Тема 3.6. Методика формирования гигиенических навыков и обучения самообслуживанию
Цель и задачи изучения темы: 1. Знакомиться с особенностями становления мотивационно-потребностной и технической стороны бытовой деятельности в младенческом, раннем и дошкольном возрасте 2. Формировать представление о содержании разделов программ, посвященных вопросам формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, зрения, интеллектуальной недостаточностью 3. Учиться сравнивать различные методики обучения самообслуживанию детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, определять специфику работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей с нарушениями слуха, с ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом 4. Раскрыть особенности использования игры с дидактической куклой как средства формирования навыков самообслуживания у детей с проблемами развития 5. Рассмотреть содержание и методы работы по формированию навыков самообслуживания, представленные в программах «Путь к независимости», «Маленькие ступеньки», «Навыки повседневной жизни» (Carruculam for daily living) 6. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы Методические указания: обсуждения вопроса № 2, 3 предполагается проведение экспресс-опроса по материалам самостоятельной работы (задание № 1–3, тема 3.6., раздел 3) Вопросы для подготовки к семинару: 1. Развитие бытовой деятельности в младенческом, раннем и дошкольном возрасте 2. Программное содержание и методики обучения труду по самообслуживанию детей с нарушениями зрения, слуха, умственной недостаточностью. 3. Роль дидактической игры в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей с проблемами развития 4. Особенности работы по обучению самообслуживанию с ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом 5. Характеристика западноевропейских и американских программ по формированию навыков самообслуживания («Путь к независимости», «Маленькие ступеньки», «Навыки повседневной жизни» (Carruculam for daily living) Базовый учебник: Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 3 т. / под ред. Назаровой Н. М. - М. : ACADEMIA, 2008. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. – 352 с. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с.
Учебно-методическая литература: 1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. М., 1998. 2. Басилова Т.А. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом // Дефектология. – 1994. – № 4. 3. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М., 1985. 4. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман Путь к независимости» предлагает использовать прием инверсии. 1997 5. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. – 1997. – № 2. 6. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. - 1997.- № 3. 7. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. / Под ред. В.А.Феоктистовой. - М., 1993. 8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2001. 9. Долженко А.И. Система обучения глубоко умственно отсталых детей бытовым навыкам. Диссертация … к.пед.н. М., 1995. 10. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993. 11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003. 12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.,1998. С. 167-170. 13. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с проблемами развития. 2002. – № 1. 14. Кондратов А.М. Если ребенок не видит. М., 1991. 15. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1983. – № 1; 1984. – № 2; 1985. – № 2. 16. Мойора Питерси, Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 7: Самообслуживание и социальные навыки. М.: Ассоциация Даун Синдром. 2001. 17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003. 18. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991. 19. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991. 20. Ремейкайте И.В. Воспитание положительного отношения к труду у дошкольников с нарушениями зрения. Диссертация… к.пед.н. СП-б., 1992. 21. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. М., 2004. 22. Ульянова Р.К. Развитие навыков самообслуживания у детей с ранним детским аутизмом. // Дефектология. 1988, № 2; 1989, № 3. 23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М., Академия, М., 1996. – 336 с. 24. Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителей. Минск, 1997. 25. Шинкаренко Г.В. Развитие самостоятельности умственно отсталых дошкольников (на занятиях по формированию навыков самообслуживания) // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М., 1978. Семинар № 11
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1153)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |