Цель и задачи: формировать умение анализировать формы организации трудового воспитания и обучения, учится составлять фотозапись как опорную основу для анализа
Содержание: лабораторное занятие проводится на базе групп детского сада компенсирующего вида.
Студенты выходят в утренний (вечерний) промежуток времени, наблюдают за проведением одной из форм организации трудового воспитания и обучения, ведут фотозапись по следующей схеме:
Вид работы
| Деятельность
педагога
| Деятельность
детей
| Примечание
|
|
|
|
|
Вторая часть занятия проводится в аудиториях, студенты на основе фотозаписи проводят анализ по следующей схеме:
9. Год, квартал обучения
10. Обусловленность содержания и объема работы требованиями программы для детей данного года обучения
11. Соответствие поставленных задач требованиям программы, содержанию работы и особенностям участников
12. Соответствие формы организации уровню развития трудовой деятельности и опыту
13. Способ планирования предстоящей деятельности (действие по плану, предложенному педагогом, планирование по вопросам, планирование-рассказ); охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, последовательность и способы выполнения); предусматривается ли самоконтроль
14. Структура организационной формы (характеристика вводной, основной, заключительной частей, их соответствие задачам)
15. Методы, специфика их применения, соответствие задачам и возрастным возможностям детей
Оценка детьми собственной деятельности: отношение ребенка к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам; соответствие содержания оценки поставленным задачам; педагогические приемы формирования умения оценивать
Результаты лабораторной работы: фотозапись и анализ организационной формы обучения трудовой деятельности
Лабораторная работа № 5:Программное содержание обучения навыкам хозяйственно-бытового труда детей с проблемами развития
Тема 3.7. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях
Цель и задачи: формировать умение работать с программными документами, учится систематизировать программное содержание обучения навыкам хозяйственно-бытового труда детей глухих, слабослышащих, с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта
Содержание: лабораторное занятие проводится в аудиториях, студенты знакомятся с задачами и содержанием обучения хозяйственно-бытовому труду в разделах «Труд» («Трудовое обучение», «Трудовое воспитание») программ для глухих, слабослышащих детей, детей с нарушениями зрения, с нарушениями интеллекта, систематизируют данные в виде карты-конспекта
Задачи обучения хозяйственно-бытовой деятельности
| Год, квартал обучения
|
Глухие дети
| Слабослышащие дети
| Дети с нарушением зрения
| Дети с нарушением интеллекта
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.
3. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М., 1991.
4. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.
Результаты лабораторной работы: карта-конспект
Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине используются следующие образовательные технологии:
1. Лекционные занятия
2. Семинарские занятия
3. Практические занятия
4. Лабораторные занятия
5. Самостоятельная работа студентов
Занятия лекционного типа составляют 33 % от аудиторных занятий.
Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют _20__ % от аудиторных занятий.
Структура и график выполнения самостоятельной работы студентов
СРС обеспечивает более глубокое усвоение изучаемого курса и способствует формированию компетенций ПК-1, ПК-10, СК-5 в соответствии с компетентностной моделью выпускника.
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела
| Наименование
раздела
дисциплины
| Виды самостоятельной работы
(ак. час. / зач. ед.)
| Общая трудоемкость
(ак. час. / зач. ед.)
| |
Обязательная СРС
| Дополнительная СРС
| |
Проработка конспекта лекций
| Подготовка к СЗ
| Подготовка к ПЗ
| Подготовка к ЛР
| Подготовка к тестированию
| Составление
глоссария
| Подготовка доклада
| Составление таблицы
| Подготовка реферата
| Составление аннотации лит. источника
| Конспектирова-ние литературы
| Составление презентации
| Создание
видеоролика
| Разработка консультации
| |
|
| | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
| | |
|
| | | | | | | | |
|
|
|
|
|
| | |
| Итого:
| | | | | | | | |
| | | | 7/0,19
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
План-график самостоятельной работы студентов
Раздел
дисциплины
| Виды СРС
| Вид
| Сроки
(недели семестра)
| Форма
контроля
|
обязат.
| дополн.
