Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

VI. Организация выполнения и оформления иных видов письменных студенческих работ





Настоящий раздел методических рекомендаций позволяет понять студенту, что в первую очередь требуется учесть при написании эссе, доклада, реферата, курсовой работы и выполнении контрольной. При этом акцентируется внимание на требованиях оформления и элементах содержательной части указанных видов письменных работ.

 

Эссеистическая работа

Эссеистическая работа это разновидность самостоятельной письменной работы студентов. В переводе с французского «essai» означает «попытка», «проба», «очерк».

Таким образом, эссе это небольшая по объему письменная работа (от 1 до 7 листов), которая может быть выполнена как непосредственно в рукописном варианте, так и в машинописном. Учитывая современный уровень развития образования, предпочтительнее, чтобы данный вид письменной работы был бы напечатан, так как, если в силу определенных причин заслушать ее публично не представится возможным, то самостоятельное ознакомление преподавателя с текстом может вызвать затруднения при прочтении, обусловленные, к примеру, неразборчивостью почерка.

Особо важно определиться с тематикой эссе, желательно чтобы избранная тема являлась полемичной, широко обсуждаемой в правоприменительной практике, то есть по своей сути являлась достаточно актуальной. По структуре и содержанию эссеистическая работа это вовсе не исследование, поэтому у нее нет ничего общего с выпускными квалификационными письменными студенческими работами. Ее также не следует отождествлять не с рефератом, не с докладом, не с контрольной, и тем более не с курсовой работой, так как она не имеет целью проверить знания по пройденной программе, либо оценить насколько студент самостоятельно может применить приобретенные навыки и знания на практике, наоборот, выполненная работы в виде эссе позволяет оценить насколько студент способен вступать в обсуждение какой-либо правовой проблемы, разбираться в происходящих общественных процессах и давать им собственную политико-правовую оценку.

Таким образом, данный вид письменной работы следует признать достаточно перспективным, способным развивать и совершенствовать умение логически мыслить, грамотно аргументировать собственную позицию с юридической точки зрения, обуславливать возникновение диалога, а соответственно постепенно подготавливать студента к готовности публично защищать иные письменные работы более сложного уровня.



Эссе по проблемам правотворческой и правоприменительной деятельности, и иным смежным вопросам, представляет собой небольшой очерк студента, отражающий его собственную позицию, которая может в общих чертах быть схожей с существующей в науке и практике, либо противоречить ей в части или в целом, то есть является чисто субъективной установкой, не претендующей на истинность воззрений. При этом, данная студенческая работа не имеет четко заданной структуры (плана), и текстуально отличается по методике изложения материала от других монологических видов работ, так как допустимо использование в тексте оборотов профессиональной разговорной лексики, и особое интонационное акцентирование при формулировании отдельных положений работы.

Содержательно эссе отражает конкретное субъективное мнение по рассматриваемому вопросу, и для данного вида работ характерно наличие небольшого количества цитирований и сносок, либо вообще их отсутствие.

Вместе с тем, отсутствие в конце текста эссе списка использованных источников недопустимо, ввиду того, что студент при подготовке такого вида работы, как минимум ссылается либо оценивающе критикует конкретные нормы права, противопоставляет чужие точки зрения, выделяет общее, особенное и противоречивое в официальных и экспертных данных.

Особенность в том, что список использованных источников при подготовке эссе незначителен, и может включать, к примеру, два-три законодательных акта, одну научную книгу или публикацию в виде научной статьи. Образец титульного листа эссе представлен в приложении, требования к библиографическому описанию, сноскам, правилам набора и печати текста, аналогичны требованиям, предъявляемым к иным видам письменных студенческих работ.

Доклад и реферат

Доклад и реферат относятся к письменных видам студенческих работ, которые выполняются обучающимися достаточно часто, и как эссе, нередко заслушиваются в ходе проводимых занятий. Поэтому, студент к определенному дню может подготовить несколько докладов либо рефератов по разным предметам. Быстрота их подготовки не должна сказываться на качестве рукописей, но все, же объяснить существующую специфику написания таких видов работ, возможно:

- доклад и реферат это не итоговые выпускные квалификационные работы;

- они не относятся к комплексным монографическим исследованиям, и поэтому при оценке допускаемых недочетов относятся наиболее лояльно;

- по своей сути содержат обобщение и анализ имеющейся информации в рамках затронутой проблематики;

- работа автора содержит некоторые исследовательские элементы, но в целом рукопись трудно охарактеризовать как детальное, углубленное научное исследование;

- общий объем работы в сравнении с бакалаврской работой, дипломным проектом, магистерской диссертацией незначителен, в связи, с чем студент способен за непродолжительный промежуток времени подготовить два и более доклада, либо реферата;

- доклад и реферат целесообразнее отнести не к научно-исследовательским работам, а к учебно-познавательным работам с элементами исследования, которые фактически помогают студенту выработать навыки для подготовки в последующем наиболее сложной практически-ориентированной работы научно-исследовательского характера.

