Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Требования к руководителю




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Личность руководителя многогранна. Ей присущи те же индивидуальные особенности, которые характерны вообще личности человека. Однако особенности труда руководителя требуют проявления его индивидуальных качеств.

Особенно важно для руководителя быть тактичным во взаимоотношениях с подчиненными: не должен бранить и раздражаться, чтобы не стать предметом насмешек. Терпение и вежливость – краеугольные камни авторитета руководителя, без особой надобности не следует делать подчиненным замечаний в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его; нельзя забывать благодарить подчиненного за хорошую работу, даже если он уже был поощрен в официальном порядке; нельзя позволять шутить над подчиненным даже во внеслужебном разговоре, ведь он не может ответить тем же.

Шведские психологи выработали 50 требований к администратору, среди которых обращает на себя внимание требование уметь вызвать хорошее настроение. В инструкции мастеру на одном японском предприятии конкретно указывается, что наряду с выполнением своих непосредственных производственных обязанностей он должен знать как зовут рабочего, здороваться с ним за руку, один раз в смену поинтересоваться его здоровьем, второй раз – здоровьем жены и детей.



Руководитель должен быть эмоционально сдержанным человеком которому присущи рассудительность, выдержанность, способность к сопереживанию.

Важно, чтобы руководитель имел “полный комплект” обычных человеческих качеств, незаменимых в общении: доброжелательность, внимательность, вежливость, отсутствие раздражительности и т.д. “Имей бесконечное терпение” – назидает инструкция мастера американской корпорации “Дженерал моторс”.

В практике зарубежных фирм считается нормальным обращать внимание на честолюбие и “здоровый карьеризм”, так как по установленным стандартам человек, не стремящийся выдвинуться, не может работать с полной отдачей энергии. Так, на вопрос о критериях оценки кандидата на руководящий пост, существующих на фирме “Вестингаус”, ее вице-президент господин Эванс ответил: “Мы смотрим прежде всего на личные качества человека, которые, как мы считаем, позволяют ему внести вклад с помощью новых идей и умения эффективно доводить их до служащих в организации. Мы смотрим на аналитические способности, его честолюбие, умение хорошо говорить и писать ... способность доводить дело до конца.

Но нельзя отрицать и того, что успех деятельности организации во многом зависит от способностей и воли руководителя. Правда, чрезмерное честолюбие может отрицательно сказаться на результатах работы коллектива и взаимоотношении между руководителем и подчиненными.

Личные качества, выступающие как профессиональные навыки руководителя, поддаются тренировке и развитию. Следует лишь учитывать, что обучение руководителей заключается во многом не в заучивании теории, а в шлифовке личных качеств.

Руководитель – это прежде всего специалист высокого класса. Поэтому большое значение имеет анализ профессионально важных свойств личности.

С этими свойствами неразрывно связаны организаторские качества – специфические организаторские свойства, а также умение работать с людьми, готовность к выполнению приказов и распоряжений старших начальников и т.д.

Особо подчеркивается роль таких качеств управляющего, как реалистичность, схватывать все “на лету” и увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, руководить и организовывать работу коллектива, быть готовым самому выполнять работу и руководить ее выполнением, быть достаточно энергичным и напористым, решать управленческие задачи в рамках рабочего времени без всякого самопожертвования. “Не работайте до изнеможения, чтобы выглядеть настоящим руководителем, когда в действительности вы таковым еще не являетесь. Ваши подчиненные будут смеяться над вами, а ваши вышестоящие начальники будут жалеть вас, но ни то, ни другое не принесет вам никакой пользы”.

В общем виде к выраженным качествам руководителя можно отнести: развитый интеллект, эмоциональную зрелость, комплекс волевых качеств, принципиальность, самостоятельность, высокую политическую, моральную, правовую и профессиональную ответственность, распорядительность, личную организованность, чувство нового, быструю ориентацию в обстановке, личное обаяние, общее умение работать с людьми. Руководитель должен обладать следующими качествами: “Первое – знание своего дела. Второе – умение работать с людьми. Третье – личная ответственность и способность добиться ответственности от подчиненных”. Об умении работать с людьми: “С точки зрения директора – это значит быть авторитетным. Нужно добиться, чтобы подчиненные не сомневались в правильности твоего распоряжения и выполняли его с удовольствием. Подчиненный должен видеть, что руководитель – человек дела”.