|
порог.
| повыш.
|
Раздел 1. Методика обучения изобразительной деятельности
| Тема 1.1. Сведения из истории методики обучения изобразительной деятельности детей с проблемами развития
№ 1. Составление блок-схемы
|
+
|
|
| 1 неделя сентября
| Тестирование
|
| Тема 1.2. Изобразительное искусство и его виды. Проблемы детского изобразительного творчества. Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка
№ 1. Составление терминологического словаря
№ 2. Составление иллюстрированной картотеки репродукций
№ 3. Составление блок-схемы
№ 4. Составление картотеки
№ 5. Составление блок-схемы
|
+
+
+
|
+
|
+
| 1 неделя сентября
| Тестирование
|
| Тема 1.3. Возрастные особенности детского изобразительного творчества
№ 1. Составление карты-конспекта
|
+
|
|
| 2 неделя сентября
| Тестирование
|
| Тема 1.4. Особенности продуктивной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии
№ 1. Составление карты–конспекта
|
+
|
|
| 2 неделя сентября
| Тестирование
|
| Тема 1.5. Задачи и принципы, коррекционная направленность обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
№ 1. Проработка учебного материала, составление карты-конспекта
|
+
|
|
| 3 неделя сентября
| Тестирование
|
| Тема 1.6. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности.
№ 1.Составление сводной карты-конспекта
|
+
|
|
| 4 неделя сентября
| Тестирование
|
| Тема 1.7. Виды и типы занятий обучения изобразительной деятельности. Планирование занятий по обучению изобразительной деятельности
№ 1.Составление блок-схемы по конспекту лекций
№ 1. Проработка методической литературы
|
+
|
+
|
| 1 неделя октября
| Тестирование
|
| Тема 1.8. Содержание, формы, методы обучения рисованию в специальных дошкольных учреждениях
1.8.1. Основные средства художественной выразительности в рисунке
№ 1. Составление терминологического словаря
№ 2. Оформление дидактического материала
№ 3. Составление диагностического пакета
1.8.2. Материалы для рисования
№ 4. Составление терминологического словаря
№ 5. Составление карты–конспекта
№ 6. Составление картотеки
1.8.3. Методы обогащения предметного и сюжетного рисунка. Рисование с натуры, по представлению, на заданную тему, по замыслу
№ 7. Составление карты-конспекта
№ 8. Зарисовка вариативных способов изображения различных объектов для детей младшей, средней и старшей групп
№ 9. Создание иллюстративного альбома для обучения предметному рисованию детей с нарушениями зрения
1.8.4. Декоративное рисование в структуре коррекционно-воспитательной работы в специальном детском саду
№ 10. Составление терминологического словаря
№ 11. Зарисовка схем построения узора на различных формах
№ 12. Зарисовка элементов гжельской, городецкой, хохломской, жостовской, дымковской росписи
№ 13. Зарисовка этапов создания узоров городецкой, хохломской, дымковской росписи на предметах сложной формы
|
+
+
+
+
|
+
+
+
+
+
|
+
+
+
+
| 2 неделя октября
| Тестирование
|
| Тема 1.9. Содержание, формы, методы обучения лепке
№ 1. Составление карты–конспекта
№ 2. Лепка животных и фигуры человека конструктивным, пластическим и комбинированным способом
№ 3. Составление карты-конспекта
|
+
+
|
+
|
| 3 неделя октября
| Тестирование
|
| Тема 1.10. Содержание, формы, методы обучения аппликации
№ 1. Составление терминологического словаря
№ 2. Составление терминологического словаря
№ 3. Оформление образцов, отражающих приемы вырезывания
№ 4. Составление карты–конспекта
№ 5. Составление карты-конспекта
|
+
+
+
|
+
+
|
| 4 неделя октября
| Тестирование
|
Раздел 2. Методика обучения конструированию
| Тема 2.1. Конструирование как вид детской деятельности, его коррекционно-развивающее и воспитательное значение
Задание 1. Заполнение карты-конспекта
Задание 2. Составление картотеки статей, аннотирование статей