Как выше отмечено, доклад признается самостоятельным видом письменной работы, с той лишь разницей, что в докладе автор достаточно детально раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит значительное число различных точек зрения, то есть сообщает о чем-то либо о ком-то, но не излагает исключительно только свою позицию по вопросу. Докладчик должен подготовить свою письменную работу, чтобы ознакомившись с ней, стало понятно, что существует в современной правовой действительности, каким образом регламентируются те или иные общественные отношения, какие трудности возникают в сфере правоприменения, как удается разрешать отдельные проблемные аспекты, какие предвидятся перспективы и многое другое. Допустимо, и более того, заслуживают особого внимания, итоговые выводы в рамках доклада.

Таким образом, информационный поток должен быть достаточен для восприятия и уяснения слушателями того, о чем им сообщается. Вместе с тем, доклад может быть подготовлен не только по актуальной, дискуссионной тематике. К примеру, рассматриваемый вид письменной работы может предусматривать освещение некоторых учебно-научных вопросов по пройденной теме в рамках программы предмета, которые не были рассмотрены лектором более детально в силу ограничений по времени, либо это те вопросы, которые могут дополнять пройденный материал, развивать представления (кругозор) о том или ином событии, особенностях действия и применения конкретной нормы права и т.п. Общий объем письменного доклада не должен превышать 12 машинописных листов. Относительно структуры доклада следует отметить, что он должен предусматривать наличие плана проведенной работы, разделы и главы которого должны быть последовательно взаимосвязаны, а также содержать выводы, обобщения, и список использованных источников.

Таким образом, структура доклада включает нижеследующие составляющие:

Ø титульный лист

Ø обозначения и сокращения (в случае необходимости)

Ø план

Ø введение

Ø вопросы, подлежащие рассмотрению (основной текст)

Ø выводы

Ø список использованных источников

Ø приложения (в случае необходимости)

 

И все же, прежде чем написать доклад, следует заранее отобрать и изучить фактический материал по избранной теме, обработать его и систематизировать, и только затем составить определенный план, написать, обозначить, и обобщить самые важные, по мнению автора, выводы и положения.

Реферат - это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов.

«Реферат» в переводе с латинского означает следующий смысл - «пусть он доложит», поэтому, по сути, это обобщенная запись идей (концепций, точек зрения) на основе самостоятельного анализа различных или рекомендованных источников и предложение авторских (оригинальных) выводов.

Чтобы изложить свое собственное твердое мнение по определенной проблеме, требуется: во-первых, хорошо знать материал, а, во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме, сделать логичные выводы. Рефераты чаще пишут по предметной дисциплине, предполагая вести коллегиальное обсуждение (диспут, круглый стол и т.п.) более широкой проблемы. Участники такой дискуссии, как правило, готовят несколько рефератов.

Реферат может быть подготовлен по заданной теме на основе одного или нескольких источников. В реферате должны присутствовать характерные поисковые признаки: раскрытие содержания основных концепций, цитирование мнений некоторых специалистов по данной проблеме, текстовые дополнения в постраничных сносках или оформление специального словаря в приложении и т.п.

В ходе учебного процесса преподавателем предлагается определенная тематика рефератов или же студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата. При выборе темы реферата учитывается ее актуальность, научная разработанность, наличие источниковой базы, а также опыт практической деятельности и начальные знания студента, и конечно личный интерес к выбору проблемы для анализа. После выбора темы составляется список изданной по теме (проблеме) литературы, опубликованных статей, необходимых справочных источников. Обязательно следует уточнить перечень нормативно-правовых актов необходимых для анализа.

План написания реферата имеет внутреннее единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой проблемы (темы) Реферат состоит из краткого введения, одного - двух параграфов основной части, заключения и списка использованных источников.

Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается актуальность темы (проблемы), сопоставляются основные точки зрения, цель и задачи раскрываемого в реферате анализа.

