Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ





 

Заглавие учебников, монографий, официальных документов, стенограмм конференций и др. источников могут состоять, как из одного предложения, так и из нескольких, то есть быть сложными по своей структуре. Если между такими предложениями заглавия отсутствуют знаки препинания, то при библиографическом описании их необходимо отделять друг от друга точками.

При составлении списка использованных источников, необходимо обозначать их физическую форму, то есть в чем представлен был изученный материал, к примеру: [текст], [электронный ресурс], [рукопись], [видеозапись], [звукозапись], [кинофильм], [мультимедиа], [карты] и др. Общее обозначение материала следует приводить сразу после основного заглавия с прописной буквы в квадратных скобках.

Вместе с тем, нередко приводятся сведения, относящиеся к заглавию, к примеру:

- Противодействие торговле людьми в Российской Федерации [текст]: научный докл.

- Чашин А.Н. Возбуждение уголовного дела, приостановление, возобновление и окончание предварительного расследования [текст]: учебное пособие

Инновации в науке, производстве и образовании: сб. тр. Научно–практ. конф.

Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации [текст]: сборник материалов судебной практики

Таким образом, к сведениям, относящимся к заглавию предшествует знак двоеточие. Каждым последующим разнородным сведениям о заглавии, также предшествует знак двоеточие.

Например:

Сам себе адвокат [текст]: справочник на все случаи жизни: спец. выпуск газеты «Народный совет» 2013

Кони А.Ф. Обвинительные и судебные речи [звукозапись]: серия «Юридическая академия»: читает И. Прудовский: аудиокнига

Между тем, если у автора возникнет необходимость в том, чтобы как-то больше раскрыть и пояснить основное заглавие, жанр произведения, вид документа и т.п., то действующие государственные стандарты в сфере библиографического описания допускают подобные сведения сформулировать лично на основе анализа документа, но в этих случаях их заключают в скобки. Итак:



Введение в психоанализ [текст]: лекции: [перевод]

Относительно других сведений, касающихся ответственности (сведения о редакторах, иллюстраторах, переводчиках, художниках, других лицах и организациях, выполняющих одну и ту же функцию или имеющих одну и ту же степень ответственности) следует приводить в списке использованных источников в той последовательности, которая указана в предписанном источнике информации сокращая общеизвестные слова согласно принятым обозначениям и сокращениям. При этом перед первыми сведениями об ответственности принято ставить косую черту, а последующие отделять друг от друга точкой с запятой, внутри же предусматриваются запятые.

К примеру:

/ под ред. докт. юрид. наук., проф. Ю.Е. Винокурова.

/автор сост.: Островский А.

/ сост., ред. и авт. предисловия Л.М. Гудошников

/ сост.: А.В. Борисова, К.И. Козак, Г.Л. Стучинская; документы и фотоматериалы Исторической мастерской Международного образовательного центра им. ЙоханнесаРау; по заказу и финансовой поддержке Министерства информации Республики Беларусь

/Русский Фонд Содействия Образованию и Науке

/ фото С. Покровского; текст О. Тимошенко; пер.: Е.М. Емельянова (англ.), Н.А. Макарова (нем.), В.Ф. Кочнов (пол.)

/ М-во образования и науки Рос. Федерации; сост. Т.И. Хромова; под ред. Т.К. Петрова, ил. А.О. Никоненко; сост. Программы Т.А. Крюков)

 

Сведения об издании следует приводить в формулировках и в той последовательности, которая указана в источнике. Такие сведения, зачастую обозначаются понятием «издание» либо «версия», «вариант», «выпуск», «редакция», «репринт». Номер издания правильнее записывать в арабской цифровой форме с добавлением соответствующего окончания, к примеру: Изд. 11-е или 5-е изд., 2-я ред. и т.п. Данные сведения, указывают после предыдущих сведений об области издания и отделяют запятой.

К примеру:

. – 7-е изд., испр. и доп.

В целом, если объединить указанное со сведения об ответственности, то обозначенное будет представлено следующим образом:

/ сост., ред. и авт. предисловия Л.М. Гудошников. – 7-е изд., испр. и доп.

Выходные данные источника содержат информацию о месте и времени публикации, об издателе, распространителе, изготовителе и др. При оформлении списка использованной литературы в студенческой письменной работе необходимо указывать только название места издания, название издательства, и дату издания. При этом если в источнике обозначено несколько мест издания и издательств, допускается указать только первое, и допечатать словами [и др.]. Если же указываются полные сведения, каждое место с изданием отделяется от последующего точкой с запятой.

Например:

. – М.: Издат. Дом «Городец», 2010.

.- М.: «Городец»; Челябинск: «Социум», 2010.

. – Ставрополь: СевКав ГТУ, [и др.]