|
+
|
+
|
| 1 неделя ноября
| Тестирование
|
| Тема 2.2. Задачи и содержание образовательного процесса по обучению конструированию детей с особыми образовательными потребностями
Задание 1. Заполнение карты-конспекта
Задание 2. Сравнительный анализ образовательных программ для детей с нормальным развитием и ОВЗ
|
+
|
|
+
| 1 неделя ноября
| Тестирование
|
| Тема 2.3. Принципы, общие методы и приемы, формы обучения конструированию
Задание 1. Разработка и оформление образцов дидактического материала
|
+
|
|
| 2 неделя ноября
| Тестирование
|
| Тема 2.4. Методика обучения конструированию детей с нарушением интеллектуального развития
Задание 1. Знакомство и анализ конспектов занятий
Задание 2. Составление системы занятий
|
+
|
+
|
| 2 неделя ноября
| Тестирование
|
| Тема 2.5. Методика обучения конструированию детей с нарушениями анализаторных систем (зрения, слуха, речи, функций опорно-двигательного аппарата)
Задание 1. Анализ конспектов
Задание 2. Составления конспекта
Задание 3. Проведение диагностики, составление конспекта занятия на основе результатов диагностики
|
+
|
+
|
+
| 3 неделя ноября
| Тестирование
|
| Тема 2.6. Условия организации процесса обучения конструированию детей с особыми образовательными потребностями
Задание 1. Планирование педагогического процесса
|
+
|
|
| 4 неделя ноября
| Тестирование
|
Раздел 3. Методика обучения труду
| Тема 3.1. Основные категории методики обучения труду. Связь трудовой деятельности с психическим развитием ребенка
№ 1. Составление терминологического словаря
№ 2. Проработка научной-исследовательской литературы, составление резюме, «матрицы идей»
№ 3. Составление блок-схемы
|
+
|
+
|
+
| 1 неделя декабря
| Тестирование
|
| Тема 3.2. Возрастные особенности развития трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Особенности трудовой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии
№ 1. Составление карты-конспекта
№ 2. Составление карты–конспекта
|
+
+
|
|
| 1 неделя декабря
| Тестирование
|
| Тема 3.3. Задачи и коррекционные возможности трудового воспитания детей дошкольного возраста с проблемами развития
№ 1. Проработка учебного материала по конспекту лекций
|
|
+
|
| 2 неделя декабря
| Тестирование
|
| Тема 3.4. Методы и приемы обучения трудовой деятельности детей с проблемами развития
№ 1.Составление сводной карты-конспекта
|
+
|
|
| 2 неделя декабря
| Тестирование
|
| Тема 3.5. Формы организации обучения трудовой деятельности. Планирование занятий по обучению трудовой деятельности
№ 1. Составление конспекта одной из форм трудового воспитания и обучения
№ 2. Составление плана месячного и недельного плана работы по трудовому воспитанию
|
+
+
|
|
| 3 неделя декабря
| Тестирование
|
| Тема 3.6. Методика формирования гигиенических навыков и обучения самообслуживанию
№ 1. Составление карты-конспекта
№ 2. Составление карты-конспекта
№ 3. Составление картотеки
|
+
|
+
|
+
| 3 неделя декабря
| Тестирование
|
| Тема 3.7. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду в специальных дошкольных учреждениях
№ 1. Составление карты-конспекта
№ 2. Составление картотеки и аннотирование научно-методических работ
|
+
|
|
+
| 4 неделя декабря
| Тестирование
|
| Тема 3.8. Методика обучения ручному труду в специальных дошкольных учреждениях
№ 1. Составление карты-конспекта
№ 2. Составление карты-конспекта
№ 3. Составление картотеки и аннотирование научно-методических работ
|
+
|
+
|
+
| 4 неделя декабря
| Тестирование
|
| Тема 3.9. Обучение труду в природе
№ 1. Составление карты-конспекта
№ 2. Составление карты-конспекта
№ 3. Составление картотеки и аннотирование научно-методических работ
|
+
|
+
|
+
| 4 неделя декабря
| Тестирование
|
Содержание СРС