В основной части формулируются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа теоретических источников (теоретических точек зрения, моделей, концепций), документальных источников и материалов практики, экспертных оценок по вопросам исследуемой проблемы, а также результатов эмпирических исследований

Реферат носит учебно-исследовательский характер, содержит результат творческого поиска автора. В заключение (1-2 страницы) формулируются главные итоги авторского поиска в соответствии с выдвинутой целью и задачами реферата, излагаются обобщенные выводы или практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы.

Объем реферата, как правило, не должен превышать 15 страниц компьютерного текста. Реферат имеет титульный лист (см. приложение 3). После титульного листа (см. приложение 5) печатается план написания реферата.

Таким образом, структурно реферат включает в себя:

Ø титульный лист

Ø обозначения и сокращения

Ø план

Ø введение

Ø основная часть (разделы и параграфы разделов)

Ø заключение

Ø список использованных источников

Ø приложения (в случае наличия дополнительного материала в виде таблиц, анкет, диаграмм, графиков и др.)

Требования к библиографическому описанию, сноскам, правилам набора и печати текста доклада, реферата, аналогичны требованиям, предъявляемым к итоговым аттестационным видам письменных студенческих работ.

 

Контрольная работа

Контрольная работа - это своеобразная форма контроля знаний, выполняемая после изучения отдельных глав, параграфов, разделов конкретных тем в рамках учебного предмета или же по окончании изучения всего программного цикла определенного предмета.

Исходя из обозначенных заданий, контрольная работа по своему содержанию может быть сведена:

А) к изложению решений на сформулированные задачи, условия которых непосредственно связаны со сложными и запутанными ситуациями в сфере юриспруденции;

Б) к подробному ответу на проблемные контрольные вопросы, которых может быть задано несколько для самостоятельного осмысления;

В) к изложению материала по определенной тематике, которое на первый взгляд напоминает по способу оформлению доклад либо реферат.

В целом же рассматриваемый вид письменной работы следует признать важным средством самоконтроля, который ориентирован на выработку умений и навыков: организовывать поиск необходимой информации для решения проблемного вопроса; развивать конструктивные мыслительные процессы анализа, позволяющие грамотно аргументировать принятые решения. Выполнение контрольной работы направлено на постепенную подготовку студента к выполнению более сложных по уровню письменных работ, так как студент наглядно уже имеет представление о том, каким образом следует организовывать самостоятельный поиск интересующей информации нормативного, учебного и научного характера, нарабатывает письменное мастерство формулирования собственных выводов, полученных при решении конкретного задания, присматривается к принятому порядку цитирования, оформлению сносок, списка использованных источников, использованию нормативных положений в тексте работы. Вместе с тем, контрольная работа способствует активной подготовке к итоговой устной сдаче предмета.

В случае если контрольная работа включает в себя задания в виде задач по праву уголовно-процессуальной, криминалистической, криминологической направленности и проблемные ситуационные вопросы, то при выполнении данного рода контрольных заданий, предусматривается рукописный вариант, либо машинописный, с учетом выбора способа изложения студентом или преподавателем. Как правило, подобные задания нацелены логически запутать студента, поставить его в ситуацию выбора, связанного с поиском верного ответа, с обязательной ссылкой на конкретные нормы права, и нередко обусловленные необходимостью изучения следственной и судебной практики, позволяющей понять специфику правоприменительного процесса. Поэтому зачастую небольшие по объему условия контрольных заданий позволяют не только повторить пройденное по предмету, но и дополнительно проштудировать значительный объем различного рода информации в рамках конкретной проблематики, и тем самым расширить кругозор обучающегося, закрепить знания по теме. В данном случае, оформляется подобный вид контрольной работы нижеследующим образом (если предусматривается машинописный вариант):

Ø титульный лист (см. приложение 3)

Ø номер варианта или номер задачи, вопроса, изложение условий заданий

Ø ответы на вопросы

Ø список использованных источников

При рукописном выполнении контрольной работы, следует помнить о том, что ее следует выполнять в отдельной тетради, предназначенной для практических, семинарских занятий. В указанном случае не оформляется титульный лист, так как обложка обозначенной тетради, должна содержать идентификационные сведения о ее обладателе. В остальном оформление соответствует другим работам. При этом не следует забывать о том, что при рукописном выполнении контрольной работы, должен быть предусмотрен отдельный абзац, в который преподаватель сможет вписать исправления, дополнения и иные замечания, если такие будут выявлены в ходе проверки.

