и т.д.); б) использование технических средств обучения; в) организация деятельности обучающихся (темп, ритм, смена деятельности и т.д.); г) организация деятельности педагога (организация устной и письменной речи, методы педагогического воздействия и оценки и т.д.); д) формирование у учащихся навыков контроля и самоконтроля; е) формирование у учащихся мотивации учения, устойчивых интересов к учебной и др. видам деятельности.
Память – сложный познавательный процесс запоминания, организации, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания обретенного опыта, позволяющий повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.
Рисунок 10. Виды памяти. Мнемоника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Интересную систему запоминания создал греческий поэт Симонид. Когда ему нужно было что-то запомнить, он помещал информацию в комнаты хорошо знакомого дома. По преданию Симонид был в гостях. Внезапно его вызвали по неотложному делу. Едва он вышел за порог, как раздался сильный подземный толчок, и дом, где он только что пировал, рухнул. Все гости оказались погребенными под обломками. Чтобы назвать всех погибших, Симонид мысленно представил план помещения, где шел пир, и тот час в его памяти ожила картина, кто где сидел, и он смог указать, какие останки кому принадлежали. С тех пор все, что ему следовало запомнить, Симонид помещал в комнаты представляемых знакомых домов и по мере надобности извлекал оттуда запоминаемые объекты. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия Наполеон мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен. Математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30 – 40 партнерами одновременно. Несколько лет назад во Франции в Лилле в присутствии авторитетного жюри математик Морис Дабер соревновался с ЭВМ. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7 арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты 43 секунды, а ЭВМ 7 задач – за 5 минут 18 секунд.
Мышление – высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятии, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, т.е. функцию общения. Особое значение приобретает его выражение в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли книга – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди. Мышление – всегда решение какой-либо задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из проблемной ситуации. Виды мышления: - наглядно-действенное; - наглядно-образное; - словесно логическое. Образное мышление в виде образов, восприятий и преставлений существует у высших животных. Человеческое мышление – речевое. Язык, речь – материальная оболочка мысли. Но мышление и речь – не тождественны друг другу. Основные формы мышления: - понятие; - суждение; - умозаключение. Умственные действия, используемые в процессе мышления, называются мыслительными операциями. Это: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация. К числу особенностей мышления относятся: широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.
Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции отличаются: - по яркости протекания; - по продолжительности; - по степени осознанности; - по устойчивости. К основным видам эмоций относят: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы, поэтому также выделяют активизирующую и тормозящую функции воли. Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные (сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п.), а также выразительные движения (при гневе непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться). Отличительные признаки волевых действий: - уровни сложности (не всякая цель достигается сразу); - преодоление внутренних и внешних препятствий; - сознание значения поставленной цели, за которую нужно бороться, сознание необходимости достичь ее. Воля человека характеризуется определенными качествами: - сила воли; - целеустремленность; - инициативность; - самостоятельность; - решительность; - последовательность действий.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |