Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая теория деятельности



2015-11-10 566 Обсуждений (0)
Психологическая теория деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Деятельность –это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Действие – произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

Задача – данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

Мотив – осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

В процессе развития каждой потребности выделяют два этапа:

1. Этап до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность;

2. Этап после этой встречи.

На первом этапе потребность для субъекта скрыта. Человек может испытывать чувство напряжения, дискомфорта, беспокойства, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в поиске чего-либо, что снимет имеющееся напряжение. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которым и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечиванием потребности.

В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Мотив есть предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту.

 

Психические процессы.

 

Ощущение –чувственное отражение объективной реальности.

Виды ощущений:

- интероцептивные;

- проприоцептивные;

- экстероцептивные (контактные, дистантные).

 

Перцептивный отдел коры головного мозга
Чувствительный нерв
Рецепторы, расположенные в каком-либо органе чувств

Рисунок 5. Физиологические основы ощущений.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителя.

Различают два вида чувствительности:

1. Абсолютная чувствительность– способность ощущать слабые раздражители.

2. Чувствительность к различию– способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Восприятие – целостное отражение объективной реальности при непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия (по способу существования материи):

- восприятие движения;

- восприятие пространства;

- восприятие времени.

Представления – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего образа.

Свойства представлений:наглядность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность образа.

Функции представлений: сигнальная, регуляторная, настроечная.

Виды представлений.

I. Классификация по видам анализаторов:

· слуховые;

· зрительные;

· вкусовые;

· обонятельные;

· осязательные.

II. Классификация по степени обобщенности:

· единичные – представления, основанные на наблюдении одного предмета;

· общие – представления, обобщенно отражающие свойства сходных предметов.

III. Классификация по степени волевых усилий:

· непроизвольные – представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека;

· произвольные – представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Воображение(см. рис. 6) это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

 

Виды воображения
По степени волевых усилий
По степени активности
Преднамеренное
Непреднамеренное
Активное
Пассивное
Воссоздающее Творческое Мечта
Грезы
Сон Дремотные состояния

Рисунок 6. Виды воображения.

Создание образов воображения проходит два основных этапа:

1 этап– анализ – расчленение имеющихся представлений, на составные части.

2 этап– синтез – преобразование образов и составляющих их частей в новые комбинации с использованием следующие основных механизмов: агглютинация, увеличение или уменьшение объекта или его частей, включения уже известных образов в новый контекст, схематизация и акцентировка.

Речь –это процесс общения людей посредством языка.

Язык –это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Этапы развития речи:комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, собственно звуковая речь, письменная речь.

Время и место возникновения письма точно не установлены. Считают, что первые письмена появились у шумеров (IV тысячелетие до н.э.) и у древних египтян (вторая половина IV тысячелетия до н.э.).

По традиционной классификации выделяют три основных вида письма:

1. Пиктографическое (от лат «пиктус» – нарисованный и греч. «графио» – пишу). В настоящее время таким письмом пользуются североамериканские индейские племена.

 


Рисунок 7. Фрагмент послания североамериканских индейских племен президенту США.

 

Содержание послания из рисунка 7 таково: семь племен (их представляют семь животных, именами которых называются племена) просят разрешения на переселение в район трех озер (нижний левый угол); племена единодушны в своем желании (на что указывают линии, соединяющие головы и сердца животных, – знак единство их мыслей и чувств).

2. Идеографическое письмо (от греч «идея» – понятие, «графио» – пишу). Каждый иероглиф обозначает фразу или слово в любой грамматической форме, а, следовательно, их значение, идею. Такое письмо использовалось в древнем Египте и Китае.

 


Рисунок 8. Знаки идеографического письма древних египтян (IV-III вв. до н.э.).

 

3. Фонетическое письмо с двумя подтипами:

· слоговое – один знак обозначает слог. Таким письмом пользуются в Японии, Индии, Эфиопии;

· звуковое или буквенно-звуковое письмо, например, русское, армянское, немецкое. Создание буквенно-звукового письма приписывается финикийцам. К финикийскому письму восходит древнегреческое письмо, на основе которого было создано старославянское письмо, а русское письмо является непосредственным продолжением старославянского.



2015-11-10 566 Обсуждений (0)
Психологическая теория деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая теория деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)