Если место издания не установлено, приводится в квадратных скобках предполагаемое место издания со знаком вопроса:

. – [Н. Новгород?]

При отсутствии таких сведений следует указывать в квадратных скобках название страны или следующее сокращение – [Б.м.], что значит «без места»:

. – [Россия]

. - [Б.м.]

То же самое и при отсутствии сведений о наименовании издателя, однако, в данном случае применяется другое сокращение – [б.и.], что значит «без издателя»:

. –Самара: [б.и.]

. – [Б.м.: б.и.]

Сокращения - [Б.м.], [б.и.] - распространяется на неизданные и неопубликованные материалы.

В свою очередь, сокращение «без года» [б.г.] не приводят ни в каком из перечисленных случаев, если же все-таки конкретный год издания не указан, необходимо сослаться на предполагаемый год исходя из анализа публикации, с соответствующими пояснениями, например:

, [2009?]

, [1987 или 1989]

, [между 2008 и 2009]

, [199-]

, [18--]

Изучая в ходе проводимого исследования многотомные, объемные документы, издания, следует придерживаться следующих сокращений, например: Вып. 5, разд. 3, Л. 12, Сб. 5-Н, Ч. 5/1 и т.п. При этом если у тома, раздела имеется свое частное название, то после соответствующего обозначения тома, части и т.п. ставится знак двоеточие и затем указывается название:

кн. 3: Проблемы правоприменения

В целом, библиографические сведения об источнике следует представить ниже следующим образом:

Симонов К.М. Живые и мертвые [текст]: роман в 3-х кн. Кн. 3: Последнее лето. – М.: Худож. лит., 1989. – 589с.

В случае если автор при написании работы использовал только какую-то определенную часть многотомного издания, либо, к примеру, определенные главы или часть главы, отдельные положения материалов круглого стола, заметки, отклики, высказывания, то в таком случае, сведения об отдельных частях приводят в примечании к описанию и соединяют с ним словами: «Содерж.:», «Из содерж.:»

Свадковский Б.С. Учебное пособие по судебно-медицинской стоматологии [текст]. – М.: Медицина, 1974. – С.175. - Из содерж.: Гл. 2: Судебно-стоматологическая экспертиза повреждений мягких тканей. Огнестрельные повреждения. – 39-41; Гл. VI: Идентификация личности по стоматологическому статусу и пограничные с ней вопросы. Установление возраста, пола и профессии по стоматологическому статусу. - С. 129-142.

Наиболее распространенные слова, подлежащие сокращению при библиографическом описании источников информации:

 

август – авг. автор – авт. автореферат – автореф. административный – адм. академик – акад. академия – акад. аннотация – аннот. апрель – апр. архив – арх. ассоциация – ассоц. аудиовизуальный - ав. брошюра – бр. бюллетень – бюл. введение – введ. Вестник – вестн. видеокассета – вк. включительно – включ. вступление – вступ. выпуск – вып. выпускные данные – вып. дан. выставка – выст. высший – высш. выходные данные – вых. дан. газета – газ. город – г. городской – гор. государственный – гос. декабрь – дек. диаграмма – диагр. дискуссия – дискус. диссертация – дис. доклад – докл. доктор – д-р. документ – док. допечатка – допеч. дополнение – доп. доработка – дораб. доцент – доц. ежедневный – ежедн. журнал – журн. заведующий – зав. заглавие – загл. заместитель – зам. замечание – замеч. западный – зап. записки – зап. известия – изв. извлечение – извлеч. издание – изд. издатель – изд. издательство – изд-во. изложение – излож. изменение – изм. изображение – изобр. изобретение – изобрет. иллюстратор – ил. иллюстрация – ил. имени – им. именной - имен. институт – ин-т. информационный – информ. исполнение – исполн. исполнитель – исполн. исправление – испр. исследование – исслед. исторический – ист. кандидат – канд. карта – к. каталог – кат. кафедра – каф. книга – кн. комиссия – комис. комитет – ком. комментарий – коммент. конгресс – конгр. конференция – конф. кооперация – кооп. копия – к. корреспондент – кор. лаборатория – лаб. лист – л. литература – лит. месяц – мес. министерство – м-во младший – мл. монография – моногр. надзаголовок - надзаг. название – назв. напечатанный – напеч. народный - нар. научный – науч. национальный – нац. начало – нач. новая серия – н.с. ноябрь – нояб. областной – обл. область – обл. обложка – обл. обработка – обраб. общество – о-во общий – общ. объединение – об-ние объединенный - объед. оглавление – огл. октябрь – окт. опубликованный – опубл. организация – орг. оригинал – ориг. ответственный – отв. отдел – отд. отделение – отд-ние отпечатанный – отпеч. оформление – оформ. педагогический – пед. перевод – пер. переводчик – пер. переиздание – переизд. перепечатка – перепеч. переплет – пер. переработка – перераб. печатный – печ. план – пл. подготовка – подгот. подзаголовок – подзаг. полный – полн. популярный – попул. поселок – пос. послесловие – послесл. предисловие – предис. предметный – предм. председатель – пред. приложение – прил. примечание – примеч. профессиональный – проф. профессор – проф. псевдоним – псевд. публикация – публ. раздел – разд. разработка – разраб. район – р-н. редактор – ред. редакционная коллегия – редкол. редакция – ред. республика – респ. реферативный журнал – РЖ рецензия – рец. рисунок – рис. Ростов-на-Дону – Ростов н/Д руководитель – рук. рукопись – рукоп. Санкт-Петербург – СПб Санкт-петербургский – С. – петерб. сборник – сб. сентябрь – сент. серия – сер. сессия – сес. симпозиум – симп. совещание – совещ. составитель – сост. статья – ст. стенограмма – стеногр. таблица – табл. титульный лист – тит. л. том – т. университет – ун-т университетский – унив. управление – упр. февраль – февр. фрагмент – фрагм. часть – ч. член – чл. экземпляр – экз. язык – яз. январь – янв.  