Руководителю должны быть присущи и определенные педагогические качества, умение осуществлять трудовое воспитание и профессиональное обучение; организовывать общекультурное, эстетическое и физическое воспитание молодежи; четкое, логичное, образное изложение своих мыслей и т.д.

В последнее время появились разработки структуры собственно педагогических качеств. Выделяют три основных группы педагогических свойств: информативные, организаторские и воспитательные. Высококвалифицированные преподаватели-эксперты дали следующую иерархию моральных качеств педагога-руководителя: требовательность, справедливость, внимательность, непрерывный самоконтроль, педагогический такт, умеренный юмор.

Одновременно руководитель должен быть и чутким психологом, “открывающим” в самом скромном работнике внутренние силы и способности, о которых он, может быть, и сам не подозревает, предостерегающим от ошибок, поддерживающим в минуту сомнений и неудач.

Важным фактором, обеспечивающим эффективность управления, является авторитетность. Авторитет основан на глубоком уважении к руководителю. Истинному авторитету чужды как голое администрирование, так и “авторитет панибратства с элементами заискивания”.

Гнев – это явление, встречающееся в жизни руководителя даже чаще, чем у большинства других людей. Обстоятельства, не подвластные контролю, часто заставляют руководителя сердиться. Однако от руководителя ожидают полного владения своими эмоциями и сохранения спокойствия в большей мере, чем от подчиненных, несмотря на то, что руководитель испытывает большие напряжения.

Злость просто нельзя отрицать, ею следует управлять. Тот, кто отказывается заниматься ею конструктивно, обнаружит ее последствия, как в деятельности возглавляемого коллектива, так и на своем здоровье. Зная как утихомирить собственный гнев, нужно уважительно обращаться к другим, а также научиться управлять своей злостью.

Чувства хозяйственного руководителя должны быть хорошо развиты, но находится под контролем сознания. Руководителю в работе мешает чрезмерная эмоциональность, влияющая на ход принятия решений и его результаты. Эмоциональный руководитель склонен к импульсивным, поспешным, необоснованным действиям, иногда к грубости в общении с подчиненными. Излишня эмоциональность отрицательно влияет и на интеллектуальную деятельность, и на взаимоотношения с коллективом.

С другой стороны, руководителю помогает эмоциональность. Чувства способствуют подъему физических и духовных сил и формированию увлеченности делом, без чего невозможен подлинный успех.

Чувства помогают в налаживании нормальных взаимоотношений с подчиненными. Привлекать людей может лишь тот, кто способен радоваться и печалиться. В зарубежных руководствах по управлению говорится, что руководителю необходимо быть эмоционально зрелым, т.е. уметь контролировать свои чувства.

При выдвижении на должность руководителя, следует получить ответы на следующие вопросы:

– имеет ли претендент достаточную для той должности, на которую он выдвигается, теоретическую подготовку: технические, экономические знания и общее развитие;

– обладает ли достаточным опытом практической работы в данной отрасли, на какой должности и сколько времени он работал, насколько успешно справлялся с работой;

– трудолюбив ли, насколько добросовестно относится к работе, имеет ли чувство долга и ответственности;

– какими обладает способностями воздействовать на людей, создавать работоспособный коллектив. Умеет ли срабатываться с людьми;

– обладает ли достаточной энергией, твердой волей, решительностью, стойкостью и спокойствием;

– проявляет ли интерес к нововведениям, может ли изыскивать резервы в повышении эффективности и качества хозяйствования и проявлять инициативу в их использовании;

– обладает ли способностью правильно распределять функции и ответственность между собой и подчиненными;

– дисциплинирован ли он сам и умеет ли поддерживать дисциплину среди подчиненных;

– обладает ли достаточными нравственными качествами: честностью, правдивостью, простотой, скромностью, мужеством. Не проявляет ли склонность к карьеризму;

– справедлив ли он, способен ли проявлять заботу о людях или больше думает о себе. Насколько добросовестно работает над повышением своей квалификации;

– какое впечатление остается о нем у людей: возбуждает ли он к себе симпатию и доверие или раздражает излишней говорливостью, резкостью, грубостью, высокомерием;

– умеет ли организовывать свою работу, уделять время для перспективных вопросов или способен заниматься только текущей работой;

– обладает ли достаточным здоровьем и физической выносливостью, работоспособностью.

Все перечисленные требования объединяются в три группы: знание, умение, деловые и личные качества.




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7