Одновременно следует обратить внимание на такой вид контрольной работы, который предполагает подробный ответ на выбранный из списка студентом либо поставленный преподавателем вопрос, больше напоминающий по формулировке тематику, предлагаемую для раскрытия проблемных аспектов, иначе какой-то небольшой вопрос, который в последующем вполне может быть включен, в виде параграфа в содержание будущего дипломного или бакалаврского исследования, или курсовой работы, с небольшой его текстовой доработкой в плане исследовательских моментов, при условии, если тематика перечисленных иных видов письменных работ будет схожей или смежной. Выполнение обозначенной контрольной работы предусматривает только машинописный вариант. В первую очередь следует обратить внимание на структуру контрольной работы, которая должна включать:

Ø титульный лист (см. приложение 3)

Ø обозначения и сокращения (в случае необходимости)

Ø план

Ø введение

Ø вопросы, подлежащие рассмотрению (основной текст)

Ø выводы

Ø список использованных источников

Ø приложения (в случае необходимости)

В целом содержание контрольной работы предусматривает изложение законодательной позиции по вопросу, состояние правоприменительной практики, понятийное объяснение тех или иных фактов, событий, действий (бездействий), и в качестве дополнения, возможно, кратко отразить сложившиеся полемичные убеждения представителей юридического сообщества. По итогам проделанной работы, приводятся выводы теоретико-юридического характера.

Выполнение контрольных работ в рамках предметных дисциплин фиксируется в учебном плане. Общий объем такой работы не должен превышать 8-10 страниц печатного текста, но его незначительное превышение не должно умолять значимости всей работы, если в ходе проверке будет установлено, что выявленное превышение объема следует считать обоснованным.

 

Курсовая работа

Курсовая работа – это самостоятельный вид письменной учебной работы, включающий элементы индивидуальных исследований автора. Характеризуя в целом данный тип работы, следует отметить следующую тенденцию: при ее написании на первых курсах обучения, содержательная основная часть текста зачастую имеет реферативный характер, что в некоторых случаях негативно влияет на ее общую оценку. Поэтому следует обратить внимание на то, что курсовая работа, по меньшей мере, одна из первых работ исследовательской направленности, однако проще по сложности в сравнении с выпускными квалификационными работами. Стоит помнить, что такая работа должна включать как теоретическую, так и практическую части.

Основные компоновочные элементы курсовой работы визуально должны быть представлены в следующем порядке:

Ø титульный лист (см. приложение 3)

Ø обозначения и сокращения (в случае необходимости)

Ø содержание

Ø введение

Ø разделы и параграфы (основной текст)

Ø заключение

Ø список использованных источников

Ø приложения (в случае необходимости)

Целью подготовки курсовой работы является оценка уровня овладения студентом теоретико-методологическими основами специальности, выявление степени умения излагать концептуальное видение проблемы. Задачи, которые ставятся непосредственно перед студентами, включают:

- изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме исследования;

- самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами;

- уточнение основных понятий по изучаемой проблеме, определение объекта и предмета исследования по курсовой работе;

- анализ существующей судебной практики по изучаемой проблеме;

- резюмирование предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.

Студент совместно с руководителем: уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверки в форме прикладного исследования; составляет план исследования, определяет структуру работы, форму исследования, сроки выполнения работы по этапам; определяет необходимую литературу и другие материалы, в т.ч. статистические источники, и т.п.

Как правило, во введении указываются актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи работы, характеризуются использованные автором практические материалы и структура работы.

Основная часть работы может содержать несколько глав, в которых излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа опубликованной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, формулируются позиции, точка зрения автора (теоретическая часть); описываются проведенные студентом наблюдения, методика исследования, анализ экспериментальных данных (собранного фактического материала), полученные результаты (практическая часть). Содержание теоретической и практической частей определяется в зависимости от специальности и темы работы.

Главы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. При этом заголовки глав не должны повторять название работы. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы, к которым пришел автор, и рекомендации о возможности использования полученных результатов исследования в практике.

Приложения к работе могут быть представлены в виде иллюстраций, графиков, таблиц, схем, анкет, фотоснимков и т.п.

Курсовая работа представляется на кафедру УППО безопасности государства в сроки, установленные учебным планом и преподавателем. Объем курсовой работы составляет 25-35 страниц печатного текста. Работа оформляется титульным листом (см. образец в приложении 1). Курсовая работа должна быть подписана студентом на последней странице после списка использованных источников.

Завершенная работа представляется на отзыв научному руководителю. При оценке работы учитывается ее содержание, актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество использованного материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Одновременно отмечается ее положительные стороны и недостатки.

Работа признанная не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается студенту для доработки, при этом указываются недостатки, и дается рекомендация по их устранению. Работа должна быть завершена до начала экзаменационной сессии.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)