 

Касаясь непосредственно заключительного этапа, связанного с упорядочением списка использованных источников, то его следует разделить на нижеследующие рубрики в указанном порядке:

Ø нормативно-правовые акты

Ø научная и учебная литература

Ø диссертации и авторефераты диссертаций

Ø материалы юридической практики

Ø информационные электронные ресурсы

Ø литература на иностранном языке

При оформлении такого списка следует указывать название обозначенных рубрик, и включать соответствующие источники сразу же после названия каждой рубрики, при этом нумерация должна быть сплошной по всему списку. Непосредственно название рубрик выравнивают по центру и не нумеруют.

Одновременно, не следует забывать о том, что при компоновке нормативно-правовых источников, конкретные официальные акты следует указывать в списке в зависимости от их юридической силы, а однородные документы по юридической силе компоновать в алфавитном порядке. Таким образом, их следует располагать в следующем порядке:

· Международные правовые акты;

· Конституция Российской Федерации;

· Федеральные конституционные законы Российской Федерации;

· Федеральные законы Российской Федерации;

· нормативные подзаконные акты высших федеральных органов государственной власти РФ (например, постановления, распоряжения Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, Указы Президента РФ)

· нормативные акты субъектов Российской Федерации;

· подзаконные акты министерств и ведомств;

· решения иных российских государственных органов, органов местного самоуправления;

· нормативные акты иностранных государств

· нормативно-правовые акты, утратившие юридическую силу

· проекты нормативно-правовых актов

 

При указании в списке использованных источников правовых нормативных документов, в первую очередь, следует указывать его официальное название, затем обозначать его физическую форму, то есть в чем был представлен для изучения материал, к примеру: [текст], [электронный ресурс], затем ставиться знак двоеточия и в квадратных скобках указывается в сокращенной форме вид официального документа исходя из его юридической силы, а так же каким органом принят, и дату последних внесенных изменений, дополнений, которые автором были учтены при изучении.

Например,

1. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов [электронный ресурс]: [федер. закон №45-ФЗ от 20 апр. 1995 г.: принят Гос. Думой РФ 22 мар. 1995 г.: по состоянию на 25 дек. 2012г.] / Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.03.2014)

 

Остальные источники, подлежащие включению в список использованной литературы, и относящиеся к иным рубрикам, следует располагать в алфавитном порядке. Пример оформления списка использованных источников представлен в Приложении.

Графики, схемы, диаграммы, таблицы следует располагать после текста и нумеровать арабскими цифрами по последовательности расположения их в работе с обязательным указанием их названий, и выравниванием по центру страницы, с той лишь разницей, что слово «таблица» и ее название следует помещать непосредственно над самой таблицей. Кавычки и знак «№» нигде не проставляется:

 

1) Таблица 1. Основные этапы развития института освобождения от уголовной ответственности

2) График 1. Динамика преступности за период 2000-2013гг.

3) Схема 1. Планирование расследования

4) Диаграмма 1. Число лиц, осужденных по приговору суда

 

В случае если такие таблицы, графики, схемы, диаграммы, будут представлены повторно в приложении к выпускной работе, а вместе с ними и другие, которые в основном тексте не приводятся, то не следует забывать, что порядковые номера приложений должны соответствовать последовательности упоминания графических, схематических и других изображений в тексте, то есть новые объекты, подлежащие включению в приложения, логично размещать в последнюю очередь, в зависимости от их типа (диаграммы с диаграммами, таблица с таблицами и т.д.